В русскоязычном сегменте социальных сетей в интернете есть неисчислимое множество приколов, которые начинаются фразой "нельзя так просто взять и…" Далее следует объект (явление, личность, ситуация и так далее) иронии и сарказма. Похоже, что в Саратовской области тоже "нельзя так просто взять и..." собрать большой урожай зерновых, продать его и жить дальше, радуясь прибылям, зарплатам и налогам. Куда веселее объявить весь 2016-й Годом хлебороба (как будто в следующие годы хлеборобы из региона куда-то исчезнут) и провести под это дело еще и целый Приволжский форум по хлебопечению.
Съезд пекарей прошел в Саратове на прошлой неделе. Перед началом основного мероприятия в фойе областного правительства была открыта выставка местных предприятий, столы на которой ломились от всех видов хлеба и кондитерских изделий. Гостям показали огромные калачи, щедро украшенные караваи, красивейшие пироги (в том числе с изображением саратовского герба), булки и плюшки всех видов, сортов и размеров, торты, пирожные и прочие изделия пекарского мастерства всевозможных цветов и оттенков. В целом выставка показала, что саратовские предприятия умеют не только печь хлеб, но и создавать эффектные стенды для демонстрации продукции.
Буквально накануне форума валовой сбор зерновых в регионе как раз превысил отметку в четыре миллиона тонн, так что мероприятие прошло под знаком этой цифры. В частности, зампредседателя правительства области Александр Соловьев, открывая форум, почему-то заявил, что саратовские аграрии "собрали рекордный урожай". Хотя многие отягощенные хорошей памятью жители Саратовской губернии помнят, что во времена губернатора Дмитрия Аяцкова официальная цифра сбора зерна в один из годов была выше. Кроме того, губернатор Валерий Радаев за несколько дней до наступления 2016 года на одном из совещаний напомнил аграриям, что Саратовская область получила второй орден Ленина в ноябре 1970 года за шесть миллионов тонн зерна. Почему четыре миллиона тонн называют рекордом, раз область неоднократно официально преодолевала эту планку, не очень понятно.
Александр Соловьев выразил уверенность, что с проведением форума "зарождается новая традиция" и вообще, по его словам, на Волге таких мероприятий еще не бывало. Список спикеров на пленарном заседании включал главным образом саратовских чиновников и предпринимателей. Так что статус "приволжского" в названии мероприятия произвел впечатление некоего большого аванса. С другой стороны, странно, что такого мероприятия в нашем регионе вообще не проводили раньше — с учетом значимости аграрного бизнеса для экономики области и большого объема занятых в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности людей.
Всему голова
Министр сельского хозяйства региона Татьяна Кравцева, рассказывая о местных особенностях хлебопечения, сообщила, что 52 элеватора в регионе позволяют хранить 3,2 миллиона тонн зерна. Муку в губернии выпускают более полусотни предприятий, их потенциал переработки — под миллион тонн пшеницы.
Производством хлеба в области занимаются 170 предприятий, которые способны производить четверть миллиона тонн продукции в год. При этом за 2015 год все хлебозаводы и цеха региона выпустили лишь 90 тысяч тонн. Результат за семь месяцев нынешнего года — 49 тысяч тонн, то есть примерно семь тысяч тонн в месяц. Проще говоря, если объемы до конца года не вырастут, то итоговый результат будет еще меньше, чем в 2015-м.
При этом именно в Саратовской области зафиксированы самые низкие цены на хлеб в Приволжском округе. На форуме была продемонстрирована таблица стоимости изделий пекарей по данным на 29 августа этого года. Килограмм ржаного и ржано-пшеничного хлеба стоил в нашем регионе 30 рублей 99 копеек. Следом идут Республика Чувашия — 32 рубля 28 копеек и Республика Мордовия — 34 рубля 94 копейки. В Башкортостане такой же килограмм хлеба обойдется уже в 42 рубля 23 копейки, а у соседей в Самарской области — в 47 с половиной рублей.
Схожая ситуация и со стоимостью килограмма хлеба и булочных изделий из пшеничной муки 1-го и 2-го сортов. В Саратовской области — 35 рублей, в Пензенской и Оренбургской областях — 36 с половиной, в Кировской и Самарской — без малого 50 рублей. Кстати, любопытно, что при этом количество "субъектов хлебопечения" в Самарской области (первое место в ПФО по этому показателю) почти в два с половиной раза больше, чем у нас в Саратовской, хотя численность населения двух регионов отличается не столь радикально.
"За последние три года усугубились негативные факторы — мы об этом говорим открыто", — заявила министр Кравцева. В их числе она назвала "неустойчивый уровень цен на зерно", возврат хлебной продукции из торговых сетей, рост цен на непроизводимые в России препараты для пищевого производства, увеличение процентных ставок по кредитам. Загрузка хлебопекарных мощностей в Саратовской области, несмотря на конкуренцию в этой отрасли и усилия по импортозамещению, составляет сейчас, по словам Кравцевой, всего 40 процентов.
Необходимость поддержки со стороны государства, как многие наверняка успели заметить, в последние годы вошла в число самых популярных просьб к власти со стороны бизнеса. Переработка, похоже, тоже не стала исключением: "Важно поддержать идею о субсидиях хлебопекарным предприятиям", — отметила Кравцева.
Хлеба ни куска — и в горнице тоска
Наиболее интересным и содержательным выступлением, которое дало возможность получить представление о рынке хлеба в России, стал доклад президента Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрия Кацнельсона. По его словам, по итогам 2015 года объем рынка составил 650 миллиардов рублей, причем к 2014 году в целом по стране объем в деньгах вырос на 14 процентов. В Приволжском федеральном округе — на 10 процентов, а в Пермском крае, к примеру, и вовсе 25 процентов. В Саратовской области — на четыре процента.
"Рынок хлебной продукции в России — один из самых динамичных. На него практически не повлияли рухнувший рубль и санкционные запреты", — констатировал гость. В натуральном выражении объем производства в 2015-м немного снизился. Но это, как подчеркнул глава гильдии, связано с тем, что выработка на крупнейших хлебокомбинатах в целом по стране "постепенно тает".
Действительно, в Саратове легко найти подтверждение тому, что, несмотря на кризис, хлебный бизнес активно развивается, причем именно в формате небольших пекарен и маленьких цехов. В областном центре за последнее время появилось множество новых заведений с исключительно хлебной специализацией, а старые и новые кондитерские цеха и всевозможные кулинарии тоже стали активно развивать хлебобулочное направление у себя в ассортименте. Спрос на продукцию больших старых комбинатов советского происхождения быстро не исчезнет, но саратовцам, судя по очередям, все больше нравятся новые маленькие пекарни, которые предоставляют новые виды товара.
Впрочем, до стран Европейского союза, где каждый, образно говоря, привык покупать хлеб у знакомого пекаря "за углом", нам еще очень далеко. По словам Юрия Кацнельсона, в Западной Европе на каждые 10 тысяч населения приходятся четыре пекарни. В Приволжском округе этот показатель составляет 0,8 единицы, а в Саратовской области — 0,53. (Для сравнения: в соседней Пензенской области — 1,5 единицы.) По словам эксперта, это означает, что в нашем регионе еще много мест, куда хлеб завозится с других территорий, хотя по любой логике его должно быть выгодно печь именно там, где находится потребитель.
Огромный потенциал участники рынка видят и в сегменте "лечебного" хлеба — без соли и с всевозможными добавками. Пока доля такой продукции в общем ассортименте по стране составляет 0,75 процента.
"Мы считаем, что тема доминирования на локальных рынках абсолютно искусственная", — заметил руководитель гильдии. На одной из таблиц в качестве крупнейших производителей ПФО было указано ОАО "Энгельсский Хлебокомбинат", его доля на рынке хлеба в Саратовской области была оценена экспертами в 27,47 процента. Выше доминирование только у ЗАО "Хлебокомбинат Петровский" в Чувашской Республике — 35 процентов.
Отдельная тема — взаимоотношения производителей с торговыми компаниями. "По ценам никаких серьезных претензий к пекарям быть не может. Раньше к цене хлебопеков торговля прибавляла до 30 процентов, а теперь — от 30 процентов, — подчеркнул Кацнельсон. — Во всех цивилизованных странах 80 процентов пекарей сами продают свою продукцию. У нас это пока не так". По стране в целом на долю крупных сетевых компаний приходится три четверти продаж хлеба, в Приволжском округе — примерно две трети.
12 процентов, по оценке гильдии, составляет вклад в цену буханки или батона со стороны естественных монополий. "Поэтому когда государство говорит: "А что у нас с ценами?" — то нужно смотреть на эту проблему", — уверен эксперт.
Ешь хлеб, коли пирога нет
Представители крупных и средних компаний Саратовской области на форуме говорили и об успехах, и о проблемах. Региональные заводы и цеха активно модернизируются, приобретая оборудование за рубежом. В частности, исполнительный директор ЗАО "Балаково-хлеб" Татьяна Супрунец рассказала, что на предприятии, которое в будущем году готовится отметить полувековой юбилей, за последние годы производственные фонды обновили на 85 процентов, что стоило компании сто миллионов рублей. Теперь этот хлебозавод обладает линиями, в том числе экспериментальными, которые приобретены в Италии, Германии, Чехии и других странах. Они автоматизированы настолько, что сотрудники вообще не прикасаются к муке и другим составляющим при производстве хлеба и кондитерских изделий. "Но при всем этом наши мощности загружены всего на 40 процентов", — призналась Супрунец.
В числе самых злободневных проблем она назвала возврат продукции из торговых сетей. Особенно болезненно это воспринимают те местные производители хлеба, которые для себя сами же выращивают зерно. "Мы по цене фуражного зерна хлебом кормим скотину", — возмущалась эксперт.
Еще одна ситуация, которая требует участия со стороны власти, — поставки для медицинских учреждений и воинских частей. Крупные комбинаты не могут участвовать в конкурсах на такие поставки, поскольку они проводятся для малого и среднего бизнеса. Численность персонала у хлебозаводов как у крупного бизнеса, хотя по объему выручки, по словам Супрунец, они до этой категории явно не дотягивают. Делить предприятия на несколько мелких структур, чтобы иметь возможность участвовать в конкурсах, — не вариант. Но в результате пока поставками хлеба в медицинские и военные учреждения занимаются посредники, а не производители.
Общая позиция по ценам на хлеб, высказанная на форуме, сводилась к тому, что они выросли меньше, чем на многие другие виды продовольствия. По словам Супрунец, при производстве социально значимых сортов хлеба производители имеют рентабельность "на грани фола". При этом для нормального ценообразования очень важно, чтобы производители сами продавали свой продукт.
Что касается роста потребления, то понятно, что это не может не радовать пекарей. С другой стороны, такой рост лишь подчеркивает глубину экономического кризиса в России и свидетельствует о том, что наше население "добирает калории" хлебом, поскольку цены на многие другие виды продовольствия выросли намного более значительно.