Ты куда летишь, еда?

Ты куда летишь, еда?
И все же, господа аграрии, вы не чувствуете легкого смущения? Вас ничего не коробит, дорогие земляки?

Оказывается, на прошлой неделе был Международный день торта. Руководители сети местных кондитерских (название, извините, я забыл) решили отметить этот день с профессиональным размахом. Гулять так гулять, на всю катушку, с притопом и присвистом. Через социальные сети народу было заранее объявлено, что в парке Липки состоится особый тортовый праздник для саратовских сладкоежек. В программе: 1) метание тортов в длину; 2) поедание кондитерских изделий на скорость; 3) дуэль на тортах.

Если пункт второй никого особенно не огорчил и даже раззадорил (какой же русский не любит быстрой еды?), то первый и третий номера будущей программы кондитерского действа вызвали у многих приступ праведного негодования. "Уроды!" — "Тортовая дуэль — это полный крах, бОльшего неуважения результата труда кондитеров просто невозможно представить!" — "Дебилы!" — "Ну все, похоже, наступила последняя стадия идиотизма!" — "Прекратите глумиться, идиоты!!!" — "Зажрались???? Отдайте беспризорным детям!" — "Чем фигней заниматься, лучше бы детишек в интернатах побаловали сладким!" И так далее. Я еще выбрал наиболее приличные комменты.

Негодование российских граждан, особенно старшего поколения, понять можно. Битва тортами — традиция несомненно зарубежная: зародилась не у нас, распространилась и подлинного размаха достигла на Западе. Самый масштабный тортобой прошел в 2009 году в Великобритании: 234 участника использовали для метания друг в друга 648 тортов и пирожных, а также расплескали 200 литров крема. В нашей стране, где голод испокон века был не экзотикой, а печальной реальностью и где три четверти населения никогда не наедались досыта, столь варварское отношение к еде — а уж тем более к дорогим кондитерским изделиям! — выглядит как минимум кощунством. Во времена Советского Союза наши пропагандисты не уставали обличать "оскал капитализма", при котором еда — только лишь товар и, стало быть, лишена приличествующей сакральности.

Советские писатели вольно или невольно вторили агитаторам. Вы, наверное, помните соответствующий эпизод из популярной детской повести Андрея Некрасова "Приключения капитана Врунгеля". Цитирую дословно: "Едем по берегу и наблюдаем печальную, но поучительную картину местных нравов: человек двести негров таскают кофе и сахар со склада на берег и прямо мешками в воду — бултых, бултых!.. Мы засмотрелись. Полюбопытствовали, что это за странное развлечение такое. Нам объяснили, что цены на сахар низкие, товары девать некуда, ну и таким вот образом исправляют экономику, поднимают уровень жизни. Словом, мол, все нормально, и иначе ничего не поделаешь". Саркастично, но, по крайней мере, довольно беззлобно: дескать, поглядите на зарубежные выверты.

Еще одна цитата — из очерка, посвященного известному советскому педагогу Василию Сухомлинскому (сборник "Сельский учитель", 1954). Речь идет не про "их нравы", а про наши, поэтому накал страстей уже принципиально иной. "Он (Сухомлинский — Д. П.) вышел после звонка из седьмого класса. Шестиклассники бегали по коридору, гоняли футбольный мяч. И вдруг он увидел, что это не футбольный мяч, а буханка хлеба. Он почувствовал, как вся кровь бросилась ему в голову. Не помня себя, он схватил одного из мальчиков за шиворот, втолкнул его в класс, втолкнул в класс и других ребят и, задыхаясь, стал кричать: как они смеют, как они смеют пинать ногами хлеб?! Хлеб, который выращивают их отцы, который нужен людям, чтобы жить! Хлеб!.. Как они смеют!.."

Сухомлинский — не Врунгель, темперамент другой, взрывной. Но и повод, с точки зрения советского педагога, выглядит вопиющим.

После двух приведенных цитат хочется поскорей сделать выводы и торжественно осудить саратовских кондитеров, которые перенимают у Запада, мягко говоря, не самый ценный опыт и, следовательно, идут наперекор многовековым традициям. Швыряться кулинарными изделиями — это, конечно, некрасиво. Но прежде чем влиться в дружный хор обличителей, отмотаем новостную ленту назад и посмотрим, как у нас обстояли дела с исконными традициями?

Итак, на дворе 10 августа 2015 года. В ответ на наглые происки коварного Запада мы действуем асимметрично. "Саратовские аграрии поддержали уничтожение санкционных продуктов". Первые 34 кило яблок, персиков и нектаринов, в одночасье ставших запретными, отправлены в утилизационную печь. Понимаю, что сравнение хромает. Осознаю, что между буханкой хлеба, которую малолетние хулиганы использовали вместо футбольного мяча (или, допустим, кремовым тортом, в ходе соревнования попавшим прямиком в чью-то физиономию), и официально "сактированными" фруктами — дистанция огромного размера. С одной стороны, сомнительные развлечения. С другой — акция, которая приструнит Запад и "позволит отечественным производителям выйти на новые рынки сбыта".

И все же, господа аграрии, вы не чувствуете легкого смущения? Вас ничего не коробит, дорогие земляки? Пепел невинного персика, который сожжен в результате планового аутодафе, не стучит в ваши сердца? Все те комментаторы, кто сегодня обрушивается на заигравшихся тортоделов, не чувствуют легкого дежавю? Думаю, и педагога-патриота Василия Александровича, и честнягу-капитана Христофора Бонифатьевича, доживи они до наших дней, вряд ли обрадовали бы последующие сводки с фруктово-овощного фронта.

Итак, 26 января 2016-го "в Саратове сотрудники Россельхознадзора выявили в одном из гипермаркетов очередную партию санкционной продукции. 520 кг яблок уничтожены в присутствии владельца". 3 февраля "в Саратове уничтожены 25 кг санкционных грибов". 23 марта уничтожено 92 кг санкционных груш, яблок и томатов, привезенных из Турции. 30 марта на саратовском рынке "Привоз" изъяли 10 тонн польских яблок ("Вся партия отправлена на утилизацию"). 17 мая в Энгельсе уничтожено 16,5 тонны овощей. 13 июля изъяты 1,6 тонны абрикосов и нектаринов, "продукция уничтожена на полигоне ТБО в Энгельсе". И так далее.

В отличие от нас с вами государство всемогуще. Оно, правда, не умеет пока воздействовать на законы природы, зато способно менять правила игры в ходе самой игры. Под влиянием Факторов Международной Политики и прочих высоких материй, от которых у простых смертных ум заходит за разум, вчерашние импортеры иностранной еды, не сделав ничего предосудительного, внезапно оказываются пособниками врага, а фуры с едой, честно купленной за рубежом, вдруг превращаются в состав преступления.

Не смею оспаривать мудрость родного правительства, которое в ответ на некие (кажется, не самые страшные) санкции ввело зубодробительные контрсанкции против еды. Однако не следует забывать: рано или поздно экстраординарные меры будут все же отменены, а препоны на пути импортных фруктов, овощей, сыров и так далее исчезнут. Что останется? Осадочек. Традиция бережного отношения к еде, она ведь неплохая, и тот факт, что в пылу борьбы с коварным Западом мы ее утратили, не может радовать...

Кстати! Уже объявленные тортометание и тортодуэль все же не состоялись: организаторы мероприятия отменили его, сославшись на погодные условия, и ограничились соревнованием по поеданию сластей на время. Поскольку дождя над Липками в тот день не пролилось и урагана тоже как будто не было, рискну предположить, что кондитеры смекнули, КАК может выглядеть их празднество со стороны, просчитали риски и вовремя одумались. Эх, всем бы так.