Карточный домик

30 января 2017, 09:27
Карточный домик
здесь и далее - кадры из кинофильма «Мэверик» (1994)
Наш земляк забегает в самый обычный саратовский супермаркет, чтобы купить поллитра водки, полкило вареной колбасы, селедку и полбуханки хлеба, а кассир спрашивает у покупателя: "Карта есть? Нет? Тогда извините"

Лом, матрос с яхты "Беда" из книги о приключениях капитана Врунгеля, отлично разбирался в морских картах. Фукс, второй матрос с той же яхты, был специалистом в игральных картах. Но когда яхта, вернувшись из кругосветного плавания, пришвартуется у родных берегов, может оказаться, что Лому с Фуксом надо менять квалификацию и разбираться в иных картах - в банковских.

Дело в том, что российский Минфин уже несколько лет подряд продвигает идею ограничить в стране хождение наличных денег. И вот недавно, на съезде "Единой России", министр финансов Антон Силуанов вновь вернулся к своему любимому проекту. Конечно, он не предлагает отменить купюры сразу и вдруг. Сперва умные министерские головы хотят установить законодательный барьер на пути оплаты крупных покупок наличными. В разные годы назывались разные суммы, свыше которых начнется финансовое "низзя!", - то 600 тысяч, то 300 тысяч. Но, возможно, если новый закон будет принят, высоту барьера в каждом российском регионе начнут устанавливать самостоятельно, исходя из местных условий.

Логика понятна: средняя зарплата в Орловской области, например, - 16830 рублей, в Ханты-Мансийском автономном округе - 61930 рублей, а в Москве - 66880 рублей. А раз так, то жители Москвы и, допустим, Урюпинска будут вкладывать разные смыслы в понятие "крупная сделка". Быть может, для продвинутого менеджера в столичной фирме всё, что меньше миллиона, - уже мелочь. Но для провинциальной бабушки-пенсионерки покупка двух замороженных куриц и пачки сливочного масла - серьезный пробел в бюджете.

Карточный домик

Представьте такую картинку. Наш земляк забегает в самый обычный саратовский супермаркет, чтобы купить поллитра водки, полкило вареной колбасы, селедку и полбуханки хлеба, торопливо достает из кошелька купюры, а кассир спрашивает у покупателя почти с сочувствием: "Карта есть? Нет? Тогда извините - сумма слишком велика, наличными не берем". А рядом, за углом, в магазине игрушек, плачет безутешный третьеклассник: два с лишним месяца он честно экономил на карманных деньгах, чтобы сделать себе подарок - купить фигурку Дарта Вейдера. И вот теперь внезапно выясняется, что без карты игрушку ему не продадут. Но никто ведь не выдаст банковскую карту гражданину девяти лет от роду...

Фантастика, скажете вы. Сегодня да, а завтра, может быть, и нет. Во всяком случае, минфиновскую идею уже поддержал глава другого федерального ведомства - руководитель Минтруда и социальной защиты РФ Максим Топилин. "Очень правильное решение, - говорит он. - Где вы за границей купите что-то дорогое за наличные? Там 500 евро нигде разменять нельзя". Авторитетному министру Максиму Анатольевичу, конечно, виднее, где сколько можно и где сколько нельзя разменять, но ему-то наверняка известна и статистика: в России почти половина платежеспособного населения страны предпочитает вести расчеты за наличные, и чем дальше отъехать от столицы в глубинку, тем меньше картовладельцев вам встретится.

Пусть господа Силуанов с Топилиным выйдут из своего поезда на каком-нибудь полустанке и оглянутся по сторонам. Рынки, сельские лавочки, лотки, мелкий и мельчайший бизнес, который дает возможность каким-то образом выживать россиянам, которые приближаются к черте бедности (или уже давно находятся за этой чертой). Старые бабушки со связками сушеных грибов и пучками редиски, ветхие дедушки с машинками для экспресс-заточки ножей, замученные дачники с огурцами и помидорами на обочинах дорог, народные умельцы с туесками, свистульками и сувенирными лаптями, нищие на паперти, сезонные рабочие на подхвате - всё это наша Родина, область наличных денег от Калининграда до Владивостока. Есть много разновидностей бизнеса, которые ну никак невозможно подключить к терминалам, поставить на учет и обеспечить над ними контроль. Да, милые провинциальные картинки как бы из далекого прошлого плоховато вписываются в радужные перспективы в духе популярных технологических утопий (стекло! бетон! роботы! терминалы!), но попробуйте ограничить хождение бумажного рубля - и вы задуете огонек, которые кое-где уже еле теплится.

Карточный домик

По мнению главы Минфина, реализация его идеи имеет огромные плюсы: она, мол, реально повысит собираемость налогов в стране и поможет сделать экономику более прозрачной. В качестве примера для подражания сегодня чаще всего приводят Данию, где роль пластиковых карт неуклонно возрастает и тамошние финансисты рассчитывают уже к 2030 году перейти на "электронную крону", начисто отказавшись от купюр и монет. Но датские зарплаты - нашим не чета, да и сама огромная Россия - не компактная Дания. У нас на одного отечественного Гамлета, имеющего счастливую возможность заплатить все налоги со своего немалого жалованья принца (и еще остаться при деньгах), приходятся десятки рядовых Розенкранцев и Гильденстернов, а те вынуждены работать в "серой" зоне из-за несовершенства финансового законодательства.

Попробуйте только насильственно насадить здесь безнал, как картофель при императрице Екатерине, - и треть российского бизнеса элементарно накроется медным тазом. Вы не успеете даже сказать "пирожок с капустой", а всё уже рассыпется, словно карточный домик от сквозняка. Схлопнутся фирмы и предприятия, исчезнут миллионы рабочих мест, люди останутся без зарплат и перспектив, а следом и банки зашатаются, в одночасье лишившись ипотечных выплат. Те деньги, которые худо-бедно, но все-таки "работали" в российской экономике, с невероятной скоростью побегут за рубеж. И, стало быть, вместо нового притока средств в казну пойдет отток даже того немногого, что есть сейчас.

Сторонники "пластиковой" реформы объясняют, что в царстве безнала нас ждет торжество справедливости: дескать, чем меньше будет наличных, которых нельзя взять под контроль, тем труднее будет развернуться и взяточнику, и, страшно сказать, чиновному мошеннику, который прячет от посторонних глаз баснословные состояния, нажитые нечестным путем. Красиво, но... "Есть многое на свете, друг Горацио, что никогда не впишут в декларации", - мог бы сказать уже упомянутый шекспировский персонаж. Крупный взяточник давно обходится без наличных из рук в руки. Зачем рисковать, если есть тайные счета в офшорах. Что же касается крупных покупок, которые должны быть взяты под контроль, то наши бизнес-акулы и не покупают ничего крупного в России: всё, что им надо для жизни в далеких странах - где у них (или у их детей) имеется недвижимость, - там же и покупается. Может, налоги со сделок купли-продажи и идут в казну, но только не российскую.

Карточный домик

И еще. Переход в область безналичных денег таит опасность, на бытовом уровне понятную всем (ну кроме руководителей Минфина и Минтруда, наверное). Всем известно, что в России - не только самые красивые девушки с пониженной социальной ответственностью, но и лучшая в мире киберпреступность, у которой нет вообще никакой ответственности. Пока российские граждане держатся за наволочку, набитую налом, как за спасательный круг, российские хакеры предпочитают промышлять на стороне. Но если государство заставит в приказном порядке отказаться от купюр и превратит наличность, нажитую непосильным трудом, в нолики и единички в двоичном коде, кибернетические ворюги вернутся обратно в родные края, слетевшись на запах безнала, как мухи на варенье. Здесь - не там. Здесь о кибербезопасности многие знают только из фильмов. Здесь еще проще обойти простенькие файерволы и увести пенсионные копеечки с банковских счетов граждан. Ап! - и счета пусты, а банковские служащие только удивленно разводят руками.

Впрочем, главная проблема даже не в хакерах, а в неумении и нежелании защищать граждан, компенсируя утраченное в случае форс-мажорных обстоятельств даже чисто технического свойства. Вот недавно фейсбук облетела история беды уважаемого киноведа, заслуженного человека: пожилая женщина получила от сына деньги на лекарства и доверила купюры терминалу известного банка. И зря: терминал, зависнув на некоторое время, объявил, что купюр не получал. Все попытки жертвы компьютерного сбоя вернуть свои же деньги теперь наталкиваются на сухое банковское равнодушие. Дескать, денег нет и где они, мы не знаем. Может, вы их сами потеряли. Но вы держитесь, здоровья и счастья в личной жизни...

Карточный домик

Не подумайте, я в принципе не против прогресса. Дивный новый безналичный мир может быть прекрасен и очень удобен, но при одном условии: если к человеку здесь относятся, как к человеку. Если же человека воспринимают, как надоедливую горсточку нулей и единичек двоичного кода, то безопаснее всего послать подальше все новации. И держать сбережения не на рублевом счете в банке, а в стеклянной банке, набитой золотыми пиастрами и закопанной в своем огороде. Может быть, способ и старинный, но надежный.