Что делать, если попал в колонию

Что делать, если попал в колонию
рабочие в исправительной колонии № 2
- Приехал я сюда, осмотрелся, нашел общий язык с другими осужденными и мы приняли неожиданное решение...

Очень часто из мест не столь отдаленных приходят пугающие новости о бунтах или подозрительных смертях арестованных. Кто-то режет вены, чтобы добиться внимания к своей проблеме, кто-то организует беспорядки, пытаясь отстоять тюремные привилегии. Однако есть и другая сторона жизни за колючей проволокой. Заключенные венчаются с возлюбленными,  наряжают елки, участвуют в викторинах... И, конечно, ждут окончания срока.

Мы отправились в исправительную колонию №2, которая находится на окраине Энгельса, чтобы пообщаться с ее обитателями. Здесь отбывают наказание около полутора тысяч заключенных. В основном это так называемые второходы, то есть преступники, которые оказались за колючей проволокой уже не в первый раз. Заключенные рассказали о том, чем заняться, если ты попал в колонию.

Есть у нас и журналисты...

Александр Пузов, 49 лет, Энгельс

Что делать, если попал в колонию

- В 2002 году меня приговорили к 16 годам заключения. Поначалу отбывал наказание в колонии другого региона, однако потом меня этапировали в Энгельс. В той колонии нами практически никто не занимался — в учреждении не проводили ни концертов, ни спортивных мероприятий. Когда же я оказался здесь, то удивился тому, насколько много событий, оказывается, может быть в жизни арестанта. На свободе кажется, что все, что находится за колючей проволокой — это зона отчуждения, но на самом деле это совершенно не так.

Приехал сюда, осмотрелся, нашел общий язык с другими осужденными и мы приняли неожиданное решение — обратились к руководству с просьбой дать нам возможность снимать новости и показывать их по кабельному каналу колонии, который тогда только-только появлялся. К тому моменту я уже немного умел работать с видео: у нас были любительские курсы в техникуме, в котором я учился в 80-х, но многому еще предстояло обучиться.

Конечно, мы вместе с руководством думали, как все это будет выглядеть, в итоге остановились на формате двадцатиминутных новостных роликов раз в неделю. Наверное, первый вопрос, который вы хотите мне задать — что мы освещаем. Отвечаю: да тоже самое, что на свободе. У нас регулярно проводятся соревнования по хоккею или футболу, мы рассказываем об успехах на производстве (в колонии функционирует крупный производственный комплекс — прим. ред.), а также про концерты, которые проводятся в местном клубе. С ним вообще у нас отдельная история — зал ДК может вместить около 400 человек, то есть треть от общего числа арестантов, а узнать о прошедшем концерте, или празднике, хотят все. Вообще телевидение у нас пользуется завидной популярностью, ведь всем интересно посмотреть на себя, а когда ты находишься в колонии, то попадаешь в объектив камеры весьма часто.

Сейчас мой рабочий день начинается в 8 утра и заканчивается в 5 часов вечера. Я занимаюсь монтажом и съемкой, есть у нас и журналисты. С ними вообще отдельная история — работать ведущими хотят все, потому даже приходится устраивать кастинг. Его, как и следовало ожидать, проходят далеко не все — подбираем тех, кто умеет и не боится говорить и имеет хорошую дикцию.

Сотрудники колонии поддерживают нашу полезную занятость и помогают нам с оборудованием — если раньше им была заставлена вся комната, то сейчас закупили новое и оно помещается на нескольких полках шкафа. Нам важна отдача, после выпуска того или иного сюжета мы смотрим, как на него отреагировали зрители. Больше всего интереса, конечно, к историям освободившихся заключенных — в день, когда они отсюда уходят, мы снимаем, как они готовятся ко встрече с родными и близкими, собирают вещи, потом камеру берет кто-то из сотрудников и записывает, как заключенный выходит за пределы колонии. Такие вещи сильно трогают нашего брата.

Мы регулярно принимаем участие в конкурсах социальной рекламы и каждый год оказываемся в тройке победителей. Я не знаю, свяжу ли свою жизнь с видео после освобождения отсюда, поскольку вряд ли кто-то захочет брать на работу человека с судимостью.

Дважды стать миллионером

Анзор Сохов, 31 год, Нальчик

Что делать, если попал в колонию

- Так получилось, что я не смог закончить школу когда был на свободе. По окончанию девятого класса пошел в техникум, но не выпустился из него. Когда я оказался в колонии, то неожиданно заметил, что стал испытывать проблемы с русским языком - люди просто не понимали, что я хотел им сказать. В итоге пришел в школу и сообщил, что хочу пойти в десятый класс.

Дело в том, что во всех исправительных учреждениях работают вечерние школы, которые по закону обязаны обучить всех осужденных, у кого нет образования. Это распространяется на арестантов, которым еще не исполнилось 30 лет, если тебе уже есть 30, то принимать решение о том, получать образование или нет, ты должен сам. Я в тот момент как раз разменял третий десяток и учителя сказали, что я пришел "очень кстати". В этом году я закончил уже 11 класс, сейчас учусь в выпускном 12-м.

Сам от себя такого не ожидал, но у меня нет ни одной годовой "четверки". Учителя очень нравятся, объясняют понятно и доходчиво, руководство колонии помогает книгами, все даже лучше, чем на воле. Кроме этого, я периодически участвую в онлайн-олимпиадах по разным предметам и занимаю призовые места. Недавно вот у нас в колонии был конкурс "Кто хочет стать миллионером" и я вышел из него победителем.

Некоторые осужденные мне сказали, что это случайность и мне просто повезло. Меня это сильно задело. Решил принять в нем участие, когда его будут проводить во второй раз. В итоге снова пришел и выиграл. Больше всего мне нравятся русский и английский языки и алгебра с геометрией. Тем не менее, я не хочу становиться ни филологом, ни математиком. Освобожусь — поеду домой, стану фермером, сейчас, вроде, есть программа поддержки. Наверное, закончу наш нальчинский аграрный университет. Планы на жизнь просто грандиозные.

Уйти в монастырь

Андрей Спорышев, 33 года, Саратов

Что делать, если попал в колонию

- Уже год я работаю пономарем в местной церкви. Моя задача — подавать священнику кадило, следить, чтобы у прихожан были свечки, и поддерживать порядок в храме. Кстати, свечки и требы у нас принимаются совершенно бесплатно, попросить помянуть усопшего или помолиться о здравии может любой желающий. Священник, который окормляет наш приход, приезжает к нам примерно раз в неделю, поскольку его основное место службы находится на воле, потому справляемся своими силами, благо все есть. Каждый день у нас проводятся два богослужения — в девять утра и без десяти семь вечера.

Изначально я просто ходил на богослужения, однако потом стал глубже и глубже вникать в православие. Сейчас я стал совершенно иным человеком, я понял, что Бог мне необходим. Что касается других, то вечером какого-нибудь четверга в церковь приходит 10-20 человек, а в праздничные дни — например, на крестные ходы — до 160. Для тех, кто только-только начинает свой путь к Богу у нас работает воскресная школа — мы читаем и разбираем Библию в воскресенье после богослужения.

Стоит отметить, что человек, который работал пономарем до меня, сейчас освободился и ушел в монастырь, который находится под Балаково. Лично я не знаю, пойду ли туда, да и не хочу об этом говорить. Этот путь определит Господь.