Снежный апокалипсис в Саратове в этом году — то несчастье, которое содержит в себе если не надежду на счастье, по известной поговорке, то, по крайней мере, заряд энергии для изменений в некоторых головах. Дискуссии в соцсетях и под новостями на сайтах показывают одну четкую тенденцию. Пройдя с лопатами в руках очередной пик снегопадов, горожане начинают вместе и поодиночке пытаться найти ответ на вопрос «Кто виноват?!» — в том, что город, где всегда зимой шел снег, теперь не может неделями справиться с последствиями сильных, но не катастрофических природных явлений. Самый популярный ответ состоит в том, что за коллапс несут ответственность лично губернатор и мэр, а также их команды. И это, вне всякого сомнения, правильный ответ. Но лишь отчасти.
Несмотря на попытки чиновников сделать вид, что ситуация под контролем, Саратов по факту в середине февраля находится в ужасающем состоянии. По-прежнему не освобождены от сугробов и глыб площадки многих остановок общественного транспорта. Тротуары важнейших для пешеходов улиц во многих микрорайонах города не вычищены от снега, а протоптаны ногами горожан. «Забота» коммунальщиков о таких местах огромного трафика зачастую состоит в том, чтобы густо засыпать их песком. Уборка на большинстве улиц ограничилась тем, что снег сгребли в высокие горы по обочинам или свалили на тротуары. Этот снег, а также огромные массы, сброшенные с крыш, никто вывозить чаще всего даже не пытается.
Все это сделало город территорией опасности и стресса, по которой пешком сложно передвигаться теперь даже здоровой молодежи. Люди пожилые, больные и с ограниченными возможностями испытывают состояние ужаса от одной мысли от необходимости выйти на улицу. И немудрено: для многих горожан походы по городу уже закончились переломами, ушибами и операциями. Транспорт из-за плохой уборки постоянно стоит в пробках такого размаха и плотности, что для них не хватает никаких эпитетов и слов, кроме матерных.
Но власти отказались объявлять режим ЧС в городе, хотя петиция с требованием сделать это собрала более 30 тысяч подписей.
На эту ситуацию в Саратове существует несколько взглядов. Одни считают, что все проблемы последних недель связаны исключительно с объемом выпавшего снега. Несколько месячных норм осадков, обрушившихся на город, мол, невозможно убрать быстро. Поэтому и не стоит требовать чуда там, где этого не предполагают законы физики, так что не надо паники, а претензии предъявляйте природе.
Другая позиция (в т. ч. транслируемая горожанам самой властью), состоит в том, что у города маленький бюджет, в котором вовремя не оказалось денег на специальную технику. И если решить вопрос с деньгами и техникой, то в следующий раз все будет чисто, красиво и вообще без проблем.
Однако этот подход вызывает следующие вопросы, на которые власть предпочитает не давать ответов. Например, о том, почему крупный город в стране, на которую за последние годы падали беспрецедентные огромные нефтяные доходы, постоянно нищенствует? И как вообще могли возникнуть проблемы с техникой для уборки снега в регионе, где зимой всегда выпадает много снега? Как вышло, что теперь даже это — проблема?! Кроме того, нет ответа на вопрос о том, откуда же возьмутся деньги в бюджете города в будущем, если никаких принципиальных изменений в наполнении его налогами не предполагается.
Еще один взгляд на ситуацию состоит в том, что большинство сложностей, связанных со снегом, город мог бы «расшить» давно, если бы работа всех организаций, ведомств и служб координировалась на уровне советских лет. Тогда снег тоже был привычным явлением, но никогда не приводил к коллапсу такого масштаба, как в этом году. Горожане, которые придерживаются такой позиции, считают нынешнее руководство города и области некомпетентными людьми, чей уровень способностей, опыта и управленческих навыков в принципе не позволяет решать актуальные проблемы.
Позиция «Во всем виноваты Радаев и Исаев» популярна. А глядя на бедственное положение, в котором находится город, с ней не «можно согласиться», а «невозможно не согласиться».
Но предположение о том, что многие управленцы на разных уровнях власти, включая первых лиц, некомпетентны, порождает новую группу вопросов. Почему плохие менеджеры вообще смогли занять столь значимые должности? Кто их туда допустил? Какова роль в этом правящей партии, которая выдвигает из своих рядов таких людей и протаскивает их затем на важнейшие посты?
А дальше в умах горожан должен появиться следующий логичный вопрос. Если граждане России, в соответствии с Конституцией (статья 3) — единственный источник власти, который «осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления», то что же сделал или не сделал каждый из нас, чтобы в городе был тот бардак, который в нем теперь творится?
Важно понимать: ответственность с Радаева с Исаевым никто не снимает. Но личный вклад каждого жителя в картине нынешнего коллапса тоже есть. Валерий Радаев не упал к нам с неба. 10 сентября 2017 года он победил на выборах губернатора Саратовской области, набрав 74,63% голосов избирателей. Если лично вы за него не голосовали, то это не значит, что этого не сделали ваши соседи по 10-бальным пробкам.
Понятно, что мысль о личной ответственности для многих совершенно непереносима. Люди готовы придумывать любые оправдания, только чтобы не допустить ее в свой мозг. Это и понятно — даже многие облеченные властью убеждены, что они ни на что не влияют. Точнее, им удобно так думать — это восхитительно освобождает от ответственности. А уж «домашние эксперты» всех мастей, любого пола и возраста, которые всегда отлично знают как учить, как лечить, как воспитывать чужих детей, управлять городом, страной и решать важнейшие вопросы международных отношений, часто сразу скисают, как только надо взять ответственность за состояние собственного подъезда. При этом многие из них любят слушать рассказы «бывалых» о том, как пилятся бюджеты, как конкретные люди воруют конкретные деньги, как снегоуборочная или какая-то иная по документам техника превращается в чью-то комфортабельную недвижимость или красивые автомобили, и так далее.
Самообман — явление не новое. Но заниматься им в нынешнем Саратове — особый мазохизм.
Те, кто довели город и регион до нынешнего позорного состояния, — не инопланетяне. Они чьи-то знакомые, друзья друзей. Чьи-то жены и мужья, сестры и братья, дяди и тети, племянники и племянницы. То есть, «по чесноку» большинство из нас очень хорошо понимают, почему Саратов находится в глубокой дыре, которую принято называть словами на буквы «з» или «ж». Знают архитекторов системы власти в регионе. Осознают, как сами эту систему своими действиями или бездействием поддерживают в устойчивом состоянии.
Фишка здесь в том, что саратовцы, как и остальные россияне, очень любят строить из себя идиотов и «косить под дурачка». Иногда кажется, что это такой национальный спорт — кто круче и убедительнее прикинется тупым.
О том, что плохие внешние условия рано или поздно фатально объединятся с падающим качеством работы управленцев во власти, предостерегали многие и давно. Саратовские СМИ все эти годы лупят в набат с такой силой, что этот звон давно слился в непрерывный гул. Журналисты годами предупреждали жителей Саратова: «Граждане, опасность! Проснитесь, у нас во власти крепчает ухудшающий отбор! На посты, имеющие важное значение, назначают не умных, а лояльных. Тревога, земляки! Рано или поздно это приведет к большим проблемам! Очнитесь!». Но граждане были глухи и поддерживали тех, кто продавал им всякое разное под видом «возрождения великой страны».
Одно из главных проявлений иронии жизни состоит в том, что счёт за те или иные поступки люди часто получают совсем не в той форме и не в то время, как и когда ожидают. Допустим, некий условный гражданин начинает подозревать, что за два десятка лет политическую систему превратили в «управляемую демократию», а выборы свели к фарсу. Более того: он понимает, что лично он ничего не сделал, чтобы этого не произошло. Осознает, что должен был как-то участвовать и объединяться с другими, чтобы на это повлиять. Но в то же время уверен, что счет за все это должен прийти в той же части жизни, где все это произошло. То есть, на следующих выборах, таких же бессмысленных, как и предыдущие, в новом сжатии политического поля и так далее. И вдруг оказывается, что этот счет приходит в виде адских зимних пробок в Саратове, причем сразу для всех. Сюрприз!
Пробки, кстати, еще не самый плохой вариант такого счета. Плохой вариант — это когда ваш ребенок тратит часы жизни на остановках, пытаясь уехать в центр города или обратно на учебу, зарабатывая себе пневмонию. Или когда престарелая тетушка ломает руку или ногу на так называемых саратовских «тротуарах», которых больше нет нигде, кроме пяти улиц в центре. Или когда на родственника знакомого падает снег с нечищенной вовремя крыши. Ужасный — когда к кому-то из общих знакомых по безобразно убранным дорогам Саратова так долго едет «Скорая», что когда она, наконец, доезжает, то оказывается, что уже слишком поздно.
Проследить связь деградации управления в своем городе с личным пофигизмом, как уже говорилось, готовы немногие. Но эта связь, увы, есть. Как бы многим не хотелось быть уверенным в обратном.
Житель Саратова — вовсе не жертва обстоятельств. Хотя и очень хочет ей казаться — в первую очередь, в собственных глазах.
Ведь быть жертвой удобно, у нее много бонусов, главный из которых — отсутствие ответственности.
Но каждый взрослый дееспособный житель города и региона, находящийся в здравом уме и твердой памяти, — полноправный участник событий. Вклад каждого в то, что мы все вместе тут к настоящему моменту построили, точно есть. Его придется присвоить. Иначе к лучшему здесь никогда ничего не изменится.
Поэтому еще раз: вину и ответственность с конкретных руководителей, которые довели город до такого состояния, никто не снимает. Она никуда не исчезла. Она велика, и заниматься ее правовыми аспектами следует прокуратуре. Но эту власть, которая вот так управляет регионом и городом, всех этих депутатов из правящей партии, кураторов и прочих персонажей выбирали мы все. В том числе тем, что не выбирали других, а соглашались на этих.
Как написал классик, «Ты всё пела? Это дело. Так пойди же, попляши».