Ну что там, прорыв в 21 век случился в отдельно взятой области или мы ещё по-старинке будем, словно жители прошлого века летать на самолетах?! Город будущего разве для такого задумывался? А я так уж обрадовался, что Саратов идет опережающими, как всегда, темпами к гиперлупу. Это такая подземная или надземная сверхскоростная трасса в виде трубы, из которой почти выкачан воздух, и составы там могут летать и даже быстрей аэропланов. Так вот у нас в Саратове промежуточный вариант города будущего: гиперлупа пока ещё нет, а самолетов почти уже нет.
Да, на территории опережающего развития и области, которая выбирает вектор лидерства, могут перестать летать самолеты. Сейчас в ситуации с “Саратовскими авиалиниями” форменная неразбериха, и всё меняется через день: то компания приказывает долго жить по письму из Росавиации, то вновь объявляет о продажах билетов с сокращениями на международных чартерах на 50%, то вновь всё будет решать Росавиация по результатам однодневной проверки в конце мая.
В облдуме проходят заседания рабочей группы, где все кричат, а из разумного можно понять, что летать - это хорошо, а не летать - плохо. А дедушка Александр Соломонович Ландо говорит, что надо привлечь правоохранительные органы, потому что авиакомпания занимается саботажем. Дедушка думает, что самолеты отправляются в Москву и Анталию по представлениям прокуратуры или распоряжениям начальника ГУ МВД. Распорядился начальник и полетели, полетели!
Поразительно, как наши власти умудряются сами себя нахлестать по щекам и ходить с глуповатым видом. Да, да! Власти в первую очередь.
О чем они думают?! Что вдумчивые граждане скрупулезно проводят линию разграничения зон ответственности?! Что граждане, например, сидят так и размышляют с домочадцами за гречкой с пальмовым маслом: “Таааак! Ну надо сразу сказать, что ни депутаты, ни правительство, ни губернатор тут решительно не при чём! Они у нас за авиакомпанию и тамошние дела не отвечают. Авиакомпания же принадлежит конкретным коммерческим структурам, в основных персонажах там ходит промышленник и трансформатор Аркадий Евстафьев, сам из наших, но давно живёт в Москве. С местной элит-компанией дружбы не водит, через медиа над ними насмехается, бузит и в партии руководящей не состоит. В дружбанах ходил у Чубайса, коробки носил с чем-то зеленым. Вот из-за этого всё и получается! Это его проблемы, сам должен решать!”
Нет! Никто из нормальных людей подобным образом не думает. Конечно, за авиакомпанию отвечает конкретный совет директоров и никто из Правительства области туда не входит. Правление компании и собственники отвечают за то, что происходит у них на рейсах и в аэропорту и отчитывается перед регулятором - Росавиацией. Грехов в компании предостаточно: и рейсы задерживаются, и самолеты ломаются, и дочки гендиректоров зайками катались в кабинах пилотов, и даже трагедия случилась зимой. За всё это отвечает компания.
Но! За авиасообщение в области отвечают власти же области. Люди не должны разбираться в ябедах и политических дрязгах между собственниками компании и человеко-депутатами как областными, так и государственными. Самолеты должны летать! За все стратегические направления и жизнеобеспечение крупного города и области в конечном итоге несет ответственность власть. Вне зависимости от того, кто там исполнитель услуг.
Власть должна отказаться от политической дребедени, выстраивать диалог и способствовать адекватному функционированию в энергетике, в водоснабжении, в путях сообщения и так далее. Во всем, что глобально касается нужд жителей области. Авиасообщение в Саратове - это интерес не компании и не Евстафьева в первую очередь, а интерес граждан. Сотен тысяч граждан в год - около 500 000 за 2016 год. Полмиллиона человек — и им всё равно, кто там крыльями машет в Саратове - Евстафьев или Илон Маск, но граждане должны летать.
А власть божится и гарантирует отстаивать интересы граждан, о чем они трендят громогласно перед выборами любого уровня, а после горячо благодарят за поддержку и страстно обещают оправдать оказанное им высокое доверие.
А в противном случае, на кой черт тогда власть нужна?! Тюльпан-клубничные фестивали проводить и о небывалом развитии туризма в области мечтать?
И кивать на иную форму собственности не надо. Пластмассовые болванчики на панелях автомобилей тоже кивают. Но во власти не числятся.
Кризис с единственной авиакомпанией области, содержащей к тому же аэропорт - это дело уровня губернатора и Правительства области.
Вы помните, как три года назад в десятках регионов страны была угроза отмены пригородных электричек. Вместо них даже предлагалось ввести автобусные маршруты. А просто потому, что компании-перевозчики не договорились с региональными властями о размерах компенсации между себестоимостью проезда и ценой. Так просто. Вполне себе коммерческий вопрос.
Путин, как мы помним, устроил разнос в первую очередь именно властям и даже не региональным, а федеральным - Минтрансу и вице-премьеру Аркадию Дворковичу, потому что десятки областей - это дело уже уровня федерального Правительства, с него и конечный спрос. “Электрички отменяют в регионах?! Вы у ума сошли что ли?!” - все помнят слова Путина на заседании.
И теперь, когда Саратов может лишиться авиасообщения, хочется точно так же спросить Правительство и губернатора: вы что, с ума сошли?! И это учитывая, что представителей от области в Госдуме больше и весомей, чем от какого-либо другого провинциального региона. Людям из федеральных управлений и департаментов - им же всё равно. Ну фактически всё равно. Что там в Саратове этом, кто там летает и на чём? Они этот Саратов с Самарой путают. Вот им еще голову ломать! Будут присылать запретительные письма и зевать по-бюрократически.
Но ведь регионалам не должно быть всё равно. Окончательно Саратов в райцентр превратить охота? Потешный такой райцентр, где люди в ямах на новой набережной фотографируются, и это становится культурным достоянием страны. Мы так по многим пунктам, извиняюсь, в заднице, но недопустимо, чтобы очутились еще в заднице невыездной.
Да, у нас строится новый аэропорт, а премьер Дмитрий Медведев на днях официально присвоил ему название “Гагарин”. Но пока от аэропорта там только название и есть.
Я уже писал как-то, что на данном этапе в Сабуровке возводится аэродром: полосы и диспетчерские вышки, способные принимать и отправлять какие-нибудь самолеты. Аэропортом “Гагарин” станет, как только появятся те самые самолеты и засуетятся пассажиры на регистрации, эскалаторах, в кафешках и накопителях. Как и всякий условно нормальный человек, я безумно буду счастлив, что в Саратове появится новый аэропорт. Но до него надо дожить, а затем обрадоваться, что на нас обратили внимание перевозчики и запустили регулярные и чартерные рейсы. И не по зверским ценам.
Помните, как гавкали на “Саратовские авиалинии”, что те хотят быть монополистами и не пускают на рынок и в свой аэропорт другие компании. Завывали просто, в том числе во властных коридорах и залах. Ну пришел “Аэрофлот”. Как?! Лучше стало?! Дешевле?! Чтоооо?! Дороже! Ах, как же так?! После этого поутихли горлопаны на тему того, что вот сейчас придет родной советский аэрофлот и будем каждые выходные за смешные деньги летать в столицу нашей родины.
На протяжении долгих лет складывалось устойчивое впечатление, что власти не только не способствовали развитию существующего аэропорта и компании, а наоборот, всячески гнобили их по любому поводу.
И сейчас в сложные времена компании, власть должна помогать решать вопросы с федералами, а не балаганчики устраивать в областной думе с неизменной трескотней дедушки Ландо. И не давать обещания вроде: ах, в случае увольнения 1200 работников аэропорта, мы всех трудоустроим! Куда — вертолет губернаторский обслуживать?
Это хорошо, что Валерий Радаев музеи новые строит про историю России. Молодец! Вот только как бы ему не пришлось в новом музее наряду с экспозицией авиазавода еще и память о единственной саратовской авиакомпании размещать. К уходу в небытие первого он и его Правительство не причастны. К возможному исчезновению второго — без сомнений.