В начале апреля крупные игроки рынка розничной продажи продуктов питания заговорили о возможном дефиците еды, который может начаться уже в июле этого года. Причина, по которой Х5 Retail Group ("Пятерочка", "Карусель", "Перекресток") и "Магнит" забили тревогу, кроется во введении обязательной электронной ветеринарной сертификации, к которой многие производители оказались не готовы.
С 1 июля все компании, осуществляющие поставки пищи животного происхождения, должны будут подключиться к автоматизированной системе "Меркурий". На сайте Россельхознадзора говорится, что "Меркурий" предназначен для "электронной сертификации поднадзорных госветнадзору грузов, отслеживания пути их перемещения по территории РФ в целях создания единой информационной среды для ветеринарии, повышения биологической и пищевой безопасности". То есть весь документооборот сопроводительных ветеринарных документов теперь переходит в электронный формат.
Крупные компании-производители, в том числе, Danone и PepsiCo, заявили "Ведомостям" о нецелесообразности нововведений. В компаниях полагают, что ветеринарных рисков в готовых продуктах питания попросту нет. К тому же, получается, что контроль будет излишним, ведь его станут производить по всему пути следования еды – от фермера и до ритейлера. В итоге те производители, которые не успеют начать работу в "Меркурии", не смогут поставлять свои товары в магазины.
Что говорят о возможном дефиците крупные ритейлеры
Мы решили выяснить, ожидают ли нас пустые прилавки в саратовских магазинах и рост цен на те продукты, которые теперь будут проходить сертификацию в обязательном порядке. По словам представителя X5 Retail Group, добровольная ветсертификация в электронном виде доступна сегодня для следующих категорий продукции: мясо, птица, яйца, рыба, морепродукты, икра, колбасные изделия, мёд, корма для животных. С 1 июля 2018 года она станет обязательной как для перечисленных категорий, так и для молочных продуктов всех видов, сыров, рыбной гастрономии, консервации рыбной, мясной и молочной, полуфабрикатов замороженных и охлаждённых, а также детского питания, которое содержит компоненты животного происхождения.
"В настоящий момент у Х5 около 1500 поставщиков продукции, подлежащей ветеринарной сертификации с 1 июля 2018 года, - рассказали в компании. - Из них порядка 50% не подтвердили готовность к работе в ФГИС "Меркурий", либо не провели комплекс мероприятий по внедрению ФГИС "Меркурий" в собственные бизнес-процессы".
Причем, о неготовности начать работу в новой системе компанию уведомляют не только региональные, но и крупнейшие федеральные поставщики продукции, подлежащей электронной ветеринарной сертификации. "Среди ТОП-100 поставщиков Х5 почти 35% на настоящий момент не провели тестирование системы на своих предприятиях, не адаптировали бизнес-процессы и находятся в зоне высокого риска невозможности осуществлять поставки с 1 июля 2018 года", - добавил представитель X5 Retail Group.
В розничной сети "Магнит" на наш запрос не ответили, однако на сайте компании говорится о том, что "Магнит" одним из первых завершил интеграцию системы "Меркурий". "Запуск "Меркурия" позволяет участникам рынка адаптироваться к актуальным изменениям законодательства, заблаговременно ознакомиться с работой системы. Розничная сеть уже сейчас предоставляет поставщикам возможность апробировать "Меркурий" в условиях реального ведения бизнеса, чтобы выявить возможные проблемы и устранить их до запуска ФГИС в официальную эксплуатацию, а также избежать перебоев с поставками продовольствия конечному потребителю, в том числе социально значимых товаров. Компания уже отмечает первые положительные результаты: электронная сертификация сократила время на подготовку документов, снизила затраты на их печать, обеспечила мониторинг транзакций грузов от производителя до потребителя", - говорится в сообщении.
Впрочем, о количестве поставщиков, готовых работать по новым правилам, "Магнит" умалчивает, однако в публикации bfm.ru говорится, что, по данным на начало апреля, лишь половина поставщиков краснодарского ритейлера зарегистрирована в "Меркурии".
Кто в Саратовской области уже подключился к "Меркурию"
К системе должны подключиться не только все фермы, мясокомбинаты, птицефабрики, молочные и рыбные комбинаты, их поставщики, дистрибьюторы, объекты торговли, но и логистические компании и объекты общественного питания. По данным ветеринарной службы, в областном центре в системе "Меркурий" уже зарегистрировано 23,4 тысячи объектов, деятельность которых связана с оборотом продукции животного происхождения. Задача специалистов торговых сетей — погашение в системе входящих ветеринарных сопроводительных документов на каждую партию товара. Так отслеживается путь продукции от производителя до прилавка.
По информации министерства экономического развития Саратовской области, к системе, например, уже подключены Крытый, Сенной, Сельскохозяйственный, Славянский рынки, торговые комплексы "Владимирский", "Волга", "Северный", "На Топольчанской", торговые центры "Оранжевый", "ТЦ-Поволжье", а также магазины сетей "Гроздь", "Магнит", "Пятерочка", "Семейный", "Лента", "Перекресток", "Светофор", "Победа", "Гулливер", "О’КЕЙ".
"Система позволит значительно экономить время производителей, повысить прозрачность оборота продукции, более эффективно бороться с распространением заболеваний животных, - уверена министр экономического развития области Юлия Швакова. - Сложности оформления документации могут возникнуть только у тех у предприятий-производителей мясной, молочной и рыбной продукции, которые за несколько лет с момента принятия решения о создании "Меркурия" не предприняли никаких действий. Если все еще не назначены специалисты, не было пробных вводов, не определен порядок перехода (вручную или через интерфейс), конечно, придется делать это в пожарном порядке, что, естественно, не может сказаться на бизнесе положительно. Но время есть, и все информационные и организационные проблемы можно решить".
По мнению министра, вполне вероятно, что больше всего критикуют новую систему те, кто предпочитал не показывать реальные объемы производства. "Для них возможность применения "серых" схем практически обнулена, - говорит Юлия Швакова. - Но эта категория бизнесменов в нашей области невелика, и значительного влияния на рынок в целом они не оказывают".
Об удобстве "Меркурия" говорит и начальник отдела государственного ветеринарного надзора Россельхознадзора Андрей Уездин. "Раньше производитель обращался в районную ветеринарную службу субъекта, и там ему давали на бумажном носителе ветеринарное свидетельство и справку с госзнаком, - рассказывает Уездин. - На них печатали информацию о продукции. Сейчас в целях минимизации нагрузки на бизнес и полной прослеживаемости товара от поля до прилавка все будет уходить в онлайн, будет оформляться в электронном виде". Впрочем, бумажное свидетельство тоже можно будет получить, если у производителя возникнет в этом необходимость.
По словам Андрея Уездина, любой специалист, который имеет доступ в систему "Меркурий", сможет узнать о товаре абсолютно все и отследить его путь до прилавка. "Почему торговые сети заявляют о дефиците и росте цен, я не могу сказать, - говорит Уездин. – Не нужно никакого дополнительного оборудования. Все работает в онлайне. В систему можно зайти с любого компьютера, просто открыв ее в любом веб-браузере, неважно на Мальдивах вы или в Озинках. Главное, чтобы был интернет. Но право доступа будет только у аттестованного ветеринарного специалиста, который работает на предприятии, либо у специалиста государственной ветеринарной службы. Любой человек не сможет просто так зайти и выписать свидетельство. Вспомните, как было раньше. Любой ветврач выписывал справку, корешок оставлял у себя, и продукция ехала неизвестно куда. Сейчас все будет в онлайне и подменить продукцию будет невозможно".
По словам начальника отдела госветнадзора, Саратовская область является одним из лидеров по переходу на "Меркурий". "Практически полностью за редким исключением все производители начали работу в системе, - рассказывает он. - Люди активно обращаются и регистрируются. Система работает, она жизнеспособна. Многие федеральные сети, которые осуществляют оборот продукции, уже давно в этой системе есть и работают. У нас даже маленькие индивидуальные магазины звонят, обращаются, регистрируются, работают и у них все получается".
Как переходят на "Меркурий" саратовские производители
Саратовские производители не совсем согласны со столь оптимистичными прогнозами чиновников.
Представитель ООО "ГК Белая долина" рассказал нам, что система как раз в процессе внедрения на предприятии. "По срокам успеваем, но сложностей очень много, - отметил наш собеседник. - Представьте, что в веб-браузере надо сделать пять тысяч справок за 20 минут. А наша продукция имеет срок годности. Если ты привезешь в магазин двухдневное молоко, магазин его примет, но вот покупатель будет искать что-то посвежее. Вы приходите в магазин 18 апреля, а молоко только от 16 числа, вы же постараетесь найти на крышечке дату хотя бы 17 апреля, так ведь. При выписывании пяти тысяч документов в системе ты на один документ тратишь в лучшем случае две минуты, хотя чаще это занимает больше времени. Получаем как минимум 10 тысяч минут. Разделите это на 60 и на 24. У вас получится три с половиной дня на выполнение данной операции".
Еще одна проблема, по словам представителя "Белой долины" - это невозможность выписывать отгрузочные документы заранее. "Раньше мы выписывали отгрузочный документ на завтра, - объясняет наш собеседник. - Теперь нам этого никто не разрешает. Сегодня выписывайте на сегодня – и только так. То есть мы можем начать в двенадцать часов ночи выписывать отгрузочные документы на сегодняшний день. Соответственно вся операторская работа уходит в ночь, она увеличивается в разы".
Если чиновники говорили о сокращении бумажного документооборота и экономии средств бизнеса, то производители заявляют об обратном. "Раньше мы печатали товарную накладную в одном экземпляре, а теперь к ней надо распечатать на каждый вид продукции свое ветеринарное удостоверение, - рассказывает сотрудник "Белой долины". - Соответственно к одной накладной печатается еще шесть листов ветеринарных удостоверений. И объем печати растет. К пяти тысячам заявок прирастает 25 тысяч ветеринарных удостоверений, которые нужно приложить к определенному виду документа. Такая механическая работа занимает колоссальный объем времени. На всех документах надо поставить печать, отнести на склад на набор, с набора отдать на погрузку, с погрузки уже выезжает машина со всем этим пакетом документов. Все зацикливается на "Меркурии", который забирает колоссальное количество времени. Сейчас у нас нет решения, как начать отгрузку раньше времени, чтобы не возить на точки двухдневное молоко. Это первоначальная проблема. Я не опускаюсь уже до технических вопросов".
Впрочем, для покупателей есть хорошие новости – дефицита молочной продукции на саратовских прилавках, по словам представителя "Белой долины", не будет. На плечи производителей ляжет большая нагрузка, но молоко в магазины будут возить как обычно. Цена молочной продукции (по крайней мере той, что производит "Белая долина") в ближайшее время так же, скорее всего, останется на прежнем уровне.
На мясокомбинате "Дубки" сейчас как раз идет подготовка программы для интеграции с "Меркурием". Чтобы не тратить время на оформление всех документов вручную, специалисты "Дубков" разработали специальный софт для подготовки данных и отправки их в систему. "На стадии тестирования мы сталкиваемся с многими вопросами, - рассказала представитель "Дубков". – Например, на сайте "Меркурия" написано одно, а когда пробуем это делать, получается другое. У нас свое программное обеспечение, поэтому создание такой программы – стандартная для нас задача. Но в этом проекте было сложно, потому что тут другой язык. Нам пришлось изучать документацию, настраивать программу для выгрузок. Мы потратили на это много времени".
Вопросы, с которыми столкнулись специалисты мясокомбината, в основном технического характера. "Например, у "Меркурия" была версия 2.0, обновленная, - поясняет наша собеседница. - На тестовом сервере была именно она. Мы готовили свою программу для выгрузок под нее. Долгое время нам не давали доступ к продуктивному серверу. И когда мы получили его, то увидели, что на продуктивном сервере нет версии 2.0, есть только старая. Поэтому нам пришлось те наработки, которые мы сделали уже под версию 2.0, переделывать под старую версию, а она значительно отличается. Еще пример. Регистрируем нашего ветврача в "Меркурии". Через какое-то время мы понимаем, что регистрация слетела".
К слову, о ряде технических проблем нам рассказали и в "Белой долине". Там отметили, что решение таких вопросов с оператором "Меркурия" Россельхознадзором, как правило, затягивается на довольно продолжительный срок.
Представитель "Дубков" предположила, что дефицит некоторых товаров в розничных сетях все же возможен в том случае, если производители не успеют перейти на работу в "Меркурии". "Если какие-то поставщики не будут готовы и не будут присылать ветеринарно-сопроводительные документы через эту систему, то продукция просто не будет приниматься в магазинах, - пояснила она. – Что касается цены продукции, то здесь мы не видим каких-то причин для ее роста".
На саратовском молочном комбинате, куда мы также обратились с вопросами о "Меркурии", предпочли не давать комментариев.
"Не нравится – не бери"
Нововведения должны затронуть также и небольшие крестьянско-фермерские хозяйства, которые сейчас поставляют свою продукцию в маленькие магазины и на рынки. К сожалению, те фермеры, к которым мы обратились за комментарием, общаться не захотели. Но нам удалось поговорить с экспертом, который долгое время работал с крестьянско-фермерскими хозяйствами Саратовской области, производившими мясную и молочную продукцию. Он полагает, что сертификация продукции абсолютно не выгодна мелким фермерам, а потому регистрироваться в системе "Меркурий" и тратить время и деньги на то, чтобы оформить все необходимые документы, они, скорее всего, не будут.
"Небольшие магазины продолжат принимать продукцию и без сертификации в системе "Меркурий", - отмечает наш собеседник. - По крайней мере раньше они, например, спокойно брали две курицы с сертификатом у какой-нибудь крупной птицефабрики и 30 у мелкого фермера вообще без документов. По своему опыту могу сказать, что как только речь заходит о сертификации, мелкие крестьянско-фермерские хозяйства сразу говорят "до свиданья". Я много раз предлагал фермерам, с которыми работал, оформить нужные документы, но для них это очень напряжно. Кому-то придется регистрировать рецептуру, например. Особенно это касается сыра или пельменей. А тут тоже все непросто. Многие не смогут получить документы, потому что не пройдут проверки чисто с санитарной точки зрения. Хотя сразу оговорюсь, те фермеры, с которыми мне довелось работать, делали действительно хороший и качественный продукт".
По словам нашего эксперта, "суета" вокруг "Меркурия" довольно скоро затихнет, также, как это случилось с бойнями пару лет назад.
"Закон обязал фермеров забивать скот исключительно в специальных убойных цехах, - объяснил он. – То есть фермер не имел права забить корову у себя во дворе и продать, он должен был везти ее на бойню. Тогда фермеры были возмущены. Но все завершилось большим совещанием в минсельхозе, где признали, что у нас в области всего одна нормальная бойня. Сказали, что денег в бюджете нет, чтобы ставить новые бойни, так что давайте, ребят, ставьте бойни сами. Фермеры спрашивают, а как же сейчас продавать? Ну как-то продавайте, говорят. Понимаете, да?"
Тогда чиновники посоветовали мелким фермерам объединятся в потребительские кооперативы, чтобы сократить некоторые расходы. "Это хорошая схема, отработанная, - уверен наш собеседник. - И прошлый год не зря был годом потребительской кооперации, как раз чтобы фермеры объединялись в потребительские или производственные кооперативы и уже от имени кооператива лицензировали всю продукцию, "пилили" крупные расходы. По одному никто не осилит".
Впрочем, в Саратовской области очень мало сельскохозяйственных потребительских кооперативов. По данным на январь 2017 года их насчитывалось меньше 200, когда в соседней Пензе уже в 2015 году их было около 900. "Сам по себе кооператив является еще и инвестиционно привлекательным бизнесом для банков, которые охотно дают фермерам льготные кредиты, - говорит эксперт. - По этому поводу тоже было собрание в минсельхозе. Фермеров вызывали, предлагали объединяться, обещали, что банки дадут денег. Фермеры головой покивали, потом вышли в курилку и там уже говорят, да это фигня, не будет ничего работать".
Точно также, по словам нашего собеседника, фермеры отнесутся и к "Меркурию". "У них один ответ: не нравится – не бери, - уверен он. – А закупщики с рынка все равно будут приезжать. Они, как правило, берут на себя всю канитель со справками и документами. Кто-то действительно их оформляет, кто-то договаривается с соответствующими органами".
Однако если маленькие магазины и могут взять на себя риск и не работать с "Меркурием", крупные продуктовые сети такого себе не позволят. Скорее всего, основные ритейлеры откажут тем поставщикам, которые не успеют начать оформление сопроводительных документов в новой системе. Впрочем, вполне вероятно, что сроки ввода "Меркурия" снова будут перенесены. Изначально обязательную регистрацию в системе "Меркурий" должны были ввести с 1 января 2018 года. Но в итоге этот срок все же сдвинули на полгода, поскольку производители оказались не готовы. Если к июлю ситуация повторится, власти, скорее всего, вновь пойдут производителю навстречу и не оставят прилавки магазинов без продуктов.