Ожидания VS реальность: рассказываем о результатах первого международного экономического форума в Саратове спустя год (их все еще нет)

22 апреля 2019, 15:17

В марте 2018 года в Саратове прошел первый собственный экономический форум. Международный. Его уже тогда пообещали сделать ежегодным и, следуя этому обещанию, наметили второй Саратовский экономический форум на сентябрь 2019 года. Мы вспомнили какие еще заявления были сделаны в прошлом году на этом масштабном мероприятии. Прежде всего, речь идет о подписанных на форуме соглашениях по реализации ряда инвестиционных проектов.

О модернизации трамвайного движения и создании скоростных линий в Саратове

Идея соорудить в Саратове «легкое наземное метро» или превратить дребезжащие трамваи в скоростные — это уже какое-то болезненное наваждение. Её мусолят много лет: 10 или 15 — это только на моей памяти, но коллеги говорят, что мечтам о легком метро в Саратове уже лет 60. И уже никто не помнит — кому первому эта светлая мысль пришла в голову. Сейчас проект скоростного трамвая принято считать «володинским», ну вот будем и дальше так думать.

Перед прошлогодним экономическим форумом идею снова достали, отряхнули и оформили в соглашение с двумя федеральными компаниями: ООО «ПК Транспортные системы» и ООО «Автодор-Инвест» — потенциальными концессионерами МУПП «Саратовгорэлектротранс». Со стороны региона документ подписали правительство Саратовской области и администрация Саратова.

Ожидания: В рамках соглашения в Саратове планировалось строительство «скоростного трамвая» или «легкого метро», что, по сути, одно и тоже. В обоих случаях это должны были быть привычные трамвайные вагоны, только новые и современные, которые двигались бы по выделенным линиям и быстрее обычного. Тогда же, на форуме, назывались приблизительные объемы необходимого финансирования проекта: от 5 до 10 миллиардов рублей на 10 лет.

В ходе обсуждения планов по модернизации трамвайного движения в Саратове были определены и основные направления работ: капитальный ремонт существующих линий и объектов энергохозяйства, реконструкция депо, создание центра сервисного обслуживания городского электротранспорта, а уже потом обновление подвижного состава и постепенное освоение новых трамвайных маршрутов.

Глава «ПК Транспортных систем» Феликс Винокур заявил, что при достаточно быстрой работе в подготовительный период, реализация проекта может начаться уже через год.

 

 

Позже — в октябре 2018 года — спикер Госдумы Вячеслав Володин косвенно подтвердил реальность объявленных на форуме идей. Он заявил, что уже до конца года, того же 2018-го, будет дан старт проекту по организации скоростного трамвайного движения в Саратове, а бонусом станет, дескать, расширение автомобильных дорог за счет строительства выделенных трамвайных линий.

Реальность: Но к концу года ничего такого не произошло. Чиновники саратовской администрации, как писали местные СМИ, передумали отдавать трамваи и весь МУПП «Саратовгорэлектротранс» в концессию (предполагаемый формат реализации амбициозного плана модернизации трамвайного движения). После взвешивания всех «за» и «против» концессия перестала казаться привлекательной. Однако, никакого другого «концептуального решения» в муниципалитете по этому вопросу не родилось.

Ничего о состоянии проекта нам не рассказали и в компаниях, подписавших соглашение. В ООО «ПК Транспортные системы» (разработчик и производитель современного инновационного городского электротранспорта) наотрез отказались от комментариев, а в ООО «Автодор-Инвест» — государственная инвестиционно-консалтинговая компания, специализирующаяся на инфраструктурных проектах — не отвечали на звонки. Однако, как рассказали ИА «Версия-Саратов» источники, знакомые с ситуацией, обе компании свою часть соглашения выполнили — проработали ту часть проекта, за которую должны были отвечать. Теперь дело за администрацией Саратова. Дескать, исключительно от позиции муниципальных властей зависят будущее и скорость саратовского трамвая.

Но муниципалитет свою позицию упорно не афишировал до недавнего времени. Поэтому с начала года о саратовских трамваях в информационное поле попадали только тревожные новости — постоянно ломаются, сходят с рельсов или застревают в пути . Но вот в апреле этого года, когда Вячеслав Володин прибыл с очередным инспекционным визитом в дорогой его сердцу регион, муниципалитет высказался.

 

 

Глава города Михаил Исаев на встрече спикера Госдумы с жителями Саратова презентовал громкий проект. Оттуда-то все и узнали, что схема все-таки где-то и как-то разрабатывается. В ее основе старая концепция объединения трех трамвайных маршрутов — № 3, 9 и 11, плюс трансформация подвозящих маршрутов и окутывание трамвайной сетью всего города: максимум 40 минут в пути, не больше 2-х пересадок за поездку и единоразовая оплата.

Потом выяснилось, что вся эта презентация — красиво упакованная фантазия. В муниципалитете до сих пор нет понимания как, кем и на какие деньги ее реализовать. В бюджете города нет средств и на разработку настоящего проекта со всеми расчетами, параметрами и сметами. О потенциальных концессионерах, с которыми в прошлом году было подписано соглашение, Исаев даже не упомянул.

Володин, тем не менее, посоветовал главе саратовской администрации не теряться и обозначить уже хоть какую-нибудь дату. Вроде как цель в таком случае становится яснее, понятнее, и выглядит менее пугающей и вполне достижимой. Условились, что скоростной трамвай в Саратове можно будет запустить уже к 2020 году.  И, дескать, неважно, что потом эту дату придется переносить. С новым аэропортом метод неплохо работает уже 10 лет. Кстати, 70 миллионов рублей, необходимых для проектных работ, Саратову где-то раздобыл сам Вячеслав Викторович. И теперь, надо полагать, в обозримом будущем горожане будут регулярно слушать о новых сроках запуска в Саратове «легкого метро» или «скоростного трамвая».

 

О сотрудничестве с ПАО «КамАЗ»

По поводу этого соглашения с самого начала возникла путаница. Слухи о заключении некоего договора между правительством Саратовской области и крупнейшим российским производителем тяжелых грузовых автомобилей появились еще до форума. И породили у саратовской общественности множество фантазий. Ряд саратовских СМИ со ссылкой на свои источники уверенно заявляли, что речь идет об открытии КамАЗом в нашем регионе новой производственной площадки по выпуску грузовиков — грузовых электрокаров.

Причем строились догадки о месторасположении будущего производства — ТОСЭР в Петровске или индустриальный парк «Тролза». Потом объявили, что все проще и соглашение касается «укрепления кооперационных связей с машиностроительными предприятиями Саратовской области». Дескать, КамАЗ всего лишь подтверждает, что намерен и дальше заказывать комплектующие у саратовских производителей.

Ожидания: На деле оказалось, что между ПАО «КамАЗ» и правительством Саратовской области было достигнуто соглашение о создании нового бизнеса по производству троллейбусов, автобусов и новых моделей электробусов. Как сообщали год назад представители челнинского автогиганта, в рамках подписанного соглашения велись переговоры с ЗАО «Тролза» об использовании мощностей промплощадки, формате сотрудничества и целевых объёмах нового производства.

Реальность: Спустя год после экономического форума в Саратове и подписания соглашения о сотрудничестве проект КамАЗа и Тролзы далеко не продвинулся. А затем и вовсе свернулся.

Совместное предприятие так и не появилось. Весь 2018 год компании работали порознь и боролись за рынки сбыта. Так, в мае 2018 года обе компании претендовали на поставку троллейбусов в Москву, но Тролза тендер проиграла, обиделась и пожаловалась в ФАС: дескать, организаторы закупки не рассматривали других поставщиков и ее, Тролзу, в том числе. Потом энгельсская компания свои жалобы сама же и отозвала. А в начале 2019 года получила два иска за долги в размере свыше миллиарда рублей.

Вместе с тем, известно, что ПАО «КамАЗ» рассчитывал договориться с «Тролзой» о совместном предприятии. Как писали «Ведомости», автоконцерн нацелен на наращивание выпуска электротранспорта и в том числе электробусов. Но своих мощностей ему не хватает и совместное предприятие с Тролзой нужно для реализации производственного плана. Еще в марте предполагалось, что кузова для электробусов будут делать на НефАЗе — дочернем заводе в Нефтекамске (Башкирия), а в Энгельсе их начиняли бы силовой установкой и дособирали бы в готовые машины.

 

 

И вот в апреле КамАЗ объявляет, что «кина не будет». После оценки финансового положения энгельсского троллейбусного завода автоконцерн решил, что такая обуза ему ни к чему. Особенно не понравились КамАЗу «обременения завода» на 2 миллиарда рублей. Перспективы «Тролзы» при этом пока туманны.

 

О строительстве оздоровительного комплекса с аквапарком

Соглашение об этом проекте было подписано правительством Саратовской области и ЗАО «Кварсис Инвест». Эта компания построила в Новосибирске самый большой в России аквапарк. Такой же проект компанию попросили реализовать и в Саратове. Подписав соглашение на Саратовском экономическом форуме, Кварсис Инвест подтвердила свою готовность это сделать.

Ожидание: Предварительные параметры проекта и возможные места размещения объекта были оговорены сторонами прямо во время форума. В целом саратовский аквапарк должен был получиться таким же как новосибирский.

 

© akvamirnsk.ru

 

ЗАО «Кварсис Инвест» построило «Аквамир» в Новосибирске за 4 года, вложив в него 3 миллиарда рублей. Площадь парка водных аттракционов составила 35 тысяч кв. м. На них размещено 153 аттракциона, 13 горок общей протяженностью 1 км, детский городок, 70 бассейнов, джакузи и искусственное море площадью 1 тыс. кв. м. В новосибирском «Аквамире» есть термы, ледяная купель, массажный и SPA-кабинет, четыре точки питания. Одновременно комплекс может принять до 3 тыс. человек. Посещение аквапарка на целый день стоит от 1,5 до 2,2 тыс. руб. в зависимости от дня недели.

Саратовский проект предполагалось дополнить гостиницей на 250 номеров. Его общую стоимость предварительно оценили в 5 миллиардов рублей. Предполагалось, что саратовский аквапарк даст 300 новых рабочих мест. Начало строительства наметили на 2019 год.

Губернатор Валерий Радаев очень радовался перспективе строительства аквапарка в регионе и рассказывал о нем при каждом удобном случае. По его словам, саратовский «Аквамир» обеспечил бы Саратову «туристическую привлекательность», сделал бы его «точкой притяжения экономического и туристического внимания.»

«В Новосибирске построили такой. Миллион человек посетили — миллиард выручка. Мы становимся центром притяжения, потому что нет такого ни в Самаре, ни в Казани, ни в Волгограде», — мечтал губернатор.

Реальность: Уточнить всё ли в силе, мы попробовали непосредственно у инвестора. Но найти руководство компании не удалось. Официальный сайт ЗАО «Кварсис Инвест» не работает. Телефоны других компаний новосибирской ГК «Кварсис», в которую входит ЗАО, — не отвечают.

В министерстве экономического развития Саратовской области нам сообщили, что окончательного решения по строительству аквапарка еще нет. Все упирается в деньги.

Ведомство совместно с ЗАО «Кварсис Инвест», оказывается, разработало два варианта финансирования проекта. И один из них — деньги федерального бюджета. Дело в том, как нам пояснили в минэке, что сейчас на федеральном уровне утверждается очередная целевая программа о развитии внутреннего и въездного туризма в РФ, рассчитанная на 2019–2025 годы. В рамках этой программы предусматривается финансовая поддержка проектов туристической отрасли, в том числе и по строительству аквапарков. Так вот, если удастся проект саратовского аквапарка сделать частью этой программы и получить на него немного денег налогоплательщиков, то проект точно состоится. Если нет, то ЗАО «Кварсис Инвест» и минэк Саратовской области еще подумают и над проектом и над вторым вариантом финансирования. А потом решат, стоит ли вообще затеваться.

 

***

На прошлогоднем форуме было подписано несколько куда менее конкретных и более формальных соглашений, которые на первый взгляд от саратовских властей вообще никак не зависят. Да и на второй взгляд тоже. И на третий всё-таки — нет. Вот, например:

О строительстве частной дороги «Меридиан»

Соглашение подписывали представители областного правительства и руководство ЗАО «Русская холдинговая компания» (РХК), которая, собственно, и будет хозяйкой современного «шелкового пути», соединяющего Европу и Азию (Гамбург и Шанхай). «Меридиан» протянется на две тысяч километров через семь регионов России от границы с Республикой Беларусь до Казахстана.

Владелец РХК Александр Рязанов (бывший первый зампред правления «Газпрома») лично присутствовал на прошлогоднем экономическом форуме в Саратове и рассказывал, как до такого додумался. Еще в 2014 году видел, мол, что в Китае и в Казахстане уже построили высококлассную автомобильную дорогу. Но кончалась она аккурат у границы с Россией. В нашей стране о том, что строить надо, дескать, говорили давно, но никто не решался. И вот он, Рязанов, подумал, а почему бы не построить дорогу самому и не сделать её частной. Посчитал, что при наличии трафика, вложения окупятся (ориентировочно около 600 млрд руб.). Обсудил с зампредами федерального правительства, получил «добро» от вышестоящих и приступил.

Ожидания: Самый большой участок скоростной частной трассы «Меридиан”- 645 км — пройдет через Саратовскую область. Автострада будет проложена в отдалении от всех населенных пунктов, включая малые города. Дорога будет четырехполосной — по 2 полосы в каждую сторону. На протяжении всей автострады будут располагаться объекты придорожного сервиса, находящиеся под управлением одной специально для этого созданной УК.

На Саратовскую область, по проекту, приходится 12 сервисных зон. Каждая из них будет включать заправочную станцию с разными видами топлива (бензин, дизель, газ и зарядное устройство для электромобилей), кафе, мотель и пункты оформления документов на груз.

Плановая пропускная способность автострады, по расчетам инвесторов, составит 15 тысяч машин в сутки, максимальная — 40 тысяч. Плотность транспортного потока в первый год ориентировочно составит 5 тысяч машин в сутки.

Правительство Саратовской области во главе с Валерием Радаевым имеет свои виды на проект «Меридиан». По словам губернатора, строительство автострады открывает региону «широкие возможности для привлечения инвестиций и реализации собственных бизнес-проектов». Дескать, саратовский малый бизнес начнет стягивать к скоростной трассе свои товары и услуги. Выгода региона и в том, что он получит, наконец, хорошую дорогу, новый мост через Волгу (в рамках проекта) и 3,5 тысячи новых рабочих мест на время строительства.

Реальность: Самое интересное, что ни в каком специальном соглашении с местными властями РХК не нуждалась. Свой проект она реализует независимо от того, что об этом думает саратовское, орловское, липецкое или любое другое региональное правительство.

В областном министерстве транспорта и дорожного хозяйства подтвердили, что это формальность: «Соглашение носит декларативный характер и заключено на безвозмездной основе». Все, что оно подразумевает — обмен информацией о движении проекта, консультирование компании по нюансам, с которыми та может столкнуться на территории региона и т. п.

Ну вот, например, регион подсказывает РХК в каких местах проектируемая автострада может пересечься с местными дорогами и как их обойти. Или благодаря соглашению, областной минтранс в курсе, что сейчас РХК завершила изыскания по 440 км трассы, получила лицензии на разработку 3 карьеров с песком и гравием, занимается разработкой и рекультивацией этих карьеров.

Известно, что земля под автостраду выкуплена и оформлена еще не вся, а только 63% от необходимой площади. Но процесс, дескать, потихоньку идет. РХК пытается договориться и с собственниками земли в границах горного отвода месторождения песка (в Ртищевском районе). Параллельно компания занимается проектными работами — готовит расчеты и по дороге, и по мосту через Волгу. Ожидается, что проектно-сметная документация будет отправлена на экспертизу в июне 2019 года.

 

О строительстве Западного обхода Саратовского узла Приволжской железной дороги

Это соглашение такое же формальное, как и предыдущее. О том, что РЖД будет строить Западный обход, договаривались еще в 2006 году на тот момент президент РЖД Владимир Якунин и губернатор Саратовской области Павел Ипатов. Потом проект сто раз откладывали по разным причинам, в том числе кризисно-финансовым. И снова за него брались. Соглашение, подписанное в прошлом году между правительство области, губернатором Радаевым в частности, и представителями РЖД — начальником Приволжской железной дороги Сергеем Альмеевым — очередная попытка все-таки построить этот Западный обход. И высока вероятность, что в этот раз все получится. Строительство РЖД заложила в свою инвестиционную программу еще в 2016 году, намереваясь осуществить его до 2025 года.

 

Владимир Якунин и Павел Ипатов

 

Ожидание: Проект предусматривает строительство новой железнодорожной линии протяженностью 55 км от станции Липовский через Курдюм и Татищево к станции Ивановский. На все про все отводится 6 лет и требуется около 60 миллиардов рублей.

Для Саратова значение этого проекта в том, что все транзитные товарные составы и грузовые поезда не будут проезжать через город. Кроме того, как поясняет областной минтранс, Западный обход позволит обеспечить дополнительный пропуск 46 миллионов тонн грузов в год или около 30 пар поездов в сутки.

Реальность: Спустя год после очередного подписания соглашения и 2 года после старта инвестиционной программы РЖД федеральное правительство в лице премьер-министра Дмитрия Медведева одобрило долгосрочную программу развития ОАО «РЖД» до 2025 года, частью которой является строительство Западного обхода в Саратове. Другими словами, шансы на то, что в этот раз попытка будет успешной — возросли.

Как сообщает минтранс области, к настоящему моменту полностью готова проектная документация. В июле–августе 2019 года планируются работы по переносу газопроводов и нефтепроводов, которые оказались в зоне строительства новой ж/д-линии.

 

От редакции: После долгих раздумий, мы решили не утомлять вас перечислением оставшихся 15 соглашений и их результатов. Там все очень скромно и немножко стыдно. Соглашений международного значения или хотя бы местного, но прорывного мы не нашли.

Так, в рамках соглашения с институтом Гопрогор, который был  свое время разработчиком Генплана Саратова, институт весь 2018 год оказывал консультационные услуги правительству области об агломерационном развитии.

X5 Retail Group (сети магазинов «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») открыл в рамках соглашения распределительный центр в Саратове и новые магазины. Как сказали в минэке области, соглашения с правительством для этих дел компании было не нужно. Но она таким образом подтвердила свои намерения.

МегаФон в рамках соглашения с правительством области строил свои вышки и станции, протягивая сотовую связь в глухие саратовские деревни. Как в таковом в соглашении, видимо, тоже не нуждался, но почтение засвидетельствовал.

По соглашению о льготной ипотеке (под 6-7% годовых), подписанным с АИЖК, вообще все грустно. Перечень категорий потенциальных получателей еще не согласован. Порядок предоставления субсидий банкам, покрывающим расходы на льготные кредиты — не утвержден.