Министр строительства и ЖКХ области Дмитрий Тепин извинился перед саратовцами за то, что власти отдали Привокзальную площадь на кастинг московским модным продюсерам, и они девчонку малость вырядили не в те одежды и разукрасили не в те цвета. Растрогал. При этом министр добавил, что это был эксперимент, тестовый режим, но на зимний период его прекратили, временные конструкции убрали. Стоп! Это не совсем так. Сейчас вы увидите.
По факту эксперимент от КБ “Стрелка” был прекращен наполовину. То есть, как бы за одним столичным экспериментом последовал второй - самобытный, и именно в этом режиме Привокзальная площадь доживает зиму.
Вот вам передний двор вокзала, площадка метров двадцать на шестьдесят. Когда-то тут останавливались таксисты и энгельсские автобусы. Весной-летом прошлого года, когда начался эксперимент, здесь расположились тестовые кубические сидушки и вазоны из OSB с керамзитными шариками внутри и чем-то неприхотливым из растений.
Люди, особо из белых господ, тогда кричали, что никто из пассажиров не станет сидеть на жаре и в выхлопных газах. Позвольте мне сказать господским выражением: отнюдь! Сидели и еще как. Кубические сидушки не пустовали никогда. Зал ожидания снаружи.
Но по осени конструкции убрали, как правильно заметил министр Тепин. А что делать с освободившимся пространством - не решили. Вот есть площадка - и ее не пришей ни к одному месту.
И она стала инсталляцией. Экспонат музея современного искусства под открытым небом. Называется “Параллелограмм Судьбы”. Название я только что придумал, но звучит красиво. Заезжать на него вроде как запрещено, но многие водители рискуют, чтобы узнать свою карму.
Вот там на заднем плане - правый борт Привокзальной площади. Вдоль него располагаются знаменитые капсульные гипермаркеты. То есть это как обычные гипермаркеты, только маленькие, не надо придираться к словам! Они затейливые такие, разномастные, пища там, напитки, безделушки, сотовая связь. Раньше их ряд был стройней и плотней, но в течение нескольких лет некоторые капсульные гипермаркеты выкорчевали. Потому что у них закончился срок аренды. Правда, сейчас впечатление, что ларькам просто велели рассчитаться на “первый-второй”, и “вторых” вывели из строя и расстреляли. То есть, их ряд стал щербатым, и особого смысла в том, что одни убрали, а другие оставили - нет.
Чуть ниже лицом к Аткарской улице располагаются две пластиковые избы-едальни. Они находятся рядом с боковым входом на стадион “Локомотив”. В то время, когда электрокары Tesla бороздят просторы Вселенной, на саратовской Привокзальной площади все еще торчат эти реликтовые ларьки, периодически меняя свою окраску. Вот на днях событие - один преобразился в экспресс-шаурму. Ага, международная сеть пришла. Пять мишленовских звезд. Шарики, радость, мы открылись! Не понимаю, как они не догадались написать “крафтовая экспресс-шаурма” для пущей убедительности и привлекательности гурманов. Так же модно сейчас. Можно ходить семьями в выходные.
А вот собственно Привокзальная площадь, изрезанная биссектрисами, хордами и медианами движения человеков и механизмов. В прошлом году весной сюда вынесли некоторые остановки общественного транспорта, разгрузив правую сторону площади. Поставили те же кубические сидушки и цветники. Высадили на поверхность полосатые столбики, указывающие направления. И увидел я, что это хорошо для пассажиров-пешеходов. Ну настолько хорошо, насколько можно об этом говорить в Саратове. Было хоть понятно: кому - куда. Остановочные павильоны оказались, правда, дегенеративными - это как декоративные, но хуже. Козырьки их объявили бессрочную забастовку и не работают ни в дождь, ни в снег.
Однако в ноябре столбики убрали - может, дозрели они, как яровые, не знаю. Но в тот момент, когда одним днем столбики исчезли, было ощущение, что обитатели вокзала перешли следующий игровой уровень. Да, уже четыре месяца это и похоже на какую-то локацию из компьютерной стратегии: там постоянно кто-то куда-то бежит, кто-то стоит под козырьками, кто-то едет наперерез. Днем водилы как-то еще стараются выдерживать заданные прошлой весной и столбиками направления. Но когда стемнеет, могут переть, как душе угодно.
Пирамидальный тотем в сквере площади напоминает остатки древней цивилизации, засыпанной белыми песками времени. "Какой будет Привокзальная площадь" - выбито там. Какой, какой?! Несчастной!
А вот тут у нас улица Аткарская. Здесь частенько толкутся люди с поклажей, потому что в полуподвальных помещениях находятся кассы по продаже билетов на рейсовые автобусы по области. Тут же коротают время таксисты. Сейчас зима, таксисты чуть собраны, а летом предпочитают ожидать клиентуру, раскрыв двери и положив босую лапу на панель. Таксист тем самым как бы хочет показать: “Ребята, садись ко мне, я такой же простой парень как и вы!”
И здесь же по Аткарской в сторону к Московской упираются друг в друга энгельсские автобусы — их конечная остановка. Мы говорили о них чуть выше. Так вот четвертый год подряд они пасутся тут, что крайне неудобно всем пассажирам, которые идут от вокзала через сквер и тотем! Так что в данном случае не “Стрелка” виновата, нет.
Дело в том, что по соображениям антитеррористической безопасности, автобусы убрали с того самого “Параллелограмма Судьбы” у вокзала. Было так удобно, когда они останавливались именно там! А людям, которые живут на углу Московской-Аткарской - у них и так была и есть остановка на Московской.
Совершеннейшая бюрократическая дрянь - из Москвы решать, где в Саратове будут останавливаться местные автобусы. Совершенно же непонятно, каким образом это сняло террористическую угрозу. Но очевидно, как это усложнило жизнь нормальным людям. Дурь, что так привычно для Саратова.
Воля ваша, господа министры, а жениться все же надо. Извинения хорошо, но мало. Дмитрий Тепин сказал, что если жители решат, что нужно благоустроить площадь, то у них есть схема. Да, решат! Или эту площадь реконструируйте в 2018 году, как рисовали и обещали: Дзержинского к вокзалу и развернуть, парковку на месте сквера, адекватные остановки общественному транспорту и так далее. Или возвращайте все в первоначальный вид. В полностью доэкспериментальный период.