Закопают в песок

2 февраля 2017, 09:12
Закопают в песок
проект будущего саратовского пляжа на новой набережной
- Думаю, нужно в ладоши хлопать не оттого, что еще один завод закроют, а из-за того, что он работает

А чем, собственно, славится Саратов за его пределами? Пожалуй, большая часть жителей других городов России без напряжения вспомнят о том, что на наших улицах "огней так много золотых". Кто-то политически подкованный расскажет о многочисленном десанте депутатов, высадившихся в Госдуме. Другие назовут Табакова с Янковским, фестиваль "Саратовские страдания". Конечно, не забудут про троллейбусы и холодильники. А самые эрудированные поведают о знаменитых калачах и гармошках…

Не так давно стало известно, что планировка новой набережной и пляжа в районе улицы Провиантской произвела в промышленных кругах Саратова определенный переполох. Всё дело в том, что архитекторы, представившие план благоустройства новой набережной, легким движением руки "убрали" с берега Волги часть производственных территорий. Так называемая "красная линия" отрезала изрядные куски от нескольких крупных заводов. Прямо по-живому, проходя сквозь цеха и склады. Председатель общественной палаты региона Александр Ландо прокомментировал это событие без тени сомнения:

- Пляж, который собрались делать в районе новой набережной Саратова - это достояние всего населения города и всей Саратовской области. Люди десятки лет мечтали об этом. Наконец-то у города есть реальная возможность для того, чтобы в городе появился пляж. То, что предприятия на новой набережной попали в красную линию, это несомненный факт. Вся мировая практика показывает, что, когда земля нужна для нужд муниципалитета, она должна изыматься. Мы на общественном совете записали такую рекомендацию, чтобы исполнительная власть Саратова предложила предприятиям места за пределами центра города, например, в Заводском районе. В Москве большое количество предприятий перевели из центра в промзоны. В этой ситуации бизнес должен сам понимать, что есть интересы большинства населения. Эти интересы надо учитывать.

Закопают в песок

За чертой выживания

После такого высказывания на многих "пограничных" предприятиях началась настоящая паника. Ведь земля в собственности была далеко не у всех. И попадание "за красную черту" грозило заводам реальной потерей производственных площадей. Вскоре после комментария Ландо, работники ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов", ОАО "Саратовский комбикормовый завод" и ОАО "Саратовские обои" написали открытое письмо, в котором призывали власть имущих к благоразумию: "...Разговоры о ликвидации, переносе или ограничении деятельности наших заводов влияют на психологический климат в коллективах. Неясность в этих вопросах вносят нервозность в отношениях между работниками. Люди, защищающие свои предприятия и доказывающие нужность их для города, области и страны, сталкиваются с откровенной грубостью, нападками и угрозами на форумах в социальных сетях. Мы не понимаем что происходит. С одной стороны В.В. Путин на своей последней пресс-конференции в части драйверов роста экономики назвал предприятия переработки сельскохозяйственной продукции и строительства, к которым относятся и наши предприятия. С другой стороны, часть общественников Саратова призывает закрыть наши предприятия за их ненужностью и бесполезностью".

Миллиард на перенос

Между тем, предприятия, территорию которых разделила "красная линия", трудно назвать бесполезными. Учитывая драматическую историю нашей страны, каждый руководитель завода может написать "Пособие по выживанию в нереальных условиях". Впрочем, посудите сами.

ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов" существует с 1900 года. Может перерабатывать 300 тонн зерна в сутки. Выпускает ржаную и пшеничную муку, отруби, манную крупу. Есть свой элеватор на 18 тысяч тонн зерна. На предприятии работают 230 человек - со средней зарплатой около 25 тысяч рублей. Санкции явно пошли мукомолам на пользу - в 2015 году выручка комбината выросла на 26% и составила 1,08 млрд рублей. Было выплачено более 40 млн. рублей налогов в бюджеты всех уровней, отчисления в Пенсионный фонд составили свыше 15 млн. рублей. Положительная динамика есть и в текущем году. Железнодорожные пути, которые рьяные общественники так хотели разобрать, служат основной транспортной артерией - в 2016 году на отгрузку и погрузку заведено чуть более 100 вагонов, на январь 2017 года в РЖД уже отправлена заявка на 50 вагонов. Продукция поставляется в страны СНГ и даже в Иран.

Нам удалось поговорить о ситуации с Владимиром Смолякиным, первым заместителем генерального директора комбината:

- "Красная линия" отделяет до 15% нашей территории. На "отчужденной" земле у нас располагается склад готовой продукции. Все разговоры о том, чтобы перенести такой комбинат за город — это популизм. Сколько нужно денег, чтобы построить производство в чистом поле? Я думаю, миллиард, не меньше. И это по самым грубым подсчетам, если не считать затраты на транспортную инфраструктуру. Кто даст нам такие деньги? Город? И существуют ли правовые механизмы, позволяющие бюджету финансировать частное предприятие? Кроме того, мы привязаны к Волге и к железной дороге. К примеру, в этом году мы отгрузили семь барж продукции. В 2010 году в Саратовской области был неурожай, и мы привозили до 100 тонн продукции из Казахстана по железной дороге. Сколько в наше предприятие вложено денег, сил и здоровья! Думаю, нужно в ладоши хлопать не оттого, что еще один завод закроют, а из-за того, что он работает.

Похожая картина — и с саратовским комбикормовым заводом. Последнее время в СМИ о нем часто говорили в пренебрежительных тонах — мол, портит вид набережной, воняет кошачьим кормом. Между тем, завод ведет свою историю с 1932 года. Здесь трудятся 200 человек, со средней зарплатой в 21800 рублей. Продукция весьма разнообразная - используется для откорма молодняка кур, телят, поросят, кроликов, уток, индейки, гусей и даже рыбы. В этом году ОАО перечислило в бюджеты всех уровней 90 миллионов рублей, а в Пенсионный фонд – более 14 млн. рублей. Выручка составила 630,3 млн рублей. Как и комбинат хлебопродуктов, предприятие пользуется железнодорожными путями, правда, в меньших объёмах — 150 вагонов за три года. Раньше был и причал, но его во время строительства набережной просто обрезали. Директор предприятия Виктор Топилин, возглавивший акционерное общество в тяжелом 1994-м году, уверен, что перенос промышленных мощностей на пустое место потребует миллиардных затрат.

Увы, но похоже, что близость к будущему пляжу делает комбикормовый завод реальным претендентом на "казнь". И тогда производство, пережившее голод, репрессии, войну и лихие 90-е просто пойдет "под нож".

Закопают в песок

Под "архитектурный распил" попало и ОАО "Саратовские обои". Оцените дату: в 1896 году на месте сегодняшнего предприятия был основан завод по производству тары. Почти сто лет спустя, в 1972 году комбинат, специализирующийся на выработке картона и гофрированной тары, выпустил первую партию обоев. К 1976 году доля обоев в общем объеме производства возросла настолько, что это послужило основанием для преобразования его в Саратовскую обойно-картонную фабрику. Завершившаяся в 1980 году реконструкция позволила фабрике стать самым крупным предприятием данного профиля на территории СССР. На сегодня "Саратовские обои" - один из трех уцелевших заводов такого профиля на территории России, притом крупнейший из них. На фабрике работает около 300 человек. Которые получают в среднем 23800 рублей. Отчисления в Пенсионный фонд ежегодно достигают 25 млн. рублей, прочие налоговые отчисления – 20 млн. рублей. Что касается продвижения брендов Саратовской области, то тут фабрика преуспела, имея экспортный оборот более 100 млн. руб. в год, поставляя продукцию в Болгарию, Монголию, Казахстан, Сербию и страны СНГ.

Под раздачу планировщиков попала и СарГРЭС, а это может коснуться доброй половины Саратова. Как считает Ольга Владович, ведущий специалист управления по взаимодействию с органами власти и стратегическим коммуникациям "Т-Плюс", станция, чьи дымящие трубы в СМИ так часто сравнивают с "Титаником", является не только источником тепло- и электроснабжения потребителей центральной части города Саратова, но и связующим звеном в схеме передачи электрической энергии между Саратовскими ТЭЦ и другими поставщиками электроресурсов. В случае непланового закрытия станции возрастет дефицит электроэнергии центральной части города и вероятность нарушения работы энергообъектов, отвечающих за теплоснабжение потребителей. А там и до коммунальной аварии планетарного масштаба недалеко. Воображение так и рисует репортажи федеральных СМИ о сосульках на потолках и замерзающих в своих квартирах саратовцах.

Гармошкой по бренду

...Тем временем местные власти очень сильно озабочены всевозможными брендами, прославляющими наш славный край в масштабах страны и мира. Недавно они спасали саратовскую гармошку, известную от Москвы до самых до окраин, от самой настоящей гибели. Ведь старые мастера уходили, новых не появлялось, а виртуозные исполнители работали на чистом энтузиазме. К счастью, инструмент удалось вытянуть из небытия — при колледже имени Ю.А. Гагарина открыли группу по обучению молодежи редкому ремеслу по производству гармоники.

Но, как говорится, не гармошкой единой жив человек. Да и на золотых огнях с депутатами и артистами тоже далеко не уедешь. Хотелось бы, чтобы нашу малую родину знали повсюду не только за музыку и артистизм. К примеру, город Тоёта в Японии — штаб-квартира крупнейшей в мире автомобильной компании. А крошечный калифорнийский Купертино, нечто вроде нашего Аткарска, приютил у себя знаменитый Apple.

Почему эти фирмы развились до такой степени, что стали известными на весь мир? Может быть, потому что никто не чертил по ним "красные линии", не кошмарил, пугая переселением в чистое поле за свой счет?

Сегодня даже у тех промышленных предприятий, которые являются флагманами нашей области, прославляя ее далеко за пределами страны, дела обстоят не слишком гладко. Все знают наши надежные холодильники, которые отпахали по пятьдесят лет и продолжают по сей день трудиться у многих на даче. Но давайте будем откровенны — сейчас у вас на кухне скорее всего стоит импортный аналог. Та же картина наблюдается и на большинстве кухонь России и ближнего зарубежья. Современные модели от "СЭПО" производятся и продаются в крупных магазинах бытовой техники. Но за каким-нибудь "Саратовом 7 plus" не стоят очереди из жаждущих потребителей.

А если взять завод "Тролза"? Он представляет регион на достойном уровне. Продукция поставляется во многие города России и СНГ, а недавно партия инновационных троллейбусов с автономным ходом была доставлена в далекую Аргентину. Но и здесь не обходится без проблем. Как рассказал журналистам гендиректор предприятия Иван Котвицкий, ни один город России, кроме столицы, не может за свой счет обновлять парк общественного транспорта, при этом федеральные субсидии на обновление выделены в очень ограниченном количестве.

Можно поговорить и о легендарном саратовском калаче. Это действительно уникальный хлеб, аналогов которому нет в целом свете. Пышный, белоснежный, под золотистой запеченной корочкой, ароматный — его, как правило, подавали заедать арбуз, запивали его молоком или подавали к чаю на сладкое. У саратовского калача были свои секреты, которые делали его вкус неповторимым. Один из этих секретов - пшеница особого сорта, с повышенным содержимым клейковины — саратовская белотурка. Она росла только в некоторых районах Саратовской губернии. Все дело в особенностях природной зоны, сочетании природных факторов, которых нет больше нигде в России.

Заботятся ли сегодня власти об этом знаменитом бренде? С одной стороны, калач по-прежнему выпекается хлебокомбинатом имени Стружкина — правда, в меньших количествах, чем раньше. С другой стороны, чиновники в урбанистическом порыве готовы застроить многоэтажками поля крупнейшего селекционного центра нашего государства — НИИСХ Юго-Востока.

Закопают в песок

Одним словом, трудно назвать хоть одно предприятие, представляющее наш край во внешнем мире, у которого не наблюдался бы ряд определенных проблем. Можно представить, как в наше нелегкое время выживают те, кто помимо борьбы с бесконечными административными барьерами и бюрократией, чувствуют на себе повышенное внимание не в меру ретивых общественников и чиновников, грозящих изъятием земли.

Конечно, современный город должен развиваться, должны появляться новые прогулочные и рекреационные территории. Но это вряд ли должно происходить путем уничтожения промышленных предприятий.