В музее Радищева реставрируют одну из самых больших картин Айвазовского в России

21 августа 2019, 17:49

Хранившаяся последние десятилетия в запасниках и не выставлявшаяся с 1996 года на широкое обозрение картина мариниста Ивана Айвазовского «Вид Константинополя» вполне может произвести фурор отнюдь не только в художественном мире. Причин тому несколько.

Во-первых, полотно является одним из самых больших — без малого два на три метра — среди шести тысяч исполненных мастером за свою более чем полувековую творческую деятельность. Это на несколько сантиментов меньше чем масштабный «Девятый вал», представленный в питерском государственном русском музее, но заметно больше нежели любое из 42 произведений мэтра базирующихся в Третьяковской галерее. Более того, «Вид Константинополя» превосходит по размеру любую из выставленных в региональных музеях России картин Айвазовского. За исключением одной. Той, что расположена на родине художника, в Феодосии. Там есть полотна значительно крупнее.

Во-вторых, точная дата авторства картины до сих пор экспертами не установлена. 1844 год, указанный в вышедшем в 2004 году каталоге радищевского музея «Русская живопись», вызывает определенные сомнения. Дело в том, что впервые Айвазовский посетил Константинополь 6 июня 1845 года, чему есть подтверждение. В тот период по желанию великого князя Константина Николаевича, которому в итоге и был презентован шедевр, Айвазовский принимал участие в морской экспедиции. В столице Османской империи, в 1930 года переименованной в Стамбул, художник пробыл две недели. Как правило, он всегда в поездках делал зарисовки чтобы затем, иногда годы спустя, перенести увиденное на холст. Тот визит не стал исключением.

И, в третьих, «Вид Константинополя» имеет не только провенанс (история происхождения и владения), но также обладает исторической ценностью и является художественным наследием. То есть, вполне может затмить не только такие бесценные раритеты как кустодиевскую «Ярмарку», нестеровскую «За приворотным зельем» или даже написанный учеником Микеланджило Джорджио Вазари «Триумф Вакха», но и встать вровень с атмосферной репинской «Надей» — неувядаемой визитной карточкой музея Радищева.

В настоящий момент «Вид Константинополя» Айвазовского находится на реставрации. Работы под руководством реставратора первой категории Ирины Абрамовой и ее помощницы, художника-реставратора Евгении Аполлоновой ведутся с мая этого года.

Планируется, что 21 ноября картина будет представлена для всеобщего обозрения на готовящейся выставке «Морской бой. А. П. Боголюбов и И. К. Айвазовский». И если бы не эта выставка, картина наверняка хранилась бы по-прежнему в спецхране. Потому как находится в не экспозиционном виде. «Деформирована основа с прорывами холста, особенно по углам, а также зафиксировано сильное пожелтение лака с утратами красочного слоя, — уточняет Абрамова. Цифры красноречивы — 748 прорывов, сечений, утрат, проколов и дырок на кромках полотна. Чтобы снять шедевр с подрамника реставраторам пришлось вынуть более двухсот почерневших от времени гвоздей еще дореволюционных времен. Таково было состояние перед началом восстановительных работ. «Главное сейчас — это укрепление красочного слоя и устранение деформаций по кромкам», — уточнила Аполлонова.

Первым делом в музее был закрыт один из выставочных залов, где разместили стол размером 5×4 метра. Рабочие сбивали его из досок и листов ДВП. Одновременно, специально для данных реставрационных работ, было приобретено необходимое оборудование и материалы: термошпатель польского производства с фиксированной температурой, масляные краски «Рембрандт» голландской фирмы Таленс, осветительные приборы, пинен (разбавитель для укрепления красочного слоя, удаления поверхностных загрязнений), рыбий клей для укрепления красочного слоя и грунта, а также кисточки, шприцы, шпатели, вата, скальпель и некоторое другое.

Процесс реставрации будет идти в два этапа. Сначала техническая — это работа с холстом по укреплению красочного слоя и грунта, а затем живописная — все, что связано с изменением внешнего вида: утоньшение и выравнивание лака на полотне, живописные тонировки (устранение акварельными красками места утрат), коррекция и уточнение тонировки масляными красками, покрытие лаком.

По решению художественного совета, форсировать процесс реставрации не планируется. Иными словами, даже если к началу выставки «Морской бой» не все из намеченного будет выполнено, после ее завершения работы продолжатся. И только после этого шедевр мастера займет свое место в саратовском музее.