x
Саратовцы запивают кризис пивом. На водку и вино уже не хватает?
в контакте  |  facebook  |  twitter
СОЦСЕТИ
ЭКОНОМИКА   24.08.2017 | 09:16
Саратовцы запивают кризис пивом. На водку и вино уже не хватает?
Просмотров: 1017
Версия для печати
Кадр из фильма "Самогонщики" (1961)

Во время экономического кризиса по законам элементарной логики дорогие россияне должны обращаться к помощи алкоголя чаще. Реальные доходы в депрессии, прежние потребительские радости недоступны, перспективы туманны. При этом в стране существует мощная традиция топить горести и печали на дне стаканов и бутылок. Но официальная статистика констатирует, что пить сограждане в последние годы стали даже меньше, чем прежде. Сами они подтверждают это в соцопросах. Саратовцы же потребляют еще слабее, чем это среднероссийское "меньше". А объем, к примеру, выпитой водки на душу населения в Саратовской области сократился аж в несколько раз (!) по сравнению с тем, что статистика фиксировала десяток лет назад. Неужели мы все ближе к советской идее "трезвость - норма жизни"?

В Роспотребнадзоре РФ уверены, что ограничение времени продажи алкоголя, жесткие требования к торговым точкам и запрет рекламы горячительного в СМИ привели к позитивным результатам. В начале текущего года ведомство распространило информацию о том, что с 2009 по 2016 год потребление алкоголя в России на человека снизилось на пять литров (с 15-ти до 10-ти). Это по-прежнему выше планки в восемь литров в год, после которой воздействие на здоровье считается отрицательным.

Саратовцы запивают кризис пивом. На водку и вино уже не хватает?

Подпольный алкогольный цех, обнаруженный в Заводском районе Саратова в 2013 году

Вопрос в другом: достоверны ли официальные данные по рынку алкоголя? Или их надо читать по принципу "десять пишем - пять в уме"?

Сети начинают и выигрывают

Легальных точек доступа к горячительным напиткам разного градуса в России сейчас предостаточно. Причем еще десять лет назад картина даже в крупных городах, включая Саратов, была совершенно иной.

Начнем с того, что в настоящее время, как и прежде, выпивку можно купить в сетевых продуктовых магазинах. Как сообщил ИА "Версия-Саратов" в ответ на запрос и.о. замглавы администрации Саратова по экономическим вопросам Андрей Разборов, в 2016 году в городе действовали 453 предприятия крупных торговых сетей. Из них 135 входили в сеть "Магнит", 116 - "Семейный", 112 - "Гроздь", 63 - "Рубль Бум", 27 - "Пятерочка".

Горячительные напитки традиционно продаются также в крупных супермаркетах и несетевых "магазинах у дома". Пиво - в специализированных киосках. В последние годы ко всему этому многообразию добавились еще и многочисленные алкомаркеты.

В этот сегмент какое-то время назад пришли серьезные игроки, включая отечественных миллиардеров, уже заработавших ранее огромные состояния в других секторах экономики. Деловые СМИ отмечают, что алкогольные сети демонстрируют такие мощные темпы экспансии в регионах, что им завидуют крупнейшие торговые компании. А самые мощные игроки уже ворвались в число лидеров ритейла (т.е. розничной торговли) в масштабе всей страны. И это не удивительно, ведь число алкомаркетов ежегодно вырастает в разы. Саратов - яркое тому подтверждение.

На 1 января 2014 года на территории города общее число магазинов трех действующих сетей составляло лишь 27 единиц. На 1 января 2017 года в Саратове насчитывалось уже 177 алко-маркетов, а к началу августа - без малого 200! Итого - рост в семь (!) раз всего за три с половиной года. И это называется "россияне стали меньше пить"?

Крупнейшие саратовские сети алко-маркетов принадлежат федеральным компаниям "Красное & Белое" и "Бристоль". Еще один мощный игрок - сеть "Горилка", работающая в Саратовской области и ряде соседних регионов страны.

Свое присутствие в городе лидеры наращивали совершенно стахановскими темпами. Так, сеть "Красное & Белое" всего за два с половиной года увеличила число магазинов в Саратове в 20 с лишним раз: с 3 магазинов в начале 2015-го года до 65-ти в середине текущего года. На момент подготовки ответа на запрос редакции эта компания делила первое место по числу объектов с "Горилкой", у которой в городе тоже 65 точек. Второе место в Саратове - у сети "Бристоль", которая начинала с двух магазинов, а теперь их в городе уже 55. Третье место с 11 магазинами занимает DutyFree.

Саратовцы запивают кризис пивом. На водку и вино уже не хватает?

Пивом в Саратове, кроме упомянутых торговых каналов, торгуют еще и в специализированных отделах, ларьках и павильонах. Они, в свою очередь, принадлежат разным сетям, которых в городе уже десяток. Как сообщили ИА "Версия-Саратов" в мэрии, самая крупная пивная сеть - BierHaus, у нее в городе уже 20 точек. Второе место занимает BeerClub с 19-ю. Третье делят BierFest и Кружка, у каждой из них по 15 точек. Кроме того, в городе действуют также сети BeerCity (11 точек), "Кега" (11), IceBeerg (10), Praha (8), BeerShop (8) и BeerHall (6). Итого - 123 торговых объекта.

В этом, как раз, и состоит парадокс сочетания реальности с официальной статистикой: саратовцы вроде как стали намного меньше пить на фоне взрывного роста алкогольных и пивных сетей. Как принято сейчас писать в соцсетях, "Л - логика".

Что и как пьет Саратовская область

Судя по цифрам Росстата, в нашем регионе в отношении жителей к "зеленому змию" за последние два десятилетия произошли чуть ли не драматические перемены.

Водка

Особенное впечатление производят цифры по потреблению водки и ликеро-водочных изделий. В 1998 году средняя "душа населения" в губернии употребила 11,7 литра водки. Далее этот показатель только уменьшался, с некоторыми "всплесками" активности. Самое большое сокращение произошло с 2012-го по 2015-й год.

Саратовцы запивают кризис пивом. На водку и вино уже не хватает?

За 2016 год средний житель региона выпил всего около 3-х литров водки. Это втрое меньше, чем, к примеру, 10 лет назад - в 2007-м году. И почти вчетверо (!) меньше, чем в 1998-м.

Саратовцы запивают кризис пивом. На водку и вино уже не хватает?

В сравнении местных показателей со среднероссийскими можно сделать два наблюдения. Первое: в России в начале "нулевых" пили запредельно много. Всю первую пятилетку средний гражданин (включая младенцев и стариков) потреблял более 14 литров водки и ликеро-водочных изделий в год. И это не считая домашнего вина и самогона. Так что огромная тревога медиков и общественников насчет спаивания населения, со всеми вытекающими отсюда последствиями для здоровья и интеллекта нации, увы, имела реальные основания.

Саратовцы запивают кризис пивом. На водку и вино уже не хватает?

Второе наблюдение состоит в том, что в Саратовской области пили меньше, чем в среднем по стране, но примерно с той же динамикой.

Саратовцы запивают кризис пивом. На водку и вино уже не хватает?

Если посмотреть на потребление водки в соседних регионах в последние годы, то тоже заметен резкий "курс на трезвость" и обвальное падение официального спроса на 40-градусный напиток в последние несколько лет.

Еще по этим графикам видно, что жители Саратовской области находятся скорее в числе умеренных "пользователей". К примеру, в 2001 году соседи в Волгоградской области выпивали на душу населения чуть ли не вдвое больше водки, чем саратовцы.

Саратовцы запивают кризис пивом. На водку и вино уже не хватает?

В 2007-2008-м пальму первенства перехватили самарцы. В 2012-м на короткий срок Саратовская область стала лидером по потреблению водки на душу населения. Но затем снова заняла свое "среднее" место. А по итогам прошлого года вообще оказалась из четырех соседних субъектов страны регионом с самым низким потреблением 40-градусной.

Шампанское и игристые вина

"Вина с пузырьками" в конце 90-х и первые годы нулевых средний житель Саратовской области выпивал на уровне или даже чуть больше, чем средний россиянин. Затем потребление резко просело. И пока продажи игристого в стране набирали обороты, в бывшей "столице Поволжья" его как-то не жаловали.

Саратовцы запивают кризис пивом. На водку и вино уже не хватает?

Резкий скачок случился в 2008-м. Примерно тогда мировые цены на нефть достигли невиданных прежде вершин и, видимо, широкие массы почувствовали, что страна поймала удачу за хвост. Затем саратовцы еще чуть-чуть нагнали остальных в 2011-м и 2014-м. Но последние три года демонстрируют, что шампанское становится местным потребителям не по карману. Либо они нашли какие-то способы его заменить.

Саратовцы запивают кризис пивом. На водку и вино уже не хватает?

Примечательно, что в России в целом продажи игристых вин хоть и просели, но не ниже уровня конца 90-х, которые многие считают чуть ли не самым ужасным временем в новейшей истории страны. А вот в Саратовской области показатели потребления шампанского болтаются на уровне 2003 и 2006 годов, что практически вдвое (!) ниже уровня 1998-го года.

Саратовцы запивают кризис пивом. На водку и вино уже не хватает?

Коньяк

Коньяк в Саратовской области за последние 15 лет самым большим успехом пользовался в 2009 году.

Саратовцы запивают кризис пивом. На водку и вино уже не хватает?

Именно тогда, кстати, объем продаж коньяка среднему россиянину и среднему саратовцу сравнялся. После кривые показателей разошлись, и сбыт в Саратовской области в основном снижается. Хотя пока официальный спрос на этот напиток в нашем регионе выше, чем, к примеру, в начале "нулевых" годов.

Саратовцы запивают кризис пивом. На водку и вино уже не хватает?

Вино

Вина в Саратовской области в ретроспективе последних полутора десятилетий стали пить точно больше, но кризис и здесь портит картину.

Саратовцы запивают кризис пивом. На водку и вино уже не хватает?

Самый высокий показатель продаж винодельческой продукции зафиксирован в 2008-м. Причем разница с началом нулевых годов - почти втрое (!): 6 литров на душу против 2-х литров соответственно. После этого объемы стали падать. В прошлом году жители области выпили вина на уровне 2007-го года, так что влияние кризиса очевидно.

Потребление вина - тот редкий случай, когда динамика в нашем регионе по сравнению с общероссийской практически абсолютно идентична.

Саратовцы запивают кризис пивом. На водку и вино уже не хватает?

Пиво

Официальные данные по продажам пива в Саратовской области выстраиваются в нервный график с резкими подъемами и спадами.

В начале "нулевых" (с 2001 по 2004-й) жители региона "хлестали" пенный напиток такими бешеными темпами, что всего за три года более чем удвоили потребление - с 20 с небольшим литров на душу населения до 50-ти.

Немного сбавив обороты в 2005-м, в 2006-м саратовцы снова залились пивом до рекордного за все время уровня, почти достигнув 60-ти (!) литров на душу населения. Несложно подсчитать, что в этом случае каждый житель региона (включая стариков и младенцев) должен был стабильно выпивать около 5-ти литров пива в месяц. И это при том, что в регионе сохранялся намного более высокий, чем сейчас, уровень потребления водки на душу населения (без малого 9 литров). Если не это называется массовым алкоголизмом, то что?

Саратовцы запивают кризис пивом. На водку и вино уже не хватает?

В следующие два года местные жители к пиву резко охладели, уменьшив обороты чуть ли не вдвое. Потом четыре года снова шел уверенный рост потребления, хотя до показателя 2006-го, к счастью, дело не дошло.

Если обобщать тенденцию за последние 15 лет, то можно констатировать, что пива в Саратовской губернии по сравнению с началом века стали пить примерно вдвое больше. Показатель 2016 года - более 40 литров на человека.

Кризисные годы снова переломили наметившийся было тренд на снижение потребления пенного напитка. Но и с учетом этого средний житель Саратовской области пьет пиво гораздо более сдержанно, чем средний россиянин. Пока условный саратовец в 2007-м приходил в себя после "штурма" отметки в 60 литров, средний россиянин преодолел вершину в 80 литров. С 2009 по 2012-й объем в расчете на одного жителя страны составлял более 70 литров в год и лишь затем стал, наконец, снижаться.

С помощью каких же напитков саратовцы главным образом справляются с тяготами экономического шторма? Судя по официальным данным, в регионе с 2014 года упали продажи всех основных видов алкоголя.

За исключением пива. Так что нынешний кризис население Саратовской области "запивает", похоже, именно им.

Пьем для запаха, дури своей хватает

Кризисное сокращение доходов и покупательной способности зарплат, безусловно, влияет на продажи любых товаров, включая выпивку. Тем более, как подчеркивают эксперты, в России легальный алкоголь обходится населению намного дороже, чем на Западе - по соотношению его стоимости к величине средних доходов и зарплат.

Отказаться совсем от горячительных напитков или резко сократить их потребление многие наши сограждане не готовы. Или уже не способны. Хотя бы потому, что алкоголь - по-прежнему самый распространенный отечественный способ справляться с проблемами и бедами этого мира.

Как пел Владимир Высоцкий, "Ну, если я чего решил, то я выпью-то обязательно". И в этой ситуации у россиян уже давно есть "ответ" в виде домашнего производства горячительных напитков.

Говорить здесь о каких-то тенденциях крайне сложно, поскольку данные для анализа отсутствуют. Отследить ситуацию с производством самогона, по идее, можно было бы по повышению спроса на продукты и товары, задействованные в процессе. Но, к примеру, доступные официальные данные по потреблению сахара в Саратовской области не показывают радикальных изменений. Сколько покупали, столько примерно и покупают.

Саратовцы запивают кризис пивом. На водку и вино уже не хватает?

Цех по производству нелицензионного алкоголя, обнаруженный компетентными органами в Саратове в августе 2017 года

Другой фактор, который нельзя недооценивать, - это десятки тысяч дачных и приусадебных участков. Выращивание винограда для производства домашнего вина - актуальная тема для многих саратовских семей. Сколько они его производят, сколько вина из него затем делают и пьют, никто точно не знает.

В качестве еще одной причины официального снижения потребления алкоголя участники отрасли называют некоторые возможности обойти "Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (ЕГАИС). Разумеется, эти методы лежат вне правового поля, но тем, кто работает на рынке, они известны.

В то же время нельзя не признать, что соотечественники в последние годы действительно стремятся к более трезвому образу жизни. Алкогольный "угар 90-х" прошел, а новые поколения научились получать радости от жизни другими способами. Число обладателей личных автомобилей с начала века выросло многократно. И хотя часть из них по-прежнему считают возможным садиться за руль пьяными, для других вождение машины точно становится одной из причин пить реже или не пить вообще. Сюда же можно отнести устойчивую моду на занятия спортом и здоровый образ жизни.

В середине августа 2017 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал данные исследования, посвященного теме употребления алкоголя. Результаты таковы: если в 2009 году о том, что вовсе не пьют спиртного, сообщали 25% россиян, то в 2017 году – уже 39% (среди женщин и 18-24-летних – по 47%). Выпивают время от времени 59% граждан. В подавляющем большинстве случаев - не чаще нескольких раз в месяц. А 44% потребителей говорят, что в последний год стали пить меньше.

В этой ситуации государство оказывается в странном положении. С одной стороны, представители власти обязаны всецело приветствовать отрезвление населения. Здоровье нации, крепкие семьи, снижение бытового насилия, уменьшение числа преступлений и ДТП - выгод от трезвого образа жизни граждан много. С другой стороны, бюрократия тщательно выстраивала систему ЕГАИС, чтобы получать доходы от пьянства. А вовсе не для того, чтобы народ перестал пить совершенно. Акцизы - важная статья в доходах бюджетов. Трезвость — трезвостью, а деньги, что называется, на бочку.

Где пьют, там и льют

В конце июня 2017 года пивовары вышли с предложением изменить время продажи алкоголя в рознице в зависимости от типа. Они рекомендовали властям запретить продавать водку, коньяк и вино с 9 вечера до 9 утра по местному времени. А пиво разрешить продавать с 8 утра и до 23 часов. Идею принялись бурно обсуждать в СМИ и интернете. После чего в Министерстве финансов страны заявили, что не станут изменять время продаж алкоголя. Если потребительский спад будет продолжаться, нам предстоит увидеть еще более яркие и творческие идеи участников рынка в борьбе за доходы и прибыли. Число инициатив, направленных на ужесточение регулирования, вероятно, тоже не уменьшится.

В любом случае, остается чрезвычайно важный вопрос о том, насколько все заинтересованные лица вообще могут доверять официальным данным по рынку алкоголя. С одной стороны, это тот сектор экономики, где власть приложила значительные усилия для контроля и учета, создав ЕГАИС. С другой стороны, в нашей стране в "серой" и "черной" зонах экономики ведут дела все, кто может. Так что наверняка не все потребление выпивки попадает под свет государственной лампы.

Сейчас на основании официальных показателей по потреблению алкоголя в России легко сделать оптимистичные выводы. Если статистика права, то российское общество в целом становится трезвее, а значит, осознаннее и даже, возможно, здоровее. А если нет?

Какая часть потребления алкоголя в этом случае не попадает под официальные радары - бо́льшая или меньшая? Сколько россияне производят напитков сами? Возможно, это тот самый объем, на который снизилось фиксируемое статистикой потребление. А может быть, он намного больше?

Если власти и бизнесу важно осознавать реальное положение дел, необходима масштабная совместная аналитическая работа разных специалистов. Но запрос на нее со стороны чиновников и предпринимателей, видимо, отсутствует. Так что можно предположить, что четкого понимания текущей ситуации по потреблению алкоголя в нашей стране сейчас нет вообще ни у кого.

другие материалы
рубрики
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (10)
24 августа 2017, 17:34
Автору не мешало бы по сторонам посмотреть - пьют сейчас на порядок меньше чем пять лет назад и во много раз меньше, чем десять. Тут достаточно даже в окно вечером глянуть, друзей своих опросить и заметить, что даже в пятницу никаких очередей за алкоголем не наблюдается.
Но автору, видно, очень хочется провозгласить Россию страной алкоголиков, и своим глазам, а уж тем более им же озвученным данным, он не верит.
ответить
24 августа 2017, 18:49
писал:
24 августа 2017, 17:34
Автору не мешало бы по сторонам посмотреть - пьют сейчас на порядок меньше чем пять лет назад и во много раз меньше, чем десять. Тут достаточно даже в окно вечером глянуть, друзей своих опросить и заметить, что даже в пятницу никаких очередей за алкоголем не наблюдается.
Но автору, видно, очень хочется провозгласить Россию страной алкоголиков, и своим глазам, а уж тем более им же озвученным данным, он не верит.
Сначала надо читать тексты - целиком, а потом уже строчить комменты. "опросить друзей" и "глянуть вечером в окно" - это уровень "аналитики" профанов, бездарей и провинциальных дураков. Если вы не в состоянии воспринимать большие хорошо сделаныне аналитические статьи, увидеть и воспринять из них все, что там написано, а не придумывать что-то, то это ваша личная проблема.
ответить
25 августа 2017, 07:24
писал:
24 августа 2017, 17:34
Автору не мешало бы по сторонам посмотреть - пьют сейчас на порядок меньше чем пять лет назад и во много раз меньше, чем десять. Тут достаточно даже в окно вечером глянуть, друзей своих опросить и заметить, что даже в пятницу никаких очередей за алкоголем не наблюдается.
Но автору, видно, очень хочется провозгласить Россию страной алкоголиков, и своим глазам, а уж тем более им же озвученным данным, он не верит.
писал:
24 августа 2017, 18:49
Сначала надо читать тексты - целиком, а потом уже строчить комменты. "опросить друзей" и "глянуть вечером в окно" - это уровень "аналитики" профанов, бездарей и провинциальных дураков. Если вы не в состоянии воспринимать большие хорошо сделаныне аналитические статьи, увидеть и воспринять из них все, что там написано, а не придумывать что-то, то это ваша личная проблема.
Вы, к примеру, даже комментарий не способны воспринять целиком, а суетесь спорить.
ответить
25 августа 2017, 11:45
писал:
24 августа 2017, 17:34
Автору не мешало бы по сторонам посмотреть - пьют сейчас на порядок меньше чем пять лет назад и во много раз меньше, чем десять. Тут достаточно даже в окно вечером глянуть, друзей своих опросить и заметить, что даже в пятницу никаких очередей за алкоголем не наблюдается.
Но автору, видно, очень хочется провозгласить Россию страной алкоголиков, и своим глазам, а уж тем более им же озвученным данным, он не верит.
писал:
24 августа 2017, 18:49
Сначала надо читать тексты - целиком, а потом уже строчить комменты. "опросить друзей" и "глянуть вечером в окно" - это уровень "аналитики" профанов, бездарей и провинциальных дураков. Если вы не в состоянии воспринимать большие хорошо сделаныне аналитические статьи, увидеть и воспринять из них все, что там написано, а не придумывать что-то, то это ваша личная проблема.
писал:
25 августа 2017, 07:24
Вы, к примеру, даже комментарий не способны воспринять целиком, а суетесь спорить.
вы так отчаянно завидуете тем, кто умеет писать и делает это явно лучше вас, что жалко смотреть ))))
ответить
25 августа 2017, 15:04
писал:
24 августа 2017, 17:34
Автору не мешало бы по сторонам посмотреть - пьют сейчас на порядок меньше чем пять лет назад и во много раз меньше, чем десять. Тут достаточно даже в окно вечером глянуть, друзей своих опросить и заметить, что даже в пятницу никаких очередей за алкоголем не наблюдается.
Но автору, видно, очень хочется провозгласить Россию страной алкоголиков, и своим глазам, а уж тем более им же озвученным данным, он не верит.
писал:
24 августа 2017, 18:49
Сначала надо читать тексты - целиком, а потом уже строчить комменты. "опросить друзей" и "глянуть вечером в окно" - это уровень "аналитики" профанов, бездарей и провинциальных дураков. Если вы не в состоянии воспринимать большие хорошо сделаныне аналитические статьи, увидеть и воспринять из них все, что там написано, а не придумывать что-то, то это ваша личная проблема.
писал:
25 августа 2017, 07:24
Вы, к примеру, даже комментарий не способны воспринять целиком, а суетесь спорить.
писал:
25 августа 2017, 11:45
вы так отчаянно завидуете тем, кто умеет писать и делает это явно лучше вас, что жалко смотреть ))))
Боже ж мой )) Уж не с самим ли автором я тут беседую? Тогда многое становится понятным )))
ответить
25 августа 2017, 16:22
писал:
24 августа 2017, 17:34
Автору не мешало бы по сторонам посмотреть - пьют сейчас на порядок меньше чем пять лет назад и во много раз меньше, чем десять. Тут достаточно даже в окно вечером глянуть, друзей своих опросить и заметить, что даже в пятницу никаких очередей за алкоголем не наблюдается.
Но автору, видно, очень хочется провозгласить Россию страной алкоголиков, и своим глазам, а уж тем более им же озвученным данным, он не верит.
Ваши претензии сформулированы не внятно. Я согласен с комментарием о том, что "посмотреть по сторонам", "глянуть в окно", "опросить друзей" - это не уровень аналитика. Это самодеятельность, а не журналистика.

Ни одной попытки "провозгласить Россию страной алкоголиков" я в тексте не предпринял. Напротив - написал о том, что население стало явно меньше пить: мода на ЗОЖ, фитнесс и спорт, плюс рост числа автовладельцев в десятки раз (если не в сотни) и т.п.

Снижение потребления на фоне роста алко-маркетов - вот странность, которую я показываю читателю. Приводя данные Росстата и данные мэрии Саратова. Мне представляется, что ТАК должен быть написан аналитический текст. А не "взгляну в окно" )))

Вы на 100% верите данным Росстата - в стране, где "серая" часть экономики, по разным оценкам, составляет от 20 до 50%? ))) Это ваше право - быть настолько оптимистичным )))

По сути ваших претензий я не понял. Да кстати: никаких очередей за алкоголем не наблюдается уже лет 20. Странно, что вы не заметили ;)
ответить
25 августа 2017, 20:24
писал:
24 августа 2017, 17:34
Автору не мешало бы по сторонам посмотреть - пьют сейчас на порядок меньше чем пять лет назад и во много раз меньше, чем десять. Тут достаточно даже в окно вечером глянуть, друзей своих опросить и заметить, что даже в пятницу никаких очередей за алкоголем не наблюдается.
Но автору, видно, очень хочется провозгласить Россию страной алкоголиков, и своим глазам, а уж тем более им же озвученным данным, он не верит.
писал:
25 августа 2017, 16:22
Ваши претензии сформулированы не внятно. Я согласен с комментарием о том, что "посмотреть по сторонам", "глянуть в окно", "опросить друзей" - это не уровень аналитика. Это самодеятельность, а не журналистика.

Ни одной попытки "провозгласить Россию страной алкоголиков" я в тексте не предпринял. Напротив - написал о том, что население стало явно меньше пить: мода на ЗОЖ, фитнесс и спорт, плюс рост числа автовладельцев в десятки раз (если не в сотни) и т.п.

Снижение потребления на фоне роста алко-маркетов - вот странность, которую я показываю читателю. Приводя данные Росстата и данные мэрии Саратова. Мне представляется, что ТАК должен быть написан аналитический текст. А не "взгляну в окно" )))

Вы на 100% верите данным Росстата - в стране, где "серая" часть экономики, по разным оценкам, составляет от 20 до 50%? ))) Это ваше право - быть настолько оптимистичным )))

По сути ваших претензий я не понял. Да кстати: никаких очередей за алкоголем не наблюдается уже лет 20. Странно, что вы не заметили ;)
Я не считаю, что ваша статья написана плохо. Мне она даже нравится. Это я сразу хочу сказать, чтобы вы не подумали ничего плохого. Мое недовольство вызвали некоторые нюансы.
Что касается "посмотреть в окно" и т.п., то не можете же вы не понимать, что имелось в виду лишь сравнение того, что раньше можно было наблюдать собственными глазами, а теперь встречается лишь в "избранных районах". Вспомните, например, сколько людей ходили в 90-е по улицам с пивом, сколько их сидело "на кортах" с ним же в каждом дворе, сколько пили в парках, на вокзалах и т.п. Конечно, статистики скажут, что это субъективное восприятие, но ведь и они опрашивают не сотни тысяч граждан, а, в лучшем случае, полторы-две. Я по работе езжу по всей стране и вижу больше людей, больше городов, чем любой специалист Левады.
Вы спрашиваете, сомневаясь в официальной статистике, отчего столько алкомаркетов, если пьют меньше. Но ведь не станете же вы утверждать, будто формула "много магазинов значит много пьют" совершено бесспорна. Много магазинов может быть и потому, что это словно рыбалка со множеством удочек - вероятность клёва, а в нашем случае появления покупателя, увеличивается пропорционально числу магазинов. Кроме того, вы не могли не замечать, как часто меняются эти магазины - сегодня тут "Горилка", через месяц "Красное и Белое", ещё через месяц - пивная, и так весь год. О чем это говорит? Уверен, что понимаете - владельцы закрывают нерентабельные точки, не оправдавшие надежд.

Что касается нюансов. Мне, возможно, показалось, что вас расстраивает это снижение интереса к алкоголю. Расстраивает не явно, а как бы невзначай. Вы приводите множество данных, ставите их под сомнение, но ограничиваетесь одним - не самым сильным - аргументом, объясняя свою позицию.
ответить
25 августа 2017, 20:25
писал:
24 августа 2017, 17:34
Автору не мешало бы по сторонам посмотреть - пьют сейчас на порядок меньше чем пять лет назад и во много раз меньше, чем десять. Тут достаточно даже в окно вечером глянуть, друзей своих опросить и заметить, что даже в пятницу никаких очередей за алкоголем не наблюдается.
Но автору, видно, очень хочется провозгласить Россию страной алкоголиков, и своим глазам, а уж тем более им же озвученным данным, он не верит.
писал:
25 августа 2017, 16:22
Ваши претензии сформулированы не внятно. Я согласен с комментарием о том, что "посмотреть по сторонам", "глянуть в окно", "опросить друзей" - это не уровень аналитика. Это самодеятельность, а не журналистика.

Ни одной попытки "провозгласить Россию страной алкоголиков" я в тексте не предпринял. Напротив - написал о том, что население стало явно меньше пить: мода на ЗОЖ, фитнесс и спорт, плюс рост числа автовладельцев в десятки раз (если не в сотни) и т.п.

Снижение потребления на фоне роста алко-маркетов - вот странность, которую я показываю читателю. Приводя данные Росстата и данные мэрии Саратова. Мне представляется, что ТАК должен быть написан аналитический текст. А не "взгляну в окно" )))

Вы на 100% верите данным Росстата - в стране, где "серая" часть экономики, по разным оценкам, составляет от 20 до 50%? ))) Это ваше право - быть настолько оптимистичным )))

По сути ваших претензий я не понял. Да кстати: никаких очередей за алкоголем не наблюдается уже лет 20. Странно, что вы не заметили ;)
Вы считаете априорной истиной, что в России есть "мощная традиция" заливать горе алкоголем. Но неприятности случаются каждый день с каждым, а пьяных сегодня встретить на улицах удается далеко не каждый день. А вот раньше это была абсолютная норма. По всей, опять же России. Раньше в поезде было ехать противно - пили всем вагоном и в плацкартах, и в купе. Сейчас такого давно нет и штрафы тут ни при чем.
Что касается очередей, то их было много ещё десять лет назад - к каждому пивному ларьку. Каждый вечер. А в пятницу это было "паломничество". Владелец жалкого пивного ларька на окраине города умудрялся за один сезон купить и квартиру, и дачу. Теперь это совсем не так.
Понимаете, о каких нюансах я говорю?
Кроме того, "самой пьющей в мире" Россию провозгласил в последний раз не народ и не статистики, а непосредственно Д. Медведев. Причем откровенно врал, ведь даже тогда, когда он свою ахинею нес с видом мудреца, ВОЗ не включала Россию даже в первую пятерку по количеству употребляемого алкоголя на душу населения. С тех пор уверенность государства в том, что с пьянством в России надо бороться никуда не делась - неужто, стали бы официальные статисты назло властям подтасовывать данные?
ответить
25 августа 2017, 21:05
... пить будем
И гулять будем!
А как смерть придет - помирать будем!
ответить
Вчера, 00:35
Однажды прочитал статью в интернете "Великая водочная революция".
многое понял и полностью изменил своё отношение к алкоголю.

Уже тригода в рот не беру это говённое магазинское пойло, которое ВСЁ бадяжится из копеечного синтетического китайского спирта. В любой бутылке из магазина может оказаться смертельный яд, и почти всегда там некачественный алкоголь, от которого болеешь. От цены и брендов это никак не зависит.

Купил профессиональную индукционную плитку, кастрюлю 25 литров и заказал мастеру из Волгограда медную укрепляющую колонну.

Теперь варю для себя замечательные крепкие напитки. Все, кто пробовал просто в восторге. Даже те, кто не любитель выпить вообще.
Варите свои дистилляты и будьте здоровы!
ответить
на главную