Вероятность того, что затонувший почти полвека назад корабль "Саратовский ледокол" будет поднят нынешним летом, стремится к нулю. Денег на это нет, источники финансирования все еще "не определены". Так что уникальное судно останется на дне по меньшей мере в ближайшие месяцы, а там уже и зима не за горами. Такой вывод можно сделать по результатам переписки нашей редакции с областными ведомствами, которые задействованы в проекте по подъему корабля.
"Саратовский ледокол" — это первый ледокол, который появился на Волге. Более того: есть мнения, что это был первый подобный корабль в России и даже первый речной ледокол в мире. Судно было построено в Англии фирмой "В.Г. Армстронг Митчел & К" по инициативе Российских железных дорог. В то время в районе Саратова не существовало мостов между правым и левым берегами Волги. Поэтому Рязано-Уральская железная дорога, которая управляла рельсовым хозяйством на территории нынешней Саратовской области, нуждалась в пароме, который бы перевозил вагоны через Волгу. Чтобы делать это зимой, парому необходимо было прокладывать путь по воде, ломая лед. Для этих целей железнодорожникам и потребовался собственный ледокол.
"Саратовский ледокол" создали по уникальному проекту. Две его трубы были расположены не друг за другом, как у обычных пароходов, а рядом, на линии, перпендикулярной главной оси корабля. Для выполнения главной цели корабль необходимо было построить широким, но тогда бы он не прошел через систему шлюзов того времени. Чтобы решить эту проблему, конструкторы предусмотрели возможность разделить судно на две части, от носа до кормы, и каждая такая часть была оснащена своей трубой. Разделенный "Саратовский ледокол" провели через шлюзы, а затем снова собрали воедино, и дальше до Саратова он шел своим ходом.
Корабль имел два винта и две паровые машины мощностью 1400 лошадиных сил. Он был спущен на воду в мае 1895 года и начал действовать в Саратове 120 лет назад — весной 1896-го. Команда состояла из 50 человек.
В годы Великой Отечественной войны "Саратовский ледокол" активно использовали для снабжения армии и перевозки людей (включая солдат), в том числе во время Сталинградской битвы. После окончания войны судно было задействовано при строительстве старого саратовского моста через Волгу, а также при возведении Волжской ГЭС. Кроме того, некоторое время его использовали в качестве плавучей котельной, когда корабль подавал пар из своих котлов на берег.
Переживший десятилетия активной работы и войну "Саратовский ледокол" затонул почти полвека назад — в январе 1968 года. Это произошло рядом с мостом через Волгу между Саратовом и Энгельсом. В хорошую погоду его очертания различимы невооруженным глазом. Существует версия, что причиной стали действия грабителей — многие детали ледокола выполнены из цветных металлов. Воры якобы попытались снять одну из конструкций, в результате чего образовалась течь, которая и погубила корабль. Краеведы при этом отмечают, что до затопления судно во многом утратило первоначальный облик, поскольку с него удалили рубку, мачту, трубы и надстройку. Паровых машин на корабле к моменту погружения на дно уже тоже не было.
Несмотря на почти полсотни лет, проведенных в воде, "Саратовский ледокол" хорошо сохранился. Это связно в том числе с тем, что его обшивка была сделана намного толще, чем у других кораблей.
Идея подъема "Саратовского ледокола" немало лет высказывалась энтузиастами истории саратовского речного флота и краеведами, однако к конкретным действиям это не приводило. Но в прошлом году инициатива вдруг получила активную поддержку со стороны областной власти. Чиновники во главе с губернатором Валерием Радаевым изъявили желание вернуть корабль из пучины забвения, реставрировать его и установить в Саратове, превратив в музей речного флота. Поскольку практически все заслуживавшие внимания речные суда прежних эпох в саратовской акватории Волги давно и безвозвратно утрачены (порезаны, сожжены и утоплены), это точно не самая плохая идея.
10 августа 2015 года губернатор подписал поручение № 3-359 правительству области совместно с Главным управлением МЧС (ГУ МЧС) по Саратовской области организовать работу по подготовке к подъему затонувшего судна. А в середине декабря минувшего года распоряжением правительства области № 294-Пр была создана специальная межведомственная рабочая группа.
Как сообщил "Газете Наша Версия" и.о. начальника ГУ МЧС Юрий Радчук, осенью прошлого года специалисты ООО "Плавстройотряд", ФКУ "Центр ГИМС МЧС по Саратовской области" и водолазы службы спасения с помощью плавкрана, баржи, компрессора, а также понтонов, маломерных судов и мотопомпы высокой производительности занимались очисткой трюмов затонувшего судна от ила, песка, бревен и "крупных фракций ракушечника". Площадку вокруг ледокола подготовили для последующего подъема судна плавучим краном. "После завершения работ был проведен визуальный осмотр бортов, который показал, что судно находится в удовлетворительном состоянии", — отмечает Радчук.
Он также указывает, что задействованные в проекте специалисты пришли к выводу, что ледокол может быть поднят плавкраном "Могучий" (его грузоподъемность — до 350 тонн). А затем специальный теплоход "Подводник" может отбуксировать наш корабль до Балаковского судостроительно-судоремонтного завода, где ледокол могут отреставрировать. Кран и буксир принадлежат филиалу "Подводречстрой-7", который находится в Волгограде.
"В настоящее время министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области прорабатывается вопрос о возможности предоставления понтонов, находящихся в распоряжении ОАО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького", для поднятия судна "Саратовский ледокол", — написал нашей газете Радчук.
Вопросы редакции о том, планируются ли работы по подъему корабля этим летом, а также в последующие месяцы года, о конкретных мероприятиях и сроках (если они уже определены) и источниках финансирования остались, увы, без ответа.
Зато на них ответили редакции в областном министерстве транспорта. "По предварительным оценкам примерная стоимость по подъему и реставрации судна "Саратовский ледокол" на Балаковском судостроительно-судоремонтном заводе может составить порядка 58 миллионов рублей. При более детальном рассмотрении вопроса стоимость работ может быть пересмотрена как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения", — написал в ответе на запрос нашего издания заместитель министра по транспортному комплексу Сергей Балакин. Кстати, ранее на одном из публичных обсуждений ситуации с ледоколом депутат городской думы Саратова, директор компании "Строй-реставрация" (организация занималась в том числе реставрацией музея имени Радищева и других исторических зданий региона) Александр Исаев оценил стоимость работы по восстановлению корабля в сумму "не менее миллиарда рублей".
В ответе министерства указано, что по информации областного управления по охране объектов культурного наследия саратовский ледокол "не является объектом культурного наследия, без проведения подводных археологических разведок в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия установить историко-культурную ценность данного объекта не представляется возможным". Неясно, зачем сделано это уточнение, раз уж областная и городская власти в любом случае намерены вернуть судно на поверхность или по меньшей мере продолжают это обещать, а реальная биография корабля не дает сомнений в его исторической ценности? Статус памятника, как показывает практика, — дело наживное.
Зато понятно, что времени на подъем ледокола со дна в течение любого года в связи с особенностями саратовского климата не так уж много. Этой весной зампредседателя правительства области Александр Буренин, который возглавляет межведомственную рабочую группу, заявил в комментариях местным СМИ, что работы возобновятся "не раньше мая, после окончания половодья". Сейчас почти середина июля, но работы так и не начались. И вероятнее всего, ни летом, ни осенью "Саратовский ледокол" поднят так и не будет — нет денег. "До настоящего времени не определены источники финансирования данного проекта, — написал газете Сергей Балакин. — В связи с чем начать работы в ближайшее время по подъему судна "Саратовский ледокол" не представляется возможным".