Гостайнопись

15 октября 2016, 10:00
Гостайнопись
Трое амбалов, включая того, что с ножичком, бледнеют, переглядываются и сползают по стенке с рыданиями. Они провалили задание

Наверняка многие считают, что чиновник — профессия совершенно безвредная и безобидная. Раньше их вообще столоначальниками звали. Тут даже само название демонстрирует, что дальше стола и заведения, где означенный стол стоит, государев человек не движется. Иными словами, опасность на такой работе угрожает только что штанам, которые просиживаются на госслужбе и оттого могут протереться. Ну и еще немножко нервам, но нервы сложнее пощупать. Но это все только на первый взгляд. Оказывается, российский чиновник — почти Джеймс Бонд, которого подстерегают враги, стремящиеся умыкнуть секреты родины. И чтобы этого избежать, ему необходимо специальное секретное оборудование.

"Астон-Мартинами", которые умеют ездить, летать, плавать и отстреливаться ракетами класса "земля — воздух", пока наших спецагентов-бумагохранителей снаряжать не собираются. Ручек со шпионским оборудованием тоже в разработке нет, по крайней мере в открытых источниках об этом не сообщают. Зато сообщают о том, что сразу несколько компаний борются за право предоставить чиновникам новый суперзащищенный со всех сторон мессенджер на замену совершенно прозрачным для злоумышленников WhatsApp, Viber, Telegram и прочим западным (и не совсем) изобретениям. Казалось бы, что в этом такого загадочного и достойного агента с двумя нолями? А вот что: Ростех (холдинг, в котором для нас делают аналог седьмого айфона), выступивший в роли бондовского инженера Кью, предусмотрел в своем варианте мессенджера функцию двух паролей. Один пароль обычный, для стандартного входа в систему. А вот второй как раз иллюстрирует и опасность, и трудность службы простого российского чиновника. Второй пароль — такая красная кнопка, предназначенная для уничтожения всех имеющихся в аккаунте данных. И сделано это для того, чтобы чиновник мог защитить конфиденциальную информацию, если — внимание! — какие-нибудь злодеи насильно потребуют от него войти в свой мессенджер.

Так и видится сцена, достойная пера лучших голливудских сценаристов, да что там — самого легендарного Яна Флеминга. Начальник паспортного стола, прижимающий к груди патриотический "Йотафон", приперт к стенке тремя амбалами в кожаных куртках. Один, поигрывая ножичком, сплевывает на землю и интересуется: "Ну что, будем в мессенджер заходить или как?" И начальник паспортного стола дрожащими руками набирает пароль, но не обычный, а второй, который красная кнопка, и на экране смартфона, вернее на обоих (у "Йотафона" же их два), загораются цифры обратного отсчета, приятный женский голос предупреждает, что еще пара секунд и все данные будут стерты. Трое амбалов, включая того, что с ножичком, бледнеют, переглядываются и сползают по стенке с рыданиями. Они провалили задание. Они не увидят картинок с котятами, которые начальник паспортного стола посылал коллегам по отделу, не прочтут списка покупок, отправленного жене, и целых трех фраз заместителю, касающихся нового порядка документооборота, который якобы должны ввести через пару месяцев. Родина спасена.

Конечно, можно предположить, что негодяи попробуют замахнуться на госслужащего и более высокого ранга, но неужели вы думаете, что госслужащие, действительно ведающие серьезными тайнами, не охраняются от всевозможных посягательств? И уж тем более сцену с насильным залогиниванием в какой-нибудь скайп можно представить только в боевике, причем комедийном.

Казалось бы, чего проще: запретить чиновникам пользоваться программами подобного формата при обсуждении деловых вопросов. Возражают, что так оперативнее можно решать проблемы. Проблемы проблемами, но конфиденциальная информация на то и конфиденциальна, чтобы не болтать о ней постоянно где ни попадя. Есть же волшебная фраза "Это не телефонный разговор", и ничего, справлялись пока. Однако специалисты говорят, что запрещать что-либо бесполезно, лучше просто защититься. Сложно упрекнуть специалистов в их оценке ситуации, особенно если учесть, что при определенном стечении обстоятельств именно им придется защищать информацию невоздержанных на язык чиновников.

Роскомнадзор уже начал осматривать и проверять новые способы общения госслужащих с окружающим миром. Ведь нельзя выпускать Джеймса Бонда в мир с необкатанной техникой в руках. А чтобы у чиновников не было соблазна оставить новое средство связи без внимания, будут их всячески стимулировать. Бумагу специальную пока не составили, но уже вовсю ее обсуждают. Мол, если госслужащий, несмотря на проявленную государством заботу о государственной же тайне, упорно продолжит пользоваться заморскими приспособлениями, то будет ему жестокий нагоняй. В каком виде, пока решают: от выговора с занесением в личное дело до чуть ли не увольнения. А что, шпионское дело сложное, а на каждое освободившееся место уже очередь выстраивается из желающих послужить родной стране.

Вот как перестанут супостаты тайные сведения из телефончиков черпать, тогда у нас и чиновничий аппарат сразу заработает как швейцарские часы, поскольку все циркулирующие в мессенджерах данные будут четко контролироваться. Во избежание утечек. А может, и во избежание использования служебного времени в неслужебных целях. Полезная была бы функция. Жаль, ее, скорее всего, не встроят.