Сериалы-XXI. «Мы вытащим тебя!»

6 июля 2019, 12:46

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по разным причинам остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

Доказанная невиновность (Proven Innocent). США, 2019.

Жанр: юридическая драма.

Кто придумал: Дэвид Эллиот.

Кто участвует: Рашель Лефевр (сериалы «Под куполом», «Без координат»), Расселл Хорнсби (сериалы «Гримм», «Семь секунд»), Винсент Картайзер (сериалы «Безумцы», «Ангел»), Никки М. Джеймс (сериалы «Безмозглые», «Третья смена»), Райли Смит (сериалы «Радиоволна», «Красавица и чудовище»), Келси Грэммер (сериалы «Босс», «Фрейзер»),  Джеффри Нордлинг (сериалы «Желтая пресса», «24 часа»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 7 из 10.

Действие происходит в Чикаго. Шестнадцать лет назад юную Мадлен Скотт (Рашель Лефевр) и ее брата Леви (Райли Смит) обвинили в убийстве школьницы Розмари Линч, лучшей подруги Мадлен. За десять лет, которые брат и сестра провели за решеткой, девушка поднаторела в юриспруденции и с помощью адвоката Иезекииля «Изи» Будро (Расселл Хорнсби) добилась пересмотра дела. В итоге она и ее брат были оправданы. После чего Мадлен и Изи вместе с примкнувшими к ним радиоведущей Вайолет (Никки М. Джеймс) и сыщиком Боди (Винсент Картайзер) создали юридическую фирму, главная задача которой — добиваться скорейшего оправдания несправедливо осужденных.

Помимо «большой» борьбы с несправедливостью Мадлен ведет еще и отдельную «маленькую войну»: ей недостаточно личной реабилитации, она хочет доказать всему миру, что прокурор Гор Беллоуз (Келси Грэммер), упрятавший ее в тюрьму на долгие годы, не просто ошибался, но был предвзятым. Будучи уверен изначально в виновности Мадлен и Леви, он отсекал прочие версии и, таким образом, вел расследование по неверному пути (а, может, и прямо подтасовывал факты). Теперь прокурор Беллоуз баллотируется в генпрокуроры штата Иллинойс и потому нынешняя деятельность нашей героини может сломать ему предвыборную кампанию и похоронить карьеру… 

Любители американских юридических процедуралов наверняка обратили внимание: среди положительных персонажей лидируют честные копы (которые ловят злодеев) и честные адвокаты (которые отстаивают в суде права подозреваемых), а представители государственного обвинения, напротив, очень редко становятся главными героями  драматических шоу (навскидку можно вспомнить разве что персонажа Джеймса Вудса из сериала «Акула»). Такой перекос объясним: да, конечно, преступники должны быть наказаны, но поскольку даже в стране с невысоким уровнем коррупции в среде юристов ошибки Фемиды нередки, наибольшие зрительские симпатии как правило вызывают либо те, кто охраняет правопорядок, рискуя жизнями, либо те, кто защищает невинных. Гособвинители же выглядят винтиками государственной системы. То, что обезличено, малопривлекательно. Кроме того, у прокуроров в США есть политическая перспектива, а там, где на горизонте возникает политика, целесообразность важней справедливости.

 

 

В нулевые годы наиболее заметным сериалом с участием Келси Грэммера был «Босс», где актер исполнил роль мэра Чикаго Тома Кейна — беспринципного политика и умелого манипулятора. На посту мэра Кейн нередко переступал черту закона и всякий раз оправдывал себя тем, что поступает так ради общественного блага. Примерно таков и прокурор Беллоуз в «Доказанной невиновности». Он тоже использует все преимущества должности на пользу своей карьере. Кресло генпрокурора штата Иллинойс, за которое он борется, заманчиво тем, что из него можно однажды пересесть в кресло губернатора.

Нельзя сказать, будто антагонист нашей героини — просто мерзавец. Грэммер — слишком хороший актер, чтобы изображать беспросветное зло, и сценаристы делают образ выпуклым. На лице прокурора по ходу сюжета отражаются разнообразные чувства, и не все его речи — демагогия. Мы понимаем, что у Беллоуза были принципы, с которыми он, однако, постепенно научился договариваться: мол, общее важнее частного, а отдельно взятый человек — статистическая единица. По ходу сюжета прокурор не оставляет попыток заново открыть дело против Мадлен. «Видеть, как она разгуливает на свободе, помогая другим уйти от правосудия, нестерпимо», — жалуется он бывшему начальнику. Впрочем, месть его еще и донельзя прагматична: если он докажет, что Мадлен все-таки была убийцей, и посадит ее снова, то добавит себе предвыборных очков.

Чтобы победить на выборах, Беллоуз готов на многое. Он соглашается принять спонсорскую помощь от Рика Зана (Джеффри Нордлинг), главы фармацевтического концерна с неважной репутацией, а под влиянием нанятых Заном политтехнологов  политик в Беллоузе окончательно побеждает законника. Вот такому-то опасному противнику (должность, связи, влияние, харизма, деньги плюс личная вражда) Мадлен и будет противостоять на протяжении всех тринадцати эпизодов сериала…

События, о которых шла речь выше, представляют собой лишь «горизонтальный» сюжет сериала. А поскольку в процедурале в каждой серии должно еще происходить что-то новое, «вертикальными» — то есть основными — историями становятся дела, которые ведут в суде Мадлен, Изи и команда. Первоначально предполагалось, что наши герои будут выбирать прежде всего тех несправедливо осужденных, которых лично посадил прокурор-антагонист. Однако к чести сценаристов, они быстро поняли, что такой однообразный ход сузит их возможности, а потому подопечные юристов — не обязательно «клиенты» Беллоуза (некоторые даже находятся за пределами Иллинойса). Всех их объединяет одно: они заявляют о своей невиновности и надеются на полное оправдание. Понятно, что если бы наши герои выигрывали в судах ВСЕ дела и ВСЕ их подопечные говорили правду, следить за перипетиями героев было бы не столь интересно. Поэтому случается всякое. Те, кто посмотрел много подобных сериалов и уже понимают логику сценаристов, догадаются о некоторых поворотах сюжетов, но предсказать, ЧЕМ завершится каждый эпизод, не может никто…

А теперь о том, почему, несмотря на харизматичного антигероя и прочие достоинства сериала, канал FOX не стал продлевать «Доказанную невиновность» на второй сезон.

Главная причина — не только даже невысокий рейтинг сериала, прохладные отзывы критиков и некоторый перебор стандартных сюжетных ходов. Беда в том, что положительные герои оказались чересчур очевидными. И если, например, сыщик Боди с его комплексами, дурашливостью и ребяческими играми в ниндзя временами выглядит живым человеком, то образы адвокатов Изи и Мадлен — образцового афро-американца и пылкой красотки-бисексуалки — как будто скроены по лекалам политкорректности. Герои словно покрыты глянцем. При всех талантах Рашель Лефевр и Расселла Хорнсби им достались довольно схематичные персонажи, которых оказалось трудно оживить.

«Доказанная невиновность» держалась на плаву целый сезон за счет разнообразия судебных эпизодов и загадок «горизонтальной» линии. Когда же в финале настоящий убийца Розмари Линч был найден, а судебное противостояние Мадлен и прокурора естественным образом сошло на нет, стало ясно, что сериал исчерпал себя. Боссы канала FOX просто поставили точку в конце и перевернули страницу.