«Уроки Табакова»: в театре драмы показали «Дон Кихота» без декораций и костюмов

17 апреля 2019, 00:22

В театре драмы выступил московский театр «Школа драматического искусства». Показ проходит в рамках культурно-образовательного проекта-фестиваля «Уроки Табакова», впервые организованного в Саратове. На малой сцене зрители увидели постановку «Дон Кихот». Инсценировку романа Мигеля де Сервантеса в 1938 году написал Михаил Булгаков, но при жизни автора произведение так и не было поставлено в театре.

Перед началом спектакля на сцену вышла арт-директор проекта Ольга Харитонова: «Сегодня с большой радостью мы встречаем постоянных и любимых партнеров театра. Московский театр, который был основан Анатолием Васильевым. Мы очень любим этот театр, мы постоянно его встречаем на фестивалях имени Олега Янковского». После приветствия Ольга Харитонова пригласила на сцену художественного руководителя театра, заслуженного артиста России Игоря Яцко. Он окончил саратовское театральное училище на курсе Юрия Киселева.

«Я очень рад и благодарен Саратову, театру, фестивалю. Это замечательно сделать такой фестиваль, который посвящен учебным работам, театральным школам, институту. Рад, что мы сегодня здесь и представляем этот спектакль. У нас все время идет студийная работа. Она касается педагогики, драматического искусства, ведь артист должен все время учиться мастерству и, собственно, когда Васильев оставил театр, я понял, что обязательно должна быть работа со студентами, которые превращаются в актеров, с актерами, которые превращаются в режиссеров», — обратился к гостям проекта Яцко. Он рассказал, что постановка «Дон Кихот» появилась как учебный эксперимент.

«Этот спектакль — это часть такой работы. Сначала это были студенты-выпускники Славянского института, где я преподавал. Текст сначала был взят для сравнения. Текст Мигеля де Сервантеса и текст Михаила Булгакова. Была обнаружена большая разница, хотя слова одни и те же используются. Если у Сервантеса — это искусство диалога, то у Булгакова Дон Кихот наполнен трагической писательской судьбой самого автора. Это отношения литератора с властью, с духом, с красотой. Мы сделали лабораторный спектакль, который отличается от постановочного тем, что нет постановочных затрат. Нет ни декораций, ни костюмов, ни фонограммы, ни аттракционов. У нас есть актеры и текст Булгакова», — рассказал о спектакле Яцко. Затем он попросил зрителей отключить звук на телефонах и начался спектакль.

Как и обещал художественный руководитель, сценический антураж спектакля минимален: прямоугольный деревянный стол в центре сцены, стулья, вешалка, жестяной тазик и меч. Но минимализм становится акцентом, материалом для игры актеров. Романтичный и обаятельный Дон Кихот, комичный и трогательный Санчо Панса и актеры, которые по ходу действия перевоплощаются в различных персонажей. Но благодаря рыцарской фантазии автора произведения и его героя, привычные предметы меняют свое назначение. Стол становится, то кроватью, то креслом, то повозкой с лошадьми. Тазик — доспехами, кружкой для вина и даже горшком. Комедийный заряд постановки, ирония не мешают ритуально-мистериальному контексту пьесы. «Рыцарь печального образа» предстает источником творчества, фантазии, придающей новые смыслы обыденным ситуациям. Мечты о подвигах, об идеале вдохновляют простодушного оруженосца и дарят вдохновение зрителям. Но с другой стороны делают Дон Кихота «чудаком в глазах окружающих, приводя к одиночеству и социальным конфликтам.

Тернистый путь Дон Кихота стал живой и увлекательной историей взлетов и падений, которую зрители оценили бурными овациями.