Оборот розничной торговли продовольствием в России в сопоставимых ценах сокращается уже более 30-ти (!) месяцев подряд. Проще говоря, большинство наших сограждан длительное время покупают меньше и реже не только автомобили, бытовую технику и одежду, но даже еду. Это происходит на фоне регулярных ритуальных заклинаний представителей власти из серии "пик кризиса пройден", "дно найдено", "скоро начнется восстановительный рост". По факту же те, кто еще могут, переходят из привычных ранее магазинов и сетей в более дешевые. А те, кто уже перешли ниже некуда, пытаются ограничивать траты, приобретая продукты по максимально низким ценам. Доступная статистика по Саратовской области эту ситуацию в общих чертах тоже подтверждает. К чему торговле и потребителям следует готовиться в будущем?
Положению дел на потребительском рынке страны и его перспективам был посвящен состоявшийся в начале апреля в Москве I медиа-форум Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Входящим в нее организациям принадлежит 31 тысяча магазинов и 120 региональных распределительных центров по всей стране, они платят 55% всех налогов от торговли продуктами. Так что положение дел в "белом" сегменте потребительского рынка в ассоциации знают вполне достоверно.
Были бы деньги, а товар найдется
Для начала стоит иметь в виду, что ситуация в отечественной торговле даже в условиях продолжающегося кризиса радикально далека от реалий 1990-х годов, которыми наши сограждане время от времени любят пугать друг друга и самих себя. В отличие от жесточайшего кризиса, наступившего сразу после развала СССР, с гигантскими очередями за хлебом, талонами на масло, сахар и другие самые простые продукты питания, нынешняя обстановка дружелюбна к потребителю. Даже сейчас в России, по данным АКОРТ, каждый день открывается в среднем 10 продуктовых магазинов. На территории Саратовской области бесперебойно работают сотни сетевых магазинов, супер- и гипермаркетов, а также десятки рынков, тысячи торговых палаток, автолавок и других объектов торговли продовольствием.
Но динамика в ритейле (как еще принято называть розничную торговлю) показывает, что экономический кризис точно не закончился и контуры выхода из него пока расплывчаты. Как сообщили на форуме, за прошлый год оборот отрасли составил 28,1 трлн руб. и в товарной массе снизился на 5,2 процента к 2015-му. В 2015 году снижение к 2014-му составило 10 процентов.
Оборот розничной торговли продовольственными товарами за прошлый год в целом по стране уменьшился к 2015-му году на 5,3 процента, непродовольственными – на 5,1 процента. Все это означает, что россияне не только стараются приобретать продукты более дешевого сегмента, но и попросту покупают их меньше. По крайней мере, в том "белом" сегменте экономики, которым и является цивилизованный ритейл.
За ничто ничего не купишь
Структура рынка розничной торговли в России в настоящее время, по данным АКОРТ, выглядит следующим образом. Примерно по четверти приходится на крупнейшие федеральные сети и традиционную торговлю. 15 процентов занимают рынки и ярмарки. Доля региональных сетей составляет 27,9 процента.
В объеме федеральных сетей, в свою очередь, самые большие доли занимают конкурирующие между собой X5 Retail Group (сети "Перекресток", "Пятерочка", "Карусель") и "Магнит" - 8 и 7,4 процентов соответственно. 2,9 процента рынка у Auchan, 2,4 процента — у "Дикси", 1,6 процента — у Metro и 1,2 процента — у "О'Кей".
У потребителей много вопросов и претензий к сетевым магазинам по качеству товаров и обслуживания. Но именно они помогают многим нашим согражданам сводить концы с концами. Это подтверждают результаты опросов ВЦИОМ за 2016 год. На вопрос "Где ваша семья покупает большую часть продуктов?" (с возможностью не более двух вариантов ответов) 65 процентов заявили, что делают это "в магазине, который принадлежит сети супермаркетов", 36 процентов - в "магазине у дома, не относящемся ни к какой торговой сети". Остальные варианты набрали значительно меньше: 12 процентов - "на постоянно действующем рынке", 7 процентов - "на ярмарке выходного дня", 6 процентов - "у фермеров", 1 процент - "в киосках, ларьках, автолавках".
Еще более красноречивы результаты ответов на вопрос ВЦИОМ "Где ваша семья покупает продукты, чтобы сэкономить?" (тоже с возможностью двух вариантов ответа). 71 процент отправляются в сетевые магазины. Вдвое меньше, 31 процент, - "в магазины у дома, которые не относятся к сетевым". Лишь 13 процентов россиян за низкими ценами идут на постоянно действующие рынки и 7 процентов - на рынки выходного дня.
Плох базар, коли хлеба купить не на что
Внутри отрасли, как подчеркнули на форуме, именно конкуренция между ритейлерами выступает серьезным фактором сдерживания роста цен. Но потребителю простого сдерживания недостаточно. В условиях кризиса он хочет купить любой товар максимально дешево.
Как рассказал аналитик Сбербанк CIB Михаил Красноперов, в банке уже несколько лет рассчитывают собственный "индекс Иванова", опрашивая 2500 домохозяйств по всей территории России. По словам эксперта, из-за кризиса выросло не только количество товаров, по которым люди постоянно "мониторят" цены, но и число сетей, магазины которых теперь посещают наши сограждане, чтобы собрать максимум промо-предложений. Раньше таких сетей в среднем было две, теперь — три и больше. "Люди делают колоссальные инвестиции времени, чтобы получить товар по самой низкой цене", - пояснил аналитик.
Участники рынка посетовали, что изменилась и сама суть технологии продажи промо-товаров, то есть продуктов по специальным ценам, которые, как правило, еще и дополнительно рекламируются разными способами. Раньше она была для ритейлеров способом привлечения аудитории в магазины и супермаркеты, где потребитель покупал не только тот промо-товар, за которым приехал, но и все остальное. А нередко и вообще совсем не то, за чем появился в торговом зале. Теперь же промо-компании из метода привлечения покупательского трафика все больше превращаются в способ продажи конкретных товаров. При этом доля промо-покупок в обороте разных сетей уже может достигать от 20 процентов до 50-ти.
Причина всего этого одна: доходы россиян уже много месяцев находятся в депрессивной зоне.
К кризису российские потребители приспосабливаются разными способами. "Мы идентифицировали следующие стратегии адаптации. "Оптимизаторы" покупают по более низким ценам, больше внимания обращают на собственные торговые марки магазинов. "Рационалисты" планируют и делают закупки по списку. "Cherrypickers" ("охотники за вишенкой на торте") охотятся за промо. "Запасливые" экономят "от масштаба" покупок", - рассказала на форуме представитель исследовательского холдинга "Ромир" Екатерина Якунькина.
Результаты опросов и подсчетов компании говорят сами за себя. Доля "оптимизаторов" с 23 процентов в 2011 году повысилась в стране до 34 процентов в прошлом году. Рационалистов, напротив, стало меньше - с 32 процентов до 23-х. Число "запасливых" почти не выросло. Зато количество "охотников за промо" увеличилось втрое - с 3 процентов в 2011-м году до 16 процентов в минувшем. А численность "не экономящих" на еде уменьшилась вдвое - с 32 процентов пять лет назад до 16 процентов в минувшем году.
Иными словами, нынешний кризис повлиял практически на все группы населения и заставил большинство россиян серьезно скорректировать свое потребительское поведение. Причина этого, по словам Михаила Красноперова, состоит в том, что продолжающийся экономический шторм резко отличается от предыдущего, который страна пережила в 2008-2009 годах. В прошлый раз падение в промышленности составило 10 процентов, а потребительский спрос снизился на 5 процентов. В этот раз все наоборот: реальные доходы населения опустились на 10 процентов, а производство в экспортно-ориентированных отраслях, к примеру, переживает бум.
В Саратовской области, где средние зарплаты традиционно ниже среднероссийских, скорректировать поведение потребителям пришлось довольно быстро. Оборот розничной торговли в регионе, по данным Саратовстата, по итогам 2015 года составил 91,5 процента к уровню 2014 году в сопоставимых ценах. Причем, в категории "пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия" спад потребления преодолел 10-процентный рубеж, достигнув отметки 88,5 процента к уровню 2014 года.
В стране в целом же "холодный душ", по словам Красноперова, случился в 2016-м году, когда многим стало ясно, что для сохранения прежней модели потребительского поведения им придется тратить на еду сбережения, что само по себе ненормально. В результате декабрь 2016 года, к примеру, стал первым прецедентом за последние много лет, когда объем спроса не только не вырос (что происходило прежде всегда перед празднованием новогодних праздников), но даже снизился по сравнению с декабрем 2015-го.
Торговля кого выручит, а кого выучит
Желающих "подрегулировать" деятельность торговли в целом и крупного бизнеса в частности по-прежнему немало. В день медиа-форума в СМИ появились сообщения об инициативе сенатора Сергея Лисовского. Он заявил о намерении внести в Госдуму поправки, ограничивающие время работы розничных сетей. По замыслу Лисовского крупным магазинам следует закрываться по будням в 21.00, в субботу в 16.00, а по воскресеньям не торговать вообще. Кроме того, сенатор выступил против работающих круглосуточно гипермаркетов. Лисовский уверен, что эти меры помогут поддержать развитие несетевых магазинов шаговой доступности и малого торгового бизнеса в целом.
Представители АКОРТ и эксперты выразили на форуме удивление и недоумение по поводу инициативы сенатора. А выступивший на следующий день в рамках мероприятия заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович заявил, что нужно поддерживать малые форматы торговли, расширяя их возможности, а не ограничивая крупных игроков. "Я за то, чтобы людям было удобно. Если удобно, чтобы магазин был открыт круглосуточно, надо чтобы был открыт круглосуточно. И регулировать это, мне кажется, не надо. А поддерживать малые формы торговли лучше иными способами", - сказал Дворкович. Замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов на днях заявил, что введение ограничений времени работы магазинов крупных торговых сетей может привести к росту цен, а также, по оценке отрасли, к потере порядка 300 тысяч рабочих мест в розничной торговле.
Сохраняющееся не только в обществе в целом, но и в экспертных группах отношение к торговле как к чему-то не слишком важному и для экономики не особо значимому вызывает недоумение и обиду у участников отрасли. Как правило, "всего лишь торговля" противопоставляется "серьезному промышленному производству", хотя современный ритейл - уже давно намного более сложное и высокоорганизованное явление, чем торговля на базарном прилавке. По данным АКОРТ, в настоящее время в стране под управлением 190 крупнейших продовольственных торговых сетей находятся 600 распределительных центров совокупной площадью 5,7 млн кв. метров. Топ-7 торговых сетей управляют собственным грузовым автопарком в размере свыше 10 тысяч единиц. В ритейле активно используются самые современные технологии, включая информационные. Компании вкладывают большие деньги в собственное развитие, включая подготовку и обучение персонала.
Нравится кому-то или нет, но ритейл – крупнейшая отрасль несырьевой экономики страны. Его доля в ВВП в 2016 году составила 14,3 процента. Для сравнения: на производство и поставку электроэнергии, газа и воды приходится 2 процента, на сельское хозяйство – 4, транспорт и связь – 6, добычу полезных ископаемых – 8,1, а на обрабатывающие производства (то есть, ту самую "серьезную промышленность") – 12,3 процента. При этом ритейл обеспечивает 11,5 процента всех налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации (данные Росстата). К тому же отрасль розничной торговли – крупнейший работодатель: на начало года в ней были заняты около 4 миллионов человек.
У российского ритейла немало собственных особенностей. Например, сравнительно мала доля товаров, которые продаются под собственными торговыми марками (СТМ) сетей и магазинов. "В развитых странах доля СТМ доходит до 80 процентов. Бренд-зависимость потребителей там ниже, а потребитель доверяет ритейлеру. Развитие в России производства продуктов под собственными марками — это свидетельство взросления нашего рынка", - считает исполнительный директор АКОРТ Полина Киселева.
Но пока участников рынка больше беспокоит все же не это, а продолжающееся снижение доходов россиян. "Самый большой кошмар торговли - это бедный покупатель и продукция на полках, за качество которой ты сам должен нести полную ответственность", - отметил председатель президиума АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев.
Купил бы, да купило притупило
"Пока говорить о том, что ситуация в торговле выправляется, преждевременно", - заявил Аркадий Дворкович, выступая на форуме. "Шок у потребителя уже прошел, но возврата к нормальному состоянию еще не случилось", - считает Михаил Красноперов. И понятно почему - доходы населения по сути не восстанавливаются.
Областное министерство экономики на днях сообщило, что сумма доходов жителей в среднем за март возросла на 2,6 процента при росте расходов на 1,1. Рост в полтора процента — это, как говорится, "смех сквозь слезы". При этом оборот розничной торговли в Саратовской области в январе-феврале 2017 года снизился на 5,5 процентов к тому же периоду 2016-го года.
Другие цифры, еще более красноречивые, - это показатели по спросу на основные продукты питания по Саратовской области на душу населения в год, которые удалось найти в сборнике областного статистического ведомства "Саратовская область в цифрах - 2015". По ним видно, что потребление мяса и мясопродуктов в нашем регионе устойчиво (!) снижается уже несколько лет подряд. В 2011 и 2012 году средний житель региона потреблял в год 68 килограммов мяса, в 2013-м — 64, в 2014-м — 61, в 2015-м — 57. Итого — снижение более чем на десять килограммов за пятилетку.
Та же картина по молоку и молочным продуктам: 2011 год — 324 килограмма на человека, 2012-й — 309, 2013-й — 284, 2014-й — 263, 2015-й — 247! Минус 77 килограммов за несколько лет — это разница докризисного 2011-го года с кризисным 2015-м примерно на четверть. Такой спад сложно охарактеризовать выражением "в пределах статистической погрешности".
Саратовцы "добирают" рацион овощами — показатель их потребления вырос за пятилетку на 15 килограммов в год на душу населения. Наверное, поклонники здорового образа жизни порадуются такой динамике. Но в нашем климате питаться овощами вместо мяса готовы точно не все. Да и отказ от животного белка в идеале все же должен быть сознательным выбором человека, а не вынужденной необходимостью.
Экономисты уверены, что возвращения к былым темпам роста потребления в стране в ближайшие годы не произойдет. Государство с ними солидарно: согласно прогнозам, в базовом варианте рост розничного товарооборота составит в нынешнем году 0,6 процента, в следующем –1,1, в 2019-м – 1,8 процента. Это значит, что потребители продолжат экономить на еде и переходить в магазины с более низкими ценами - если у них еще есть такая возможность.
В таких условиях представители власти всех уровней наверняка еще не раз будут обращаться с призывом к гражданам "затянуть пояса" и "держаться". Многим не привыкать, конечно. Но, как говорят в нашей стране, сытый голодному не товарищ. Местным "руководящим и направляющим" господам с учетом грядущих выборов в областную думу помнить об этом будет точно не вредно.