Роскомнадзор опубликовал проект ведомственного приказа, определяющего правила изоляции российского сегмента интернета. Согласно закону о так называемом суверенном Рунете, они должны вступить в силу при угрозе для сетей связи общего пользования.
В этом случае будет осуществляться «централизованное управление» Рунетом. Направлять трафик за пределы страны будет запрещено — за исключением коммуникации пользователей Калининградской области с остальными регионами страны. Ещё одно исключение предлагается предусмотреть для российских посольств, консульств и представительств за рубежом.
Напомним, президент Владимир Путин подписал закон об «обеспечении безопасного и устойчивого функционирования» интернета в России — так называемый закон об изоляции Рунета — 1 мая.
Законопроект был внесён в Госдуму сенаторами Андреем Клишасом и Людмилой Боковой (представляет в Совете Федерации Саратовскую область), а также депутатом Андреем Луговым (ЛДПР) в декабре. Он предусматривает установку оборудования, дублирующего функции международных узлов сети, чтобы обеспечить маршрутизацию трафика на территории страны. С помощью этой инфраструктуры Рунет сможет работать в изоляции. Документ даёт властям возможность контролировать сетевые точки обмена информацией с внешним миром и блокировать передачу за рубеж данных, которыми обмениваются российские пользователи. Кроме того, законопроект позволит блокировать каналы передачи данных к любым российским сайтам.
Глава Роскомнадзора Александр Жаров сравнил документ с ядерным оружием и понадеялся, что его не придётся приводить в действие. Закон вступит в силу с 1 ноября 2019 года. Ряд его положений, в том числе о национальной системе доменных имен, начнут действовать с 2021 года.
В мае Минкомсвязи перечислило три вида угроз, при которых российский сегмент интернета должен перейти в автономный режим под управлением Роскомнадзора. Первый — угрозы целостности, когда невозможно установить соединение между пользователями. Второй — угрозы устойчивости, когда отказывает часть оборудования либо происходят природные или техногенные катастрофы. Третий — угрозы безопасности, когда кто-то пытается взломать оборудование провайдеров или оказывает «дестабилизирующее внутреннее или внешнее информационное воздействие» на сети связи.