В Марксе почти нет российских немцев и мало католиков. Зато теперь есть настоящий духовой орган. Он — второй в регионе после того, что установлен в саратовской консерватории. Инструмент недавно смонтирован в католическом соборе и уже «поет» для местных жителей. Кого благодарить за такой щедрый подарок для бедной саратовской глубинки? Оказалось, Папу Римского Франциска.
Мы поговорили с настоятелем храма Христа Царя патером Боско Маршнером. Священнослужитель показал инструмент, рассказал его историю, сыграл отрывок литургии и даже разрешил понажимать на клавиши и педали.
Настоятель пояснил, что на органе хорошо играет сестра Евгения из расположенного здесь же монастыря. Она — профессионал, владеет инструментом в совершенстве, исполняет произведения очень виртуозно. Пообщаться с ней не удалось, поскольку монастырь женский. Здесь живет 6 послушниц из разных стран, и они не должны отвлекаться от своего служения Богу.
Католический храм Христа Царя в городе Марксе
Патер Боско тоже неплохо играет. Только с 2015 года, с момента переезда из Германии в Маркс, у него не было практики игры на духовом органе. Теперь он активно изучает нрав инструмента.
— Научиться можно каждому, кто понимает музыкальную грамоту, знает ноты. Нужно только стараться и иметь хорошего учителя. Хотя, это достаточно сложно, — поясняет он.
Духовой орган устроен сложно и одному человеку с ним управляться не легко.
Перед тем, как начать нажимать клавиши, нужно надуть меха. Последние изготовлены не из натуральных шкур, а из синтетического материала. Электронасос гонит воздух внутрь прямоугольной коробки. Она медленно поднимается вверх, время от времени вздыхая, как от тяжелого труда. И неудивительно, ведь сверху на крышке — 25 кирпичей. И ни одним больше! Все рассчитано по весу.
— Когда мастера приезжали монтировать, я спросил: «Зачем кирпичи везли из Германии? Здесь нельзя было найти?». Они сказали: «Грамма не хватит, работать не будет, вес создает определенное давление в системе», — вспомнил патер.
Сверху на коробке ровно 25 кирпичей, все точно рассчитано по весу. Они создают давление в системе
— Как же раньше, без электричества на органах играли? — уточнил я.
Настоятель показал двухметровый рычаг, на который встают двумя ногами и качают «вверх-вниз». Это механический насос. Поскольку воздух при игре медленно выпускается, работать приходится «не покладая ног». Один давит на рычаг, второй — на клавиши. Если месса затянется, нужен еще и третий человек, на смену. Пока с такой проблемой в храме не сталкивались, электроснабжение устойчивое, его не отключают.
— У нас месса играет огромную роль, молящиеся прихожане поют, а музыка их сопровождает, — продолжил рассказ настоятель.
Он показал прибор, на котором органист нажимает кнопки с цифрами. Возле алтаря висит табло, на нем отображается номер исполняемого произведения. Это нужно для тех, кто поет.
По его словам, раньше в костеле использовали электронный орган, он и сейчас работает. Его не демонтировали, стоит на своем привычном месте, на нем также можно играть. Хотя электрический звук не идет ни в какое сравнение с голосом духового инструмента. Это все равно, что сравнивать способности оперной дивы с мастерством шансонье.
Католик Боско показал внутреннюю часть органа. Она состоит из 1550 труб (от совсем крошечных до гигантских), сделанных из различных материалов. Деревянные напоминают дымоходы, только не закопченные, а покрытые лаком. Из них выходят самые низкие звуки — басы. Большинство трубок из нержавеющего железа. Их размер — от руки до мизинца. Одни короткие, другие уходят под потолок. Среди них есть и язычковые трубки, внутри которых смонтированы специальные вставки. Они позволяют получать звук, похожий на извлекаемый из таких духовых инструментов, как флейта, габон, альт и др.
Язычковая трубка звучит, как флейта
Органист снял и дунул в одну из трубок. Из нее зазвучал высокий голос флейты.
— Есть еще приспособление «швеллер», им можно регулировать силу звука. Закроешь створки — тише, откроешь — громче. Определенными клавишами регулируется тональность звуков, всего у этого органа 23 регистра, — уточнил священнослужитель.
На пульте управления я увидел еще множество клавиш, нажимаемых пальцами. А есть еще около 10 ножных педалей и другие переключатели. Их больше 20, они изменяют звучание, тональность, регулируют силу звука.
На пульте управления органом множество клавиш, нажимаемых пальцами
— Как органист разбирается в них? — спросил я у священника.
Учиться надо долго, — снова напомнил он.
В какой-то момент мне показалось, что орган похож на фантастическое существо. Оно дышит воздухом, может издавать трель, взрываться басом. Когда Маршнер заиграл отрывок из произведения и храм наполнился звуками, показалось, что они проходят сквозь тело. Ощущения незабываемые!
— Что в душе происходит? Она радуется! — поделился Боско.
Патер рассказал, как попал в Россию. Он получил назначение в здешний приход в 2015 году. До этого служил священником в Германии более 20 лет.
Внутренняя часть органа: приводные медные тросы ведут от клавиш к трубам
По его словам, католики в районном центре, бывшем до 1941 года столицей Немецкой Республики на Волге, есть. На праздничные богослужения приходят больше 100 человек, в обычные дни около 50. Это — российские немцы, есть жители Прибалтики, западной Украины и просто местные.
Кстати, храм построен 25 лет и стал первым в России после 1917 года. Затем постепенно здесь возвели административное здание, монастырь, детскую площадку. Храм стоит рядом с одноэтажными, частными домами. Его видно издалека. На самой верхней точке — Вифлеемская звезда и крест.
— Когда приехал в Россию, вошел в храм, то мой первый вопрос был таким: «Почему нет настоящего органа?». Для такого огромного сооружения, где много места, немыслимо без него. Так появилась идея, стал думать, как ее воплотить в жизнь. Почти год назад стал искать, где взять инструмент. Нашел лютеранский храм в небольшом городке в Германии, там готовы были продать орган. Местная община приобрела себе новый, более значительный инструмент. Я поехал, посмотрел и сказал: «Он нам подходит!», — вспоминает Боско.
Пред тем, как играть на органе, настоятель прикрепил на место панель, закрывающую проход внутрь инструмента
Следующей трудной задачей было собрать деньги, найти спонсоров (орган обошелся в 20 тысяч евро). Одна женщина из Германии в честь своего 80-летия подарила тысячу евро. Основную сумму выделил Папа Римский Франциск. К нему с этой просьбой обратился глава католической епархии святого Климента в Саратове.
В апреле в Маркс приехали рабочие, посмотрели место размещения инструмента и уехали. Они не могли в тот момент начинать монтировать, занимались другой работой. Потом случилась еще одна заминка. Евросоюз при пересечении границы потребовал документ о том, что орган не является историческим памятником. Затем нужно было пройти российскую таможню. В этом деле помогла Елена Гейн — работник администрации Марксовского района. Груз доставили в сентябре. Когда привезли и выгрузили коробки, оказалось занято больше половины храма. Затем специалисты помогли смонтировать и настроить сложный организм. Все 1550 труб поставили на свое место.
24 ноября состоялось первое официальное представление органа. В Маркс приехали католические священники из Иркутска, Новосибирска, Минска, Саратова и др. Апостольский нунций в России, посол Ватикана окропил его святой водой. На открытие приехал органист из Казани, выпускник Консерватории, исполнивший несколько классических произведений.
Патер планирует проводить открытые органные концерты для жителей города. Следующие состоятся 6 и 13 января. Приедет органистка из Ульяновска. 25 января, на католическое Рождество, будет праздничная месса, ценители музыки могут также прийти, послушать.
— Если сравнивать орган с человеком, то наш еще только подросток, он «родился» в 1960 году. Такие инструменты живут веками, — убежден патер.
Ножные педали органа
Самый масштабный орган установлен в концертном зале в Атлантик-Сити (США). У него 33112 труб, самая длинная — аж 18 метров. Самый большой инструмент в России — в кафедральном соборе в Калиниграде, у него 6,5 тысяч труб, 90 регистров. Древнейшим органом в мире считается инструмент с острова Готланд (Швеция). Он датируется 1370–1400 годами. Сейчас он не действует, хранится в музее. Всего в нашей стране есть 150 органов, а марксовский входит в десятку крупнейших в Поволжье.