Анонимность в интернете — это «большая сказка», заявил глава Роскомнадзора в интервью RT. По его словам, сегодняшние технологии позволяют установить личность пользователя при помощи различных данных.
«Сейчас, чтобы идентифицировать конкретного человека, существует много прямых и косвенных идентификаторов: голос, лицо, поведение в сети, регулярно посещаемые сайты, геолокация и т. д. Поэтому нужно понимать: никто уже не анонимен в сети».
Все пользователи интернета, по его словам, «идентифицированы, таргетированы, профилированы», а реклама поступает адресно. «Поэтому анонимность в сети интернет — это большая сказка, и все мы — под лупой транснациональных гигантов», — подчеркнул Жаров.
По словам главы Роскомнадзора, предназначение законов о запрете анонимайзеров и VPN в России — «защитить основную массу добропорядочных пользователей в сети от запрещённого контента». Большая часть пользователей интернета, как пояснил Жаров, не ищет в сети детскую порнографию, наркотики или экстремистскую информацию. Законодательство направлено на сужение поля для тех «нескольких процентов», которые мотивированы на поиск подобного.
Как рассказал Жаров, крупнейшими потребителями пользовательских данных являются Google и Facebook (деятельность Meta (соцсети Facebook, Instagram) запрещена в России как экстремистская), у которых имеются миллионы своих пользователей, кроме того, они покупают огромное количество данных у других компаний. При этом даже если пользователи не постят свои фотографии в соцсетях этих компаний и «не светят» реальное имя, исчерпывающую информацию о человеке вместе с маркетинговыми выводами можно собрать в интернете за несколько десятков минут, причём это абсолютно легально и в рамках пользовательского соглашения.
Напомним, закон о запрете использования анонимайзеров и VPN-сервисов для обхода заблокированных Роскомнадзором интернет-ресурсов вступил в силу с 1 ноября.
Сегодня стало известно, что Совет безопасности РФ поручил Минкомсвязи и ФСБ до 1 июня 2018 года разработать дополнительные меры регулирования деятельности организаторов распространения информации в интернете. В частности, требование об идентификации пользователей по номеру мобильного телефона предлагается распространить на онлайн-игры и социальные сети.