Сериалы-XXI. Спокойно, Апокалипсиса не будет!

30 июня 2019, 12:32

 

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по разным причинам остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

Благие знамения (Good Omens). Великобритания — США, 2019.

Жанр: фантастическая комедия.

Кто придумал: Нил Гейман (по мотивам одноименного романа Терри Пратчетта и Нила Геймана).

Кто участвует: Майкл Шин («Другой мир», «Фрост против Никсона»), Дэвид Теннант (сериалы «Казанова», «Доктор Кто»), Фрэнсис Макдорманд («Фарго», сериал «Что знает Оливия»), Сэм Тейлор Бак (сериал «Медичи: Повелители Флоренции»), Джон Хэмм (сериалы «Безумцы», «Записки юного врача»), Джек Уайтхолл (сериалы «Упадок и разрушение», «Охотники за наживой»), Майкл Маккин (сериалы «Лучше звоните Солу», «Юристы Бостона»), Адриа Архона (сериалы «Настоящий детектив», «Изумрудный город»), Миранда Ричардсон («Сонная Лощина», «Колдовской апрель»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 9 из 10.

Апокалипсис, то есть финальная битва Добра со Злом, — довольно неприятная штука. Добро возьмет верх (а как же иначе?), но на пути к его ослепительному торжеству и вся Земля, и люди на ней погибнут. Когда много тысяч лет назад ангелу Азирафелю (Майкл Шин) и демону Кроули (Дэвид Теннант) их начальство (сверху и снизу) повелело приглядывать за человечеством, посланцы Света и Тьмы были заранее посвящены в детали проекта и знали о финале. И вот, за одиннадцать лет до главных событий этого сериала Кроули получает люльку с младенцем-Антихристом. Мальчика надлежит подменить, чтобы сын Сатаны воспитывался в семье американского дипломата. А где сверхдержава, там и ядерные боеголовки. Разве не забавно инициировать Конец Света с помощью самих людей? После начала Третьей мировой войны библейской четверке всадников Апокалипсиса на полумертвой Земле работать будет куда проще.

Нельзя сказать, что Кроули сильно рад: за годы, проведенные на Земле, демон успел привязаться к человечеству и даже завел приятельские отношения со своим «статусным» антагонистом Азирафелем. Да, приказ есть приказ, и Кроули не может его саботировать, но в дело вмешивается случай, и как-то так получается, что монахини-сатанистки, ответственные за подмену, путают младенцев. Таким образом Антихрист, нареченный Адамом (Сэм Тейлор Бак), попадает в семью скромных англичан, живущих в сорока милях от Лондона, в деревушке Тадфилд. Пока ничего не подозревающие ангел и демон обхаживают — под видом садовника и няньки — ребенка, растущего в семье американца, Адам без присмотра Ада и Неба вырастает и становится нормальным мальчиком…

Роман «Благие знамения» был создан в 1990 году двумя соавторами: уже маститым в ту пору фантастом Терри Пратчеттом и еще довольно молодым (и малоизвестным) мастером комиксовых сюжетов Нилом Гейманом. Значительная часть книги была написана именно Пратчеттом, поэтому, читая роман, сразу узнаешь фирменный стиль создателя «Плоского мира». Впрочем, и Гейман с его лихими сюжетными выкрутасами тоже кое-где проглядывает. Тяжелый и мрачный пафос «Откровения» Иоанна Богослова оба соавтора сообща перемалывают на мельничке иронии, юмора и сарказма. К примеру, библейские знамения в новейшие времена сходят со страниц глянцевых бульварных журнальчиков (пишущих об Атлантиде, НЛО, тайнах тибетских монахов и пр.), а всадники Апокалипсиса обязаны как минимум пересесть с коней на мотоциклы.

 

 

Пародийна, собственно, уже сама завязка романа. Его создатели обыгрывают историю, рассказанную в фильме ужасов 1976 года «Знамение» (Omen, режиссер  Ричард Доннер, сценарист Дэвид Зельцер), который положил начало затяжному киносериалу. К 1990 году вышло уже три фильма о юных годах Антихриста, так что Пратчетту и Гейману было нетрудно комически переосмыслить известный сюжет. И хотя соавторы кое-где чуть ли не буквально следуют за перипетиями Зельцера и Доннера, роман «Благие знамения» ни в коем случае не сводим к пародии. Главный месседж прост: будущее создается в настоящем. Никакой предопределенности не существует и судьбу (свою и всего человечества) можно изменить при наличии желания.

Азирафель, который тоже успел «очеловечиться», поначалу взывает к здравому смыслу своих начальников: разве силам Света так уж обязательно доводить ситуацию до войны? И слышит в ответ молодцеватое: «Конечно, обязательно! Иначе как мы сможем победить?» Но идея Конца Света не греет Азирафеля. В итоге непослушный ангел и демон-бунтарь оказываются теми камешками, которые затормозят жернова Фатума. И тут они, кстати, не одиноки. В борьбе с Роком им помогут разнообразные второстепенные герои, среди которых: юные друзья Адама, современная ведьма, неудачливый ведьмолов-волонтер и другие…

Роман Пратчетта и Геймана, как видим, густонаселен, а телеэкранизация состоит всего из шести часовых эпизодов. Первые рецензенты сериала почти сразу же отметили:  колоритным неглавным персонажам здесь тесновато. То, что в объемном романе проговаривается обстоятельно, без спешки и с уморительными деталями, здесь появляется и исчезает с калейдоскопической быстротой и пестротой (не помогает даже закадровый комментарий). Зато уж на главных героев создатели телеверсии не жалеют экранного времени: при идеальном кастинге между Кроули и Азирафелем возникает столь сильная «химия», что уже к середине повествования чудится, будто трогательная дружба ангела и демона вот-вот перерастет в нечто совсем уж романтическое…

В пользу сериала — подбор исполнителей даже совсем небольших ролей. Тут и Джон Хэмм в роли архангела-бюрократа Гавриила, и Миранда Ричардсон в роли медиума. Крошечную роль Метатрона, гласа Божьего, сыграл Дерек Джейкоби, а под компьютерной личиной Сатаны из финального эпизода скрывается (судя по титрам) сам Бенедикт Камбербэтч. Спецэффекты хоть и не поражают воображение, но вполне соответствуют фантастическому сюжету. Отдельное достоинство сериала — прекрасный саундтрек: композитор Дэвид Арнольд, автор всем известной музыки к «Шерлоку», не только сочинил для «Благих знамений» столь же запоминающуюся мелодию, но и представил ее в разных аранжировках, от рока до вальса… В общем, сериал понравился и многим критикам, и большинству зрителей: недаром его рейтинг на IMDb — 8,4.    

Нашлись и недоброжелатели. На сайте ReturnToOrder размещена петиция, инициаторы которой требуют запретить «богохульный сериал»: дескать, его создатели сочувствуют сатанистам и издеваются над мудростью небесных сфер. Однако едва ли Amazon прислушается к этим требованиям. Веселая непочтительность по отношению к церковной догматике в западном кино давно стала трендом, и сегодня это особенно заметно: например, в новом сезоне «Американской истории ужасов» тема Апокалипсиса обыгрывается даже с еще большим сарказмом, а в недавних «Чудотворцах» Создатель, вздумавший уничтожить Землю, предстает, мягко говоря, не великим светочем ума. Да и в сериале «Американские боги», поставленном по одноименному роману того же Нила Геймана, можно при желании отыскать какое-нибудь «кощунство»… Думаю, не случайно охранник авиабазы, куда в финале «Благих знамений» заезжают мотоциклисты Апокалипсиса, читает именно «Американских богов». Какие бы схватки потусторонних сил человечеству не грозили, оно уцелеет. Иначе кто будет смотреть про это сериалы?