В Саратовской областной думе предложили внести изменения в закон о транспортном налоге. Соответствующий законопроект был рассмотрен на заседании рабочей группы комитета по налогу и бюджетам.
Автором инициативы выступил депутат Александр Нараевский (КПРФ). Он обратил внимание, что в Саратовской области транспортный налог на маломерные суда намного выше, чем во всех соседних регионах. Так, налог на небольшую лодку или гидроцикл в 2-3 раза выше, чем в других областях. По мнению оппозиционера, налоги необходимо снизить, а в будущем поступления от граждан только вырастут за счет того, что люди будут чаще регистрировать свои суда. Коммунист предложил коллегам последовать опыту Китая, где, по его данным, в 2018 году были снижены налоги для населения ради увеличения благосостояния граждан.
Коммунист также предположил, что 30% катеров, которые плавают по Волге в Саратовской области, не зарегистрированы, при этом на них установлены мощные моторы. При этом, по словам Нараевского, владельцы заявляли, что зарегистрировали суда, если бы налоговая ставка была адекватной. Он добавил, что водный транспорт используется максимум 2-3 месяца в год. «Мы в лидерах по налогам», — констатировал он.
Депутат Владимир Капкаев («Единая Россия») заметил, что в регионе зарегистрировано около 28 тысяч единиц водных видов транспорта. Из них 20,5 тысячи единиц — моторы с мощностью до 30 лошадиных сил. А на этот вид моторов ставка в Саратовской области — самая маленькая. «Люди, может, и хотели бы приобрести более мощных двигатель, но не покупают из-за высоких налогов», — возразил Нараевский. Капкаев в ответ заметил, что пополнять бюджет необходимо, работая с незарегистрированными судовладельцами, чтобы выводить их из «серых» схем.
«Две недели назад штрафы увеличили в разы! А до 30 лошадиных сил — это чуть ли не весельная лодка, слабая лодка. Сейчас более или менее средняя лодка — 50-60 лошадиных сил», — продолжил настаивать автор законопроекта. Капкаев, отстаивая свою позицию, обратил внимание, что за год в Саратовской области количество гидроциклов мощностью свыше 100 л. с. выросло с 47 до 60. «На самом деле у нас их гораздо больше. Эти водные мотоциклы — они как игрушка. Попользовались 2-3 недели. За то, чтобы 3 раза прокатиться, владельцы должны отдать 30-40 тысяч рублей в год!» — парировал Нараевский.
Перед собравшимися также выступил замначальника центра ГИМС Алексей Филичкин. Он заверил, что инспекторы регулярно штрафуют нарушителей. Кроме того, из-за высоких налогов часть судовладельцев действительно перерегистрируют суда в других регионах. Специалист также заметил, что как минимум 30% плавсредств в области не зарегистрированы.
Депутат Станислав Денисенко (ЛДПР) поддержал автора законопроекта и заметил, что «налоги поглощают стоимость лодок». «Мы, живя на Волге, вынуждены себя ограничивать, чтобы за лето раз-два прокатиться с ветерком», — возмутился он.
Депутат Евгений Ковалев («Единая Россия») в свою очередь сообщил, что ранее он был вынужден отказаться от своего катера мощностью более 100 л. с. «Я рассчитал свои силы», — объяснил он. Нараевский же добавил, что «чем выше мощность у двигателя, тем безопаснее находиться на водоеме», поскольку мощный мотор помогает справиться с большими волнами.
Капкаев заявил, что у законопроекта нет экономического обоснования. На это коммунист возразил, что он скопировал обоснование из закона 2016 года, инициированного депутатами «Единой России». Речь идет о законе, который поднимал налоговые ставки. «Мы предложили — транспортный налог стал больше. А ваше предложение далеко не факт, что приведет к этому», — сказал Капкаев. «То есть ваше предположение — это факт, а наше — не факт?» — удивился Нараевский. «Увеличение налоговой ставки прямым счетом ведет к увеличению собираемости налога», — пояснил Капкаев. Он также напомнил, что по соглашению региона должен получить разрешение снизить налог в Минфине РФ.
В результате было принято решение вынести проект закона на заседание комитета.