Подававшаяся как безусловное благо для жителей Саратовской области «мусорная реформа» началась с 12 августа. Искать ответственных за мусор теперь долго не нужно: за всё отвечает Региональный оператор по обращению с ТКО, который стал частью АО «Управление отходами».
Новую структуру, которая по факту регулирует всю отрасль в регионе, пару месяцев назад, ещё до начала деятельности, успели покритиковать. Фото заваленных помоек украшали соцсети и СМИ ещё с конца июля: именно тогда ряд мелких перевозчиков «по-английски» прекратил вывозить мусор от домов. Жители не знали куда податься, региональный оператор не мог приступить к работе официально. Ситуация была патовой.
Смогли договориться
Понимая всю серьезность «мусорного коллапса» в конце июля городские и региональные власти договорились с регоператором и новыми мусоровывозящими компаниями начать возить мусор с тех площадок, где проблема превращалась в экологическое бедствие. В некоторых районах мусор лежал даже не неделями, а месяцами и превращался в полноценную свалку.
Параллельно областные депутаты начали разбираться в тарифе на новую услугу и активно обсуждать «острый» вопрос. Договорились до того, что в целях снижения социальной напряженности с жителей многоквартирных домов нужно взимать с метров, а не с количества проживающих. Решение до сих пор не воспринимается однозначно. Одинокие граждане стали переплачивать, а для многодетных семей и целых «династий», проживающих в одной квартире, такое решение стало хорошей новостью. Изменится ли решение — покажет время.
Заодно депутаты активно обсуждали договорные отношения с регоператором. Результатом стало изменение ряда положений и принципов учета. Это позволило рассчитывать стоимость услуг для бюджетных учреждений и некоторых видов бизнеса существенно дешевле. С учетом того, что теперь это не только вывоз, но и обработка с извлечением вторсырья, компромисс устроил всех.
Новая отрасль
С 12 августа Региональный оператор приступил к своей работе и заявил о создании в Саратовской области новой отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами. Суть изменений в том, что весь мусор от наших домов отправится на обработку, утилизацию и безопасное захоронение.
По сути, вместо использования старых полигонов, на которых регулярно происходили пожары, теперь из всего объема мусора стали извлекать фракции пластика, бумаги, стекла и т. д. Что нельзя переработать, отправляется на новые полигоны. Они отличаются наличием специальных мембран, которые не пропускают зловонный фильтрат и прочие опасные вещи в почву. Заодно и не горят.
На самих мусороперерабатывающих комплексах сотрудники в круглосуточном режиме сортируют наш мусор, иногда находят чьи-то документы и массу других интересных вещей. Мощностей действующей инфраструктуры пока хватает. Дополнительно появится сортировочная линия на рекультивируемом полигоне МУП «Дорожник Заводского района», скоро откроется еще одна новая современная карта для захоронения в Энгельсском экотехнопарке.
Экологи торжествуют, но просят большего. Об этом «большем» напомнил на днях и губернатор Радаев, заявив о необходимости внедрения глубокой переработки. Отразится ли это на стоимости коммунальной услуги и в какую сторону — пока неизвестно. Но именно превращение мусора в деньги должно помочь сдержать возможный рост тарифа на услугу.
«Белые потоки»
Первые дни работы регоператора сопровождались шквалом недовольства жителей Саратова, Энгельса, Балаково и других городов области. Новые мусоровывозящие компании не справлялись с тем объемом мусора, который обязаны транспортировать. Дополнительной проблемой стало то, что разгребать приходилось завалы, лежавшие месяцами. Если бы их не было, то и работа пошла бы значительно быстрее.
Регоператор связал произошедший в начале работы коллапс с «обелением» отрасли. Суть в том, что раньше объемы производимого жителями мусора учитывались частично, а поток ТКО от коммерческих предприятий, особенно с закрытых территорий, вообще не могли достоверно установить. Собственно, нормативы, к которым высказывали претензии депутаты, были недостаточно объективны. Всё было «на глазок», но из-за отсутствия какого-либо централизованного сбора информации и «скрытности» ряда мусоровывозящих компаний «глазомер» сбился.
В итоге оказалось, что объемов мусора в два-три раза больше прогнозируемого и возили его многие предприятия на закрытые полигоны в обход всех норм. Раньше на новые мусорные заводы шло совсем немного отходов, но теперь они загружены работой почти на полную.
Уже в сентябре показательные ситуации произошли в Челябинске и Ярославле. На Урале дошло до того, что мусоровывозящие компании потребовали открыть закрытый ранее полигон. Вывоз из дворов «имитировался»: мусоровозы приезжали чтобы постоять и уехать. По данным гео-отслеживания работа идет, но город утопает в мусоре. Из-за мусора был введен режим ЧС.
В Ярославле тоже с 1 сентября заработал регоператор и тоже случился «коллапс». Причина — несоответствие прогнозов и факта. Мусора оказалось значительно больше, техники слишком мало. Так значит действительно многие компании раньше возили «налево»: на закрытые полигоны, в овраги?
Сейчас ситуация не выглядит так удручающе, как было месяц назад. В дело включились небольшие частные и муниципальные компании, которые возят всё куда надо, потому что им платят за то, сколько привезли на сортировочные станции, а не увезли с контейнерной площадки. Иногородние держатели контрактов оперативно привезли дополнительную технику и почти 16 тысяч контейнеров.
За прошедшие полтора месяца изменилось многое. Объективно, мусор возить стали лучше, больше, «экологически безопаснее». Проблемные зоны остались в Балаково — городе, который обслуживают уже несколько компаний, но они никак не могут выстроить свою работу. Фотографии завалов в соцсетях и СМИ стали скорее исключением, чем правилом.
Вряд ли мы станем меньше мусорить. Наверное, станут лучше возить. Определенно систему работы с отходами стоило изменить ради экологии и будущего. То, что часть «мусорных» денег вернется в бюджеты через МУПы и налоги местных предприятий — это хорошая новость. Насколько эта система сможет окрепнуть и заменить иногородние компании — покажет время.
Внедрять глубокую переработку в регионе выгодно как с точки зрения налоговых поступлений, так и открытия на их базе производства. Из мусора делают одежду, посуду, строительные материалы и различную упаковку. Многие зарубежные компании делают это предметом своей гордости, особенно производители спортивного инвентаря и экипировки. Готовы ли мы к таким изменениям?