Автомобиль в нашей стране — пока по-прежнему "не роскошь, а средство передвижения", как написал классик. Но новый автомобиль для многих семей медленно, но верно переходит в категорию недоступных покупок. Об этом говорят цифры официального авторынка: продажи новых машин в России с 2012 года уменьшились вдвое (!). А раз нет спроса, буксует и производство: с замедлением сбыта сразу принялись снижать выпуск и российские автозаводы. Федеральное министерство экономического развития прогнозирует, что в ближайшие годы не менее трети мощностей в этой отрасли будут простаивать. В Саратовской области на автопром работают более десятка предприятий. Переживут ли они кризис?
Слово "спад" — мягкая характеристика для ситуации на отечественном автомобильном рынке последних лет. Апатия на нем началась задолго до известных геополитических событий 2014 года и перекрестных санкций. Но падению продаж машин они добавили превосходное ускорение. Затем последовала эффектная девальвация рубля, которая внесла свою лепту в ситуацию. А теперь который месяц подряд реальные доходы населения непрерывно сокращаются, так что простым гражданам стало не до новых автомобилей. В результате авторынок превратился в странный сектор экономики, где двузначные цифры снижения продаж — обычное дело.
Вслед за увяданием сбыта стали регулярно останавливаться и сокращать обороты российские автозаводы (в том числе по "отверточной сборке" иномарок) и предприятия по выпуску комплектующих. Те самые, что были построены заново или модернизированы в нулевые годы и какое-то время вносили хороший вклад в уверенность в благополучном будущем отечественной промышленности.
Забуксовали
По данным Росстата, которые приводит в своем годовом отчете за 2015 год публичное акционерное общество "Балаковорезинотехника", в прошлом году с российских конвейеров сошло 1,2 миллиона легковых автомобилей — на 27,7 процента меньше, чем годом ранее. "Ухудшение макроэкономической конъюнктуры стало одной из главных причин падения российского авторынка. Ослабление курса рубля, снижение ВВП, угроза дальнейшей стагнации экономики и снижение уровня потребительской уверенности оказали существенное влияние на автомобильный рынок", — говорится в документе.
Согласно статистике, на которую сослалось в ответе на запрос нашей редакции областное министерство промышленности и энергетики, в первом полугодии 2016 года падение производства автомобилей продолжилось в стране по всем сегментам, исключая грузовой автотранспорт. В минувшем июле, к примеру, выпуск легковых машин упал почти на 20 процентов по сравнению с июлем 2015-го.
В Саратовской области на автопром работают более десятка предприятий. В 2014-м региональное министерство промышленности в ответе на запрос редакции писало, что их 16, в этом году оно сообщает, что их "более 13-ти". Это, в частности, АО "ЕПК Саратов", ООО "Роберт Бош Саратов", ОАО "Энгельсский завод фильтров", АО "Резинотехника", ПАО "Балаковорезинотехника", ОАО "Саратовский завод "Серп и Молот", ООО "ЭПО "Сигнал", ЗАО "Электроисточник", ООО "Краснокутский электромеханический завод", ОАО "Волгодизельаппарат", ООО "Саратовдизельаппарат", ОАО "Волжский дизель им. Маминых". Кроме того, ведомство почему-то теперь включает в число производителей автокомпонентов и ЗАО "Тролза" в Энгельсе, которое выпускает троллейбусы.
Наиболее крупные местные поставщики продукции на конвейеры автосборочных предприятий, по данным чиновников, это Балаковорезинотехника и "Роберт Бош Саратов".
Местные заводы дыхание кризиса в отрасли почувствовали довольно быстро. Их объемы, к счастью, снижались не обвальными темпами (как на авторынке), но все же заметно. Так, совокупный объем производства за девять месяцев 2015 года составил 100,8 процента по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. Но по сравнению с докризисным 2013-м уменьшился на 19,3 процента (подробнее читайте в статьях "Постой, автопром" в № 35 (285) от 3 октября 2014 года и "Колеса почувствовали дно" в № 42 (338) от 27 ноября 2015 года).
В нынешнем году местную картину портят две компании, которые оказались в ситуации банкротства. "Общий темп роста объемов производства на саратовских предприятиях, производящих автокомпоненты, за 9 месяцев текущего года составил 98,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. По сравнению с 2014 годом наблюдается снижение консолидированного объема производства на 3,4 %. Значительное снижение объемов производства в текущем году по сравнению с прошлым наблюдается на ЗАО "Электроисточник" и ОАО "Волжский дизель им. Маминых". Показатели последнего сильнее всего повлияли на общую статистику, так как большинство предприятий-производителей автокомпонентов, на которых производство комплектующих занимает преобладающий объем производства, нарастили объемы производства. В том числе АО "ЕПК Саратов", ОАО "Энгельсский завод фильтров", АО "Резинотехника", ПАО "Балаковорезинотехника", ОАО "Саратовский завод "Серп и Молот", ЗАО "Тролза" и другие. Если исключить данное предприятие ("Волжский дизель им. Маминых" — авт.) из анализа, то рост объема производства предприятий, производящих автокомпоненты, составил более 5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года", — уверяют в министерстве. Но тут возникает другой вопрос. Завод "Тролза", по данным чиновников, в этом году увеличил объемы производства по сравнению с прошлым втрое. Интересно, как выглядели бы результаты статистики областного автокластера без этого предприятия?
Уповая на государство
В любом случае, как признают местные чиновники, продолжающийся в автомобилестроении кризис "оказал отрицательное влияние на все без исключения предприятия, связанные с данной отраслью". Наиболее сложная ситуация наблюдается на предприятиях ОАО "Волгодизельаппарат" и в упомянутом ОАО "Волжский дизель им. Маминых", где введена процедура банкротства. "Однако ситуация на этих предприятиях, по большому счету, не связана с проблемами автопрома", — подчеркивают в ведомстве.
Характерным примером проявлений кризиса в отрасли служат показатели предприятия "Балаковорезинотехника". По выражению экс-министра промышленности Сергея Лисовского в одном из комментариев, этот завод "в первую очередь ощущает негативные тенденции в производстве авто", поскольку поставляет комплектующие на многие предприятия отрасли. Согласно опубликованной бухгалтерской отчетности за 2014 год, выручка бывшего советского гиганта составила 3,99 миллиарда рублей против 5,09 миллиарда в 2013-м. При этом рентабельность продаж резко снизилась. Итогом стали 258 миллионов рублей чистого убытка против 31,8 миллиона рублей прибыли в 2013 году.
По итогам 2015 года в отчете компании указано, что объем произведенной продукции по сравнению с 2014-м годом сократился на 6,3 процента. Выручка увеличилась благодаря "вынужденному повышению цен на готовую продукцию в связи с ростом затрат на производство", и общество даже получило прибыль в размере 14 миллионов рублей. Но с частью сотрудников предприятию за время кризиса уже пришлось расстаться.
Впрочем, не только ему. В 2012 году, судя по ответам на запросы редакции, на местных предприятиях автопрома трудились 14 с половиной тысяч человек. В 2013-м — 13 тысяч 700. В настоящее время — лишь 11 тысяч человек. Только за девять месяцев этого года, по данным областного минпрома, автомобильный кластер региона потерял уже 10,6 процента персонала. "Аналогичная динамика наблюдалась и годом ранее", — сообщили в ведомстве.
Эта "средняя температура по больнице", впрочем, не означает, что персонал убывает на всех предприятиях отрасли. "Если в 2015 году снижение численности произошло по всем предприятиям, производящим автокомпоненты, то в 2016-м четыре предприятия (ЗАО "Тролза", ОАО "Энгельсский завод фильтров", ООО "ЭПО "Сигнал", АО "Резинотехника" и ООО "Краснокутский электромеханический завод") дополнительно приняли сотрудников", — говорится в комментарии министерства.
Экономисты не скрывают, что автомобилестроение в России во многом держится на плаву в кризис за счет господдержки. В этом году она составила 50 миллиардов рублей, в следующем, по некоторым данным, может достигнуть 60 миллиардов. По сути, сейчас при поддержке государства продается каждый третий автомобиль. Но при этом федеральные чиновники отмечают, что стимулирование рынка приводит к опережающему удовлетворению отложенного спроса на автомобили и не заставляет производителей сокращать издержки и повышать качество выпускаемой продукции.
В областном минпроме поясняют, что государство поддерживает отрасль посредством трех программ стимулирования спроса: обновления парка, льготного автокредитования и льготного лизинга. "Безусловно, эти меры имеют мультипликативный эффект и способствуют загрузке региональных предприятий", — уверены в ведомстве. Какой же "мультипликативный эффект" окажет на отрасль отсутствие государственной поддержки, если в бюджете совсем кончатся деньги на подобные цели?
Тем временем федеральные министерства теперь возлагают большие надежды на экспорт изделий отечественного автопрома. Для поддержки этого направления в нынешнем году уже было выделено 3,3 миллиарда рублей. В будущем могут потратить на эти цели еще больше. Саратовские предприятия отрасли тоже экспортируют свою продукцию. По данным местного минпрома, Балаковорезинотехника в прошлом году поставило свои изделия потребителям в Венгрию, Афганистан, Польшу и Туркменистан. ЗАО "Тролза" отправило троллейбусы в Аргентину. ОАО "Волжский дизель им. Маминых" торговало с Казахстаном, ЗАО "Электроисточник" отгрузило аккумуляторные батареи в Беларусь и Казахстан. А продукция компании "Роберт Бош Саратов" идет на конвейеры ведущих автопроизводителей мира.
Покатаемся на старых
При всех усилиях автоконвейеры России по-прежнему лихорадит. К примеру, на днях стало известно, что завод Ford Sollers во Всеволожске будет стоять с середины ноября аж до конца новогодних праздников. АвтоВАЗ с октября работает четыре дня в неделю, и такой режим продлится почти до конца зимы. Ранее волжский завод тоже периодически вставал на внеплановые каникулы. Рваный режим работы, которым страдают все крупные автосборочные предприятия России, отражается на саратовских заводах негативным образом.
И готовиться к лучшему, похоже, на всякий случай не стоит. Кризис в автопроме, вероятно, будет длиться еще долго. По крайней мере, федеральное минэкономразвития прогнозирует, что в ближайшие годы не менее трети мощностей в отрасли будет простаивать. А продажи автомобилей в России не превысят до 2020 года двух миллионов штук в год. До кризиса крупные международные экспертные организации оценивали емкость рынка минимум вдвое выше. Некоторые из них считают, что продажи легковых автомобилей в нашей страны могут начать расти уже со следующего года. В пользу этого якобы говорят ожидаемое увеличение цен на нефть и сравнительно низкий уровень автомобилизации в нашей стране. Другие эксперты убеждены, что реальных перспектив увеличения покупательной способности населения нет. А потому и рост продаж легковых автомобилей в будущем году маловероятен.
Потенциал у российского рынка машин остается большим. Уровень автомобилизации в России по данным Автостата составляет 284 машины на тысячу человек. Это выше, чем в среднем по миру (140 штук), но в разы ниже, чем, например, в США (799 штук) или Канаде (605 штук). Да и в странах с сопоставимым с Россией уровнем ВВП на душу населения уровень автомобилизации в основном тоже выше.
При этом в ответ на вопрос о том, кто же будет покупать новые автомобили в нашей стране, власть со своей стороны вносит свежие дополнения, которые сложно назвать иначе, чем издевательскими. На днях стало известно, что правительство намерено наскрести денег в дефицитные бюджеты, увеличив акцизы на алкоголь, табак и автомобильное топливо. Законопроект, содержащий такие поправки, уже прошел первое чтение в Госдуме. По расчетам экспертов цены на горючее на заправках могут вырасти на 10-20 процентов. Надо быть большим оптимистом, чтобы предполагать, что наши беднеющие сограждане в таких условиях станут больше ездить на старых автомобилях и чаще покупать себе новые. Но похоже, что лиц, принимающих такие решения, это мало волнует.
Фото с сайте bctlt.ru