Мусор без прикрытия

Мусор без прикрытия
На фото: полигон ТБО муниципального предприятия "Дорожник" / © ИА "Версия-Саратов"
Съемки с неба выявили весьма печальную картину...

У нас в Саратовской области, как и повсюду в России, стартовал Год экологии. А это значит, что целых 365 дней наши чиновники вынуждены будут изображать, что их волнует не только та среда, которая окружает их коттеджи, но вся в целом. Уже объявлен конкурс агитационных плакатов среди школьников, планируются выставки, семинары, фестивали и прочая околоэкологическая мишура. Тем временем, не нужно далеко ехать, для того, чтобы наткнуться на истинное отношение властей к природе…

На днях к нам в редакцию обратились жители поселка Трещиха, ободрённые тем, что в области, наконец, заговорили об экологии. Они рассказали о том, что уже много лет живут во власти "трех запахов". Когда ветер дует с северо-востока, воняет чем-то вроде солярки, а изредка чем-то неуловимо химическим, а вот когда тянет с северо-запада, нестерпимо несёт горелым мусором. Люди поведали нам, что на полигоне твердых бытовых отходов МУП "Дорожник Заводского района" постоянно тлеет свалка.

Чтобы проверить сообщение читателей, мы решили посетить эти дивные места на самом берегу матушки-Волги. Ведь где ещё найдешь такие привольные пейзажи и великую русскую реку по соседству, разливающуюся на добрый десяток километров?

Вскоре после того, как мы проехали Увекское кладбище, асфальтовая дорога закончилась. Чтобы попасть на указанный жителями полигон ТБО, мы поехали по размытой глинистой дороге. Если бы не мусорный грузовик, который бодро колесил впереди, мы бы подумали, что заблудились. Ещё бы, ведь на полигон, куда ежедневно попадает не один десяток грузовых машин, просто обязана вести асфальтированная трасса.

На деле приходилось скользить по мокрой глине, судорожно прикидывая, удастся ли выбраться обратно. Наконец, мы достигли цели. У будки с охраной стояли грузовики, ожидая своей очереди на разгрузку. Нам навстречу вышла женщина с телефоном, которая уже обсуждала с кем-то возможность нашего визита на городскую свалку. Узнав, что мы из ИА "Версия-Саратов", нам отказали в посещении. Сторож развела руками и сказала, что ничего не может поделать. Пришлось пойти в обход и снять то, что делается на самой крупной свалке нашего города с помощью квадрокоптера.

Эти съемки выявили весьма печальную картину. Примерно в пятистах метрах от КПП начиналась самая настоящая помойка, которая явно не слишком хорошо согласовывалась с санитарно-гигиеническими нормами нашей страны. Слева и справа от дороги на дне котлована горами лежал мусор, а чуть подальше и вовсе следовало открытое пространство размерами примерно сто на пятьдесят метров, сплошь усыпанное бытовыми отходами без какого-нибудь прикрытия глиной или песком. В двух местах этой "помойной площади" поднимался зловонный дым - отходы тлели, зажженные весенними солнечными лучами, сфокусированными через осколки стекла. Кстати, свалки горят не только из-за стекла - вспыхивает также и метан, который массово образовывается в этих толщах.

Для пикантности картинки замечу, что все деревья в радиусе полукилометра, словно новогодние елки игрушками, увешаны разноцветными целлофановыми пакетами. Это могло быть смешно, если бы не было столь грустно — похоже, что наша цивилизация закончит свое существование под грудой пластиковых отходов.

Мусор без прикрытия

Впрочем, современные методы переработки вполне позволяют справится с проблемами возгорания мусора и разносом ошметков в разные стороны. Нынче из отходов выбирают всё стекло и еще много чего полезного, а сами груды утрамбовывают в аккуратные кубики. Да и дно котлована готовят особым образом, чтобы отрава не попадала в грунтовые воды и близлежащие водоемы.

Осмотрев всё это великолепие, мы отправились в Трещиху, до которой по дороге было 2,5 километра, а по прямой — всего полтора.

Сразу за железной дорогой начинались дачные кооперативы. В воздухе стоял густой запах солярки пополам с тлеющим мусором. Представить, что кто-то по доброй воле катается сюда "на природу", было довольно трудно. Проще лечь под выхлопную трубу старого "Икаруса". Кажется, эти дачники ездят в центр Саратова, чтобы "подышать свежим воздухом".

В Трещихе местный житель Виталий рассказал, что поселок практически вымирает. Тех, кто живет здесь постоянно, остается всё меньше. Все чаще местные дома используют как дачи. Виталий рассуждает о том, что наш человек привыкает ко всему:

- Когда только построили химкомбинат, - говорит он, - вокруг него появилось много дач. Не знаю, почва ли там хорошая, или от химии — там помидоры огромные росли. А потом дачи запретили.

Мусор без прикрытия

Похоже, что за долгое время местная флора и фауна адаптировались к залповым выбросам всякой отравы в воздух и воду. Потому что непривычному человеку находиться здесь тяжело даже лишние полчаса.

Наш гид улыбается:

- Когда я здесь только начал жить, тоже нелегко было. Впрочем, летом становится полегче, потому что господствующие ветра идут вдоль Волги. Изредка только дымком со свалки тянет. Если бы не мусор, жили бы почти хорошо.

Интересно, что чайки постоянным потоком летят от реки вглубь суши, взяв направление на городскую помойку. Хитрые птицы давно пронюхали, что там можно кормиться гораздо лучше, чем от рыбной ловли. Птицы, несмотря на весну, жирные и лоснящиеся. Ну хоть кому-то радость от подобного стиля работы муниципального предприятия.

Мусор без прикрытия

Дачный поселок Водник находится чуть выше по течению Волги. Здесь воздух посвежей, но время от времени всё равно тянет чем-то неприятным. Василий живет в своем доме практически круглый год.

- У нас часто все улицы в дыму, ветер несет всё прямо на нас. Иногда выходишь порыбачить на Волгу, а она как в тумане. Чтобы попасть на свежий воздух, нужно далеко отплывать от берега, - поделился он с нами.

Здесь долгое время были проблемы с питьевой водой. Живительная влага из скважины была мутная, с примесями, пить ее было невозможно. Новую скважину пришлось бурить на 30 метров глубже. И хоть вода стала почище, жители всегда ее кипятят. И такие предосторожности не помешают, ведь, судя по внешнему виду, соседний мусорный полигон не имеет специального водонепроницаемого слоя, а мусор кладут прямо на землю. С осадками в почву попадают разные нежелательные вещества, которые разрушают здоровье жителей окрестных поселков. По свидетельству Василия, соседи часто болеют, распространены онкологические заболевания:

- Мне кажется, что у нас тут завсегдатаи аптек и больниц живут. Полжизни на даче проводим, полжизни в больнице. Видать, организм отраву не переваривает. Хуже становится весной, когда талые воды проходят через весь этот мусор и попадают к нам в питьевую воду.

В поселке Березина речка тоже с трудом терпят соседство с полигоном. Надежда, житель поселка, рассказывает, что вода из колонок грязная, с осадком:

- Мы ее отстаиваем, потом кипятим. Да и вообще стараемся только для технических нужд использовать. В основном пятилитровки покупаем.

Мусор без прикрытия

"Полет" над мусорным полигоном на квадрокоптере и посещение окрестных населенных пунктов оставляют тягостное впечатление. Будто побывал в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, где всё ещё живут люди. Кстати, после такого "выезда на природу" еще пару дней болела голова — и это с учетом того, что местную воду мы так и не рискнули попробовать.

После поездки мы направили запрос в администрацию МО "Город Саратов", в котором задали чиновникам несколько вопросов, которые нас очень волновали:

1. На какие мусорные полигоны вывозятся твердые бытовые отходы из МО "Город Саратов"?

2. Какие организации вывозят ТБО на полигоны?

3. Сколько лет действующим полигонам и какую они занимают площадь?

4. Соответствуют ли действующие мусорные полигоны современному законодательству РФ?

5. Производились ли замеры содержания вредных веществ в воздухе, почве и грунтовых водах возле действующих мусорных полигонов? Какие показатели подобных измерений были получены?

На момент подготовки публикации ответ из администрации не был получен. Хочется верить, что чиновники отреагируют. А еще лучше — если эту "черную дыру" в Заводском районе приведут в соответствие с гигиеническими нормами и правилами.