Почти все россияне сегодня вынуждены экономить, а четверть населения живёт в условиях бедности и может себе позволить только минимум самых простых продуктов. Таковы итоги исследования, проведённого РАНХиГС, сообщает РБК.
По результатам опроса эксперты разделили россиян на четыре группы по уровню «потребительского благополучия». Это зона комфорта, зона возможных изменений, зона риска и зона бедности — в последнюю вошли 22% респондентов.
«Значительная часть людей в зоне бедности вынуждены выбирать — купить минимальный набор самых простых продуктов (например, картофель, морковь, хлеб) или купить самые дешевые, но необходимые лекарства», — пояснил один из авторов исследования, старший научный сотрудник Института социального анализа РАНХиГС Дмитрий Логинов.
В зоне «потребительского риска» оказались 35,6% опрошенных. Они могут позволить себе покупать нормальную еду и одежду, но приобретение мебели или техники вызывает большие финансовые сложности, а перспектив улучшения материального положения нет.
К группе «возможных изменений» специалисты отнесли респондентов, которые не смогли ответить на вопрос о своих потребительских возможностях. Сюда включили людей, которым сейчас затруднительно купить предметы длительного пользования, но они ожидают улучшения своего положения в следующем году. К этой же категории относятся оказались обеспеченные россияне, которые считают, что их финансовое положение ухудшится в ближайшее время.
В категории «потребительского комфорта» оказались 28,3% опрошенных. Они не опасаются падения доходов и могут без проблем позволить себе покупать товары длительного пользования.
Напомним, по официальным данным, уровень бедности в стране в 2017 году снизился впервые за пять лет. Однако за первую половину 2018 года число россиян, чьи доходы ниже прожиточного минимума, увеличилось на 1,5 миллиона человек — до 20,8 миллиона.
По данным экспертов Высшей школы экономики, в России возобновился рост социального неравенства. Это произошло, потому что за 9 месяцев 2018 года у 20% наиболее богатых россиян зарплаты росли быстрее, чем у 40% бедняков.