Неинформативно

30 сентября 2016, 18:31
Неинформативно
Лариса Кузнецова
Есть, конечно, мнение, что у нас каждая кухарка может управлять государством и в некоторых сферах специального образования действительно не нужно

Месяц назад пришло известие о серьезных перестановках в правительстве. Так, "для оптимизации структуры и штатной численности органов исполнительной власти" комитет по информатизации был упразднен. Его функции поделили между министерством экономического развития и управлением делами правительства Саратовской области. Обсуждая с товарищем из околоправительственной ИТ-сферы это событие, я спросила, означают ли эти изменения конец информатизации в области? А он ответил, что, если по-честному, информатизация у нас и не начиналась. И откуда ей теперь взяться, если, образно говоря, айтишники будут подчиняться главбуху?

С момента выхода постановления правительства Саратовской области об упразднении комитета по информатизации прошел уже месяц. Тем не менее пока все сотрудники остаются на своих местах и работают в прежнем режиме. Как рассказали в комитете, все сотрудники за два месяца предупреждены "об освобождении от замещаемой должности и возможном увольнении с государственной гражданской службы". Впрочем, сокращено будет только шесть должностей. Остальные будут переведены в министерство экономического развития и управление делами областного правительства в соответствии с распределением функций. Обязанности распределят следующим образом: минэкономразвития передадут функции комитета по "разработке, координации и реализации мероприятий в сфере развития информатизации области, обеспечения развития и поддержки системы электронного правительства области", а в управделами займутся информационно-коммуникационным обеспечением деятельности губернатора и правительства.

Неинформативно

А пока судьба сотрудников комитета (в том числе и министра Ларисы Кузнецовой) находится "на рассмотрении", мы вспомним, чем же они занимались на протяжении последних лет.

Информатизация была выведена в отдельный комитет при губернаторе Павле Ипатове. Он назначил министром-председателем Павла Малкова. Эпоха Малкова была богата на всевозможные открытия и преобразования. Считалось, что в самом ближайшем будущем среднестатистическому саратовцу не нужно будет даже выходить из дома, достаточно будет включить компьютер и весь мир придет к нему сам. Ты получишь все необходимые справки, сможешь записаться на прием к врачу, устроишь ребенка в детский сад и даже женишься прямо в интернете. К слову, все перечисленное действительно в той или иной мере стало былью.

Впрочем, что касается некоторых малковских проектов, то воз и ныне там. Взять, например, такую услугу, как регистрация рождения ребенка. "Я знаю на собственном опыте, что после рождения ребенка необходимо собрать документы, принести их в загс, отстоять там очередь, потом через какое-то время прийти забрать свидетельство. Понятно, что молодым родителям, как правило, совсем не до этого", — говорил бывший министр еще в 2012 году, обещая перевести все эти процессы в интернет. Однако если сегодня зайти на портал Госуслуг и попытаться зарегистрировать малыша, можно увидеть такую надпись: "услуга пока недоступна для региона "Саратовская область".

Есть вопросы и по использованию универсальной электронной карты. УЭК — это кусочек пластика, на котором указываются имя держателя карты, его пол и возраст, номер пенсионного свидетельства и полиса ОМС. Нужна УЭК, например, для быстрого доступа к сайту Госуслуги.ру и получения различных федеральных услуг. Планировалось, что на карте появится специальный чип, на котором будут записаны программы для оказания электронных услуг. Предполагалось, что это может быть, например, региональная услуга по перевозке льготных категорий граждан. В этом случае карта будет электронным проездным. Но вот прошло четыре года, а в нашем общественном транспорте так и не появилось необходимого оборудования. Еще одним из наиболее полезных и востребованных должно было стать медицинское приложение: номер полиса медицинского страхования, записанный на карте, мог бы гарантировать прием гражданина в любой поликлинике страны и доступ врача к его электронной медицинской карте. Однако и это по-прежнему остается несбыточной мечтой — в поликлиниках на УЭК смотрят с опаской и требуют полис, а в ответ на вопрос об электронной медкарте только печально вздыхают. Вышло так, что УЭК оказалась практически бесполезной без развитой комплексной инфраструктуры.

Неинформативно

После того как Павел Малков отправился покорять другие кабинеты, информатизацией в губернии стала заведовать Лариса Кузнецова, ранее работавшая сначала юристом, а потом и руководителем регионального исполкома "Единой России". Тогда у меня сразу появился вопрос: как человек с юридическим образованием, занимавшийся непосредственно защитой партии в суде, смог возглавить такой специфический комитет? Есть, конечно, мнение, что у нас каждая кухарка может управлять государством и в некоторых сферах специального образования действительно не нужно. Но сфера ИТ, на мой взгляд, не из таких. Тут руководитель должен иметь хотя бы базовое представление о том, куда попал. Желательно, конечно, чтобы министр вырос непосредственно из этой среды. По крайней мере, образование помогло бы на равных участвовать в совещаниях. А то начнут, к примеру, обсуждать вопросы отказоустойчивости, технологии блокчейн или нюансы реализации API. Впрочем, вопросы образования подчиненных — это вотчина губернатора, ему видней, кого и в какое кресло сажать.

Отсутствие профильного образования не помешало Кузнецовой и возглавляемому ей ведомству реализовать один очень важный и полезный проект — открытие многофункциональных информационных центров. МФЦ позволяет любому гражданину получить необходимые документы и госуслуги по принципу "одного окна". Ты приносишь оператору центра справки и копии документов, и после этого именно он занимается твоей проблемой. Сейчас в области действует 45 МФЦ, пять из них в Саратове. Центры предоставляют 62 федеральных, 93 региональных и 45 муниципальных услуг.

Недоделки Малкова, о которых говорилось выше, при Ларисе Юрьевне по-прежнему остались нетронутыми. Этому не помешали даже громкие заявления. Например, в марте 2013 года сообщалось, что комитет уже разыскивает инвесторов для создания регионального транспортного приложения, в рамках которого могла бы использоваться УЭК. Презентовать новинку чиновники собирались в апреле 2013 года. "На 2013 год задача создать инфраструктуру, которая позволит использовать УЭК или любую другую подобную карту", — говорил один из коллег Ларисы Кузнецовой директор ГКУ Саратовской области "Центр информационных технологий" Николай Горчаков.

Инфраструктуры, как видно, нет. В ближайшем будущем один из чиновников правительства, тот, кому поручат курировать информатизацию, наверняка с воодушевлением будет рассказывать нам о том, как быстрыми темпами идет создание инфраструктуры. В центре повествования, возможно, опять будет УЭК. Или индивидуальный номер, который государство собирается присвоить каждому гражданину. Или электронный паспорт. Только вот инфраструктуры, которая могла бы подойти для всего, мы по-прежнему не дождемся. А может, и не будет больше воодушевляющих сообщений и тема информатизации вообще будет позабыта и заброшена. Это, впрочем, самый пессимистический прогноз.