На них бросаются с ножами. Им прикладывают дуло пистолета к виску. Их бьют, кусают и царапают. В них кидают камни. Наконец, в них просто плюют. Все это обычно сопровождается потоками отборной матершины в адрес представителей власти… После того, как в Балашове начали судить «народного героя», напавшего на вооруженного сотрудника Росгвардии, мы решили узнать — часто ли в Саратовской области происходит нечто подобное. И что это — карма людей в погонах или показатель дна, на котором им приходится работать?
Боль через бронежилет
История с нападением на бойца Росгвардии в Балашове наделала много шума не только в Саратовской области, но и за ее пределами. Главное действующее лицо здесь — уже знакомый журналистам (в том числе, федеральным) житель саратовской глубинки Владимир Бикусов. В ноябре 2017 года он, вместе с братом-близнецом Павлом Бикусовым, на автозаправочной станции избил старшего помощника прокурора Балашова Дмитрия Бурминова.
За такой акт надругательства над представителем надзорного органа, братья были осуждены и направлены на исправительные работы. Соответствующий приговор огласили в сентябре 2018 года, а уже 7 ноября началось рассмотрение нового, аналогичного уголовного дела. Только теперь в отношении одного Владимира Бикусова.
Оказалось, что еще летом этого года у мужчины произошел некий конфликт с тещей. Та вызвала в дом полицию. Одного из прибывших на место сотрудников Росгвардии обвиняемый якобы ударил «в то место груди, которое не защищено бронежилетом» (со слов потерпевшего сотрудника).
Сам Бикусов так объяснил произошедшее: «Приехали люди в бронежилетах, с оружием. Я попросил их разуться, так как в квартире маленькие дети. Они стали топтать грязными ботинками. Мне это не понравилось, и я их стал выталкивать к выходу. Один из них стал тыкать мне автоматом в бок, провоцируя. А потом я узнал, что причинил ему боль через бронежилет».
Новость с такими «показаниями» подсудимого собрала на нашем ресурсе десятки тысяч просмотров. Под ней было оставлено более 70 комментариев. И очень многие читатели, как оказалось, не только сопереживают Владимиру, но и считают его практически народным героем с «железными яйцами».
Тут же, в форуме к новости, раскрылись некоторые общероссийские темы. Такие, например, как недоверие граждан к представителям правоохранительных органов в целом, и неадекватное поведение людей в погонах по отношению к «простому люду». Мол, так им и надо — пусть их бьют.
Мы решили рассмотреть этот вопрос немного глубже. Для этого корреспондент ИА «Версия-Саратов» изучил более 100 приговоров, вынесенных в 2018 году судами региона по статье 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти). Именно по этой статье было предъявлено обвинение Владимиру Бикусову, которого на днях приговорили к двум годам лишения свободы условно.
В пах — не опасно?
Под «представителями власти» в статье 318 понимаются в основном сотрудники правоохранительных и контролирующих органов. В Саратовской области в этом году среди жертв нападений преобладают полицейские. Чаще — участковые уполномоченные, инспекторы ППС и ДПС, Росгвардейцы. Реже — оперативные дежурные и дознаватели. В наш итоговый список также попали сотрудники МЧС и два высокопоставленных начальника из регионального ГУ МВД.
Полный список нападений с разбивкой на районы области и описанием доставленной стражам правопорядка боли можно посмотреть, перейдя по ссылке. Таблица составлена на основе оглашенных и уже вступивших в законную силу приговоров по 318 статье Уголовного кодекса России.
Эта статья делится на две части. Первая — о насилии, не опасном для жизни и здоровья потерпевшего — предусматривает наказание до 5 лет лишения свободы. Эта часть применялась в большинстве рассмотренных в 2018 году дел и чаще всего оборачивалась для обвиняемых условным сроком. Реже речь шла о насилии, опасном для жизни представителя власти (часть 2). Такое преступление предусматривает лишение свободы уже на срок до 10 лет.
Причем разделение между частями 1 и 2 статьи 318 УК РФ иногда выглядит не совсем очевидным. Так, например, не опасным для жизни потерпевшего была признана реальная угроза «вынести» ему мозг выстрелом из пистолета.
Этот случай произошел в Балаково, когда инспектор ППС прибыл на вызов в квартиру ранее не судимого мужчины. Тот оказался пьян, стал угрожать, что «завалит» сотрудника полиции. Затем пошел в спальную, откуда принес пневматический пистолет «имеющий внешнее сходство с пистолетом марки „Пистолет Макарова“, передернул затвор, демонстрируя тем самым действия по его перезарядке, подошел к инспектору и приставил ствол данного пистолета к голове» (из текста приговора). В ответ полицейский применил спецприемы и обезоружил нападавшего. Мужчину осудили по ч. 1 ст. 318 — дали ему полтора года условно.
В то же время, пара ударов по лицу стража правопорядка, может быть расценена как применение насилия, опасного для жизни. И тогда подсудимому светит вполне реальный срок. Как, например, было в случае с участковым уполномоченным полиции в Ленинском районе Саратова, который прибыл на помощь женщине, поколоченной мужиком. «Клиент» оказался ранее судимым за оскорбление представителя власти. Теперь же он пошел дальше — нанес два удара руками по лицу стража правопорядка. Его признали виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 318 и отправили на 1 год в исправительную колонию общего режима.
А вот в Ртищево местный участковый получил совершенно «не опасный» для здоровья удар коленом в пах. Произошло это в ходе проверки сообщения, поступившего от несовершеннолетней девочки. Заявительница позвонила в полицию и рассказала о том, что ее избила пьяная мать. Прибыв на место страж правопорядка удостоверился в правдивости слов ребенка. Нетрезвую женщину, распустившую руки, доставили в отдел полиции для составления протокола, где она уже «распустила» ноги. Как сказано в судебном решении, удар коленом она нанесла «действуя дерзко и неожиданно для потерпевшего». Итог — 2 года условно по ч. 1 ст. 318 УК РФ.
Кстати, во всех вышеприведенных случаях нападавшие, в момент совершения преступлений, были пьяны. Такая же картина наблюдается практически по всем аналогичным делам. Исключение — единицы из сотни.
«И продолжал плевать в сотрудника»
Больше всего нападений на представителей власти было совершено в Балаковском (8) и Пугачевском (13) районах Саратовской области. В последнем, например, участкового закидали обломками кирпичей и шиферного листа. По версии стража правопорядка, он обнаружил на улице мужчину с признаками алкогольного опьянения и намеревался составить в отношении него протокол об административном правонарушении. Однако тот стал сопротивляться, бросая в сотрудника камни, а также угрожая ему «физической расправой третьими лицами».
Впрочем, у нападавшего, который оказался пастухом, была своя версия произошедшего. Он не согласился с предъявленным обвинением, заявив, что бросал камни не в полицейского, а в своих овец, чтобы те бежали в нужном ему направлении. Это якобы не понравилось участковому, проживающему в доме, вдоль которого мужчина гнал стадо.
Представитель власти, по словам пастуха, сказал, что «заставит его „жрать“ навоз из-под овец, который они оставляют после себя на территории домовладения». Поскольку к нему обращались нецензурно, он и отвечал соответственным образом. Позже сотрудник полиции якобы сломал входную дверь в его квартиру, из-за чего погонщик овец пригрозил ему: «пацаны грохнут тебя».
Суд, тем не менее, поверил показаниям стража правопорядка. Пастух получил 1 год условно.
К слову, вещдоки в подобных делах часто отсутствуют, или ими являются рапорты самих пострадавших, а также орудия, с которыми на них нападали. Довольно редко прикладываются видеозаписи с места преступления. Обычно все строится на показаниях свидетелей — в основном, самих стражей правопорядка и их коллег. И на признании вины подсудимыми. Возможно, это связано с тем, что практически все нападавшие в итоге раскаиваются в содеянном и просят рассматривать дело в особом порядке. Зачастую это помогает подсудимым избежать реального заключения, а судьям — особенно не вникать в суть произошедшего.
Впрочем, помимо пугачевского пастуха, нашлись несколько человек, которые не согласились с предъявленными им обвинениями. Например, мужчина, проживающий в Аркадакском районе, до последнего пытался доказать свою непричастность к нападению на стража правопорядка и получил 2 года и 2 месяца исправительной колонии строгого режима. По версии следствия, преступление было совершено в отделе полиции. Там пьяный гражданин захотел написать заявление на розыск своей жены. Участковый уполномоченный якобы попытался объяснить ему, как это правильно сделать, а тот в ответ начал в него плеваться.
«Сотрудник полиции стал успокаивать мужчину, объясняя недопустимость такого поведения, однако он на данные просьбы не реагировал и продолжал плевать в сотрудника полиции», — говорится в приговоре. В результате, в отношении буяна была применена сила. В процессе «скручивания», тот успел нанести один удар кулаком по лицу и один удар ногой в область бедра участкового.
Сам нападавший утверждал в суде, что все было не так. Якобы сотрудники полиции угрожали подкинуть ему наркотики в карман, потом завели его в гараж, где стали избивать. Затем, в дежурной части, участковый стал оскорблять мужчину, за что тот в него и плюнул. Когда его опять попытались вывести в гараж, стал сопротивляться и задел пальцами руки лицо участкового.
Суд не стал менять местами потерпевшего и обвиняемого, поверив словам стражей правопорядка. Возможно, на вынесении столь строгого приговора жителю Аркадакского района по ч. 1 ст. 318 УК РФ (напомним, 2,2 года ИК строгого режима) повлиял «послужной список» подсудимого. Ранее он уже неоднократно привлекался к уголовной ответственности, в том числе дважды за оскорбление и один раз за нападение на представителя власти.
Битва на Волге и в угрозыске
В основном все нападения на представителей власти в регионе очень похожи друг на друга: пьяный нарушитель, доблестный правоохранитель, потасовка, наказание. Иногда — с некоторыми «пикантными» деталями, как, например, в случае с избиением оперативного дежурного отдела полиции Заводского района Саратова. На него набросилась женщина, стала трясти, ухватившись за рубашку, а затем, «продолжая задуманное», поцарапала ногтем грудь полицейского и нанесла ему несколько ударов (отделалась в итоге 1 годом условно).
Однако в этом году были зафиксированы и нестандартные случаи. Один из них — с участием старшего государственного инспектора по маломерным судам.
Все началось с конфликта, возникшего между пожилой семейной парой и подпившим жителем региона по фамилии Пузанов. Ссора произошла на берегу волжского острова Зеленый, куда ее участники добрались на лодках. В ходе перепалки пьяный мужчина заявил, что утопит своих недругов, после чего скрылся.
Позже, когда супруги отплыли от острова на моторной лодке, произошла настоящая битва на воде. Нарушитель догнал их на «Казанке» и пошел на таран. Как будут позже вспоминать потерпевшие, они реально опасались за свою жизнь — Пузанов на полном ходу наносил удар за ударом по корпусу лодки, в результате чего та едва не перевернулась.
Все это происходило на Волге, недалеко от острова Покровские пески. Нападавший отстал от своих жертв только после того, как пожилая женщина стала звать на помощь по телефону. Разбираться в произошедшем доверили инспектору ГИМС. Он прибыл к переправе поселка Затон в Саратове. Туда же подплыл Пузанов на своей лодке. Мужчине предложили пройти в служебное судно «Гулянка» для составления протокола. В ответ Пузанов взял в руки ружье ИЖ-58М 16-го калибра и навел его на инспектора.
К счастью, ружье у нападавшего удалось отобрать. Однако тот явно был не согласен с действиями инспектора. Уже на борту «Гулянки» Пузанов попытался вернуть оружие и, в ходе потасовки, ударил сотрудника ружьем в область грудной клетки. Также он толкнул инспектора и тот повалился на пол лодки, ударившись головой о ее конструкции. В итоге за нападение на представителя власти буяна наказали условным сроком лишения свободы.
Другой нерядовой случай (с удивительным финалом) произошел в здании управления уголовного розыска ГУ МВД РФ по Саратовской области. Туда, по поручению следователя по особо важным делам регионального СУ СК, доставили пьяного генерального директора местного ООО «Стройиндустрия» Артема Орлова. Привезли мужчину, почему-то, ближе к 10 часам ночи, чем он, похоже, был сильно раздосадован.
В это время в одном из кабинетов управления находились сразу два заработавшихся полицейских руководителя — начальник отдела по подрыву экономических основ организованных групп и преступных сообществ УЭБ и ПК, а также руководитель отдела по борьбе с организованной преступностью угрозыска. Они стали советовать разъяренному гендиректору вести себя спокойнее.
В ответ, первому полицейскому начальнику Орлов нанес не менее трех ударов по рукам и один удар кулаком по лицу. Позже он «съездил» по лицу и второму высокопоставленному полицейскому. Удивительно в этом деле то, что нападавший, который полностью признал свою вину, отделался двумя годами условного наказания. Впрочем, после таких похождений в здании угрозыска, надо думать, интерес стражей правопорядка к персоне Орлова только возрастет.
P.S. Стоит отметить, что при обилии в Саратовской области случаев применения насилия в отношении представителей власти (ст. 318 УК РФ), в 2018 году в суде рассматривалось лишь одно дело по статье 317 УК РФ — посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. 8 ноября служители Фемиды приговорили к 14 годам заключения пенсионера из Хвалынска — Анатолия Алемова. Он в апреле этого года вонзил нож в голову сотрудника ДПС, попытавшегося эвакуировать автомобиль нарушителя.
Также известно, что еще по двум делам, связанным с посягательством на жизнь стражей правопорядка, в настоящее время проводятся следственные действия.