Сериалы-XXI. Сыщик, найди некроманта!

8 сентября 2019, 08:27

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Карнивал Роу (Carnival Row). США, 2019.

Жанр: фэнтези с элементами детектива и триллера.

Кто придумал: Трэвис Бичем и Рене Эчеваррия.

Кто участвует: Орландо Блум («Властелин колец», «Пираты Карибского моря»), Кара Делевинь («Валериан и город тысячи планет», «Отряд самоубийц»), Тэмзин Мерчант (сериалы «Салем», «Тайна Эдвина Друда»), Индира Варма (сериалы «Живая мишень», «Игра престолов»), Дэвид Гяси («Хладнокровный», «Аннигиляция»), Джаред Харрис (сериалы «Чернобыль», «Безумцы»), Саймон Макберни (сериалы «Самый громкий голос», «Преподобный»), Кэролайн Форд («Некромант», сериал «Однажды в сказке»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 8 из 10.

Вообразите мир, похожий на наш, однако с некоторыми отличиями. В этом мире есть страны, где бок о бок с людьми живут сверхъестественные существа. Некоторые из них (например, оборотни) опасны для людей. Другие (скажем, феи, фавны, кобольды) угрозы не представляют. Тем не менее, в республике Бурге (похожей на викторианскую Англию даже мелочами, вроде формы полицейских шлемов) ко всем чужакам относятся с предубеждением.

Да, солдаты из Бурге могут сражаться на стороне фей из Тирнанока. Но если феи, спасаясь от победившей в их стране диктатуры, переедут в Бурге, то максимум, на что они могут рассчитывать, — это место камеристки богатой дамы. Многие же феи прямиком отправляются в Карнивал Роу — район, печально знаменитый экзотическими проститутками. То же и с фавнами: их наймут слугами или вышибалами, но если фавн вроде Агреуса Астрайона (Дэвид Гяси) разбогатеет и купит дом в престижном районе, путь в высшее общество ему будет заказан. Тем временем в бургийском парламенте набирает силы фракция, которая требует относиться к «нелюди» пожестче, и позиции канцлера Абсолома Брейкспира (Джаред Харрис) уже не так прочны, как прежде.

Главные герои сериала, о котором идет речь, — инспектор бургийской полиции Райкрофт Филострат (Орландо Блум) и фея Виньет Стоунмосс (Кара Делавинь), беженка из Тирнанока. Семь лет назад, когда Филострат был солдатом армии Бурге, он познакомился с Виньет, но потом они расстались. Довольно быстро зритель узнает главную тайну Филострата: тот — не вполне человек. Он полукровка, сын феи и человека. Когда он был еще младенцем, его подбросили в приют и там отрезали крылья. Герой не знает, кто его родители, но шрамы на спине не дадут ему забыть о своей природе. В Бурге к полукровкам относятся еще хуже, чем к «нелюди», и если кому-то из людей станет известна истинная сущность нашего героя, он тотчас лишится работы и будет предан суду за обман.

Филострат несет двойную ношу: его гнетут тайна рождения и печаль из-за расставания с Виньет (герой не желает фее новых проблем), а еще надо исполнять профессиональные обязанности сыщика. Уже в первом эпизоде сериала появляется таинственный маньяк, убивающий горожан с особой жестокостью. Связаны ли между собой убитые? Кем является убийца? Ответы на эти вопросы зритель будет получать по мере развития событий…

Жанр детектива, перенесенного в заведомо фантастическую реальность, одновременно и притягателен, и сложен. Тысячекратно повторяемый сюжет (опытный сыщик разыскивает опасного преступника) в парадоксальных условиях не воспринимается как тривиальный. Фон влияет на фабулу, делает ее изощреннее. Чем детальнее прописан необычный мир, в котором детектив гоняется за убийцей, тем больше у авторов возможностей обогатить схему новыми нюансами, уйти от стандартных ходов, удивить неожиданным поворотом или хотя бы отсрочить момент, когда фигура главного злодея станет для всех очевидной. Недаром многие так ценят произведения, созданные на стыке жанров (вроде цикла фэнтези Глена Кука о сыщике Гаррете или, скажем, фильма Тима Бертона «Сонная Лощина»).

Однако наиболее увлекательное в любом фантастико-детективном гибриде (сыск плюс чудо) оказывается одновременно и самым уязвимым. В детективе, не осложненном сверхъестественностью, и у сыщика, и у преступника — ограниченное число возможностей, и все подчиняются логике и законам физики. Читатель или зритель находится примерно в тех же условиях, что и протагонист, а потому может лично раскрыть преступление (особенно когда повествователь честен и дает нам необходимые зацепки). Мир фэнтези, однако, по природе своей менее «завершен» и оставляет повествователю куда больше пространства для маневра, которым грех не воспользоваться.  И хотя бургерийский мир тяготеет к стимпанку (дирижабли, граммофоны с валиками, допотопный телеграф, робкие опыты с электричеством и так далее), эти гаджеты соседствуют с колдовством и жестокими чудесами некромантии. Волшебство опрокидывает физические законы, делает невозможное возможным. Потому-то здесь случаются такие сюжетные сюрпризы, которые читатель (зритель) не может предугадать, и это закономерно будет раздражать.

К счастью, сценаристы  в данном случае ведут себя довольно тактично. Кое-какие из оставленных нам подсказок могут, пожалуй, приблизить наблюдательного зрителя к истине — даже с поправкой на «фэнтезийный» характер основной интриги. Сильная сторона этого драматического шоу — полифония. Необычный мир обогащается нюансами, картинка становится более объемной.

У Трэвиса Бичема, одного из создателей сериала, пока небольшой опыт в телефантастике (сериал по мотивам рассказов Филипа Дика). Зато его коллега Рене Эчеваррия более искушен в жанре SF & Fantasy (он писал сценарии для «Темного ангела», «4400», «Медиума» и пр.). Вместе они старательно сплетают главные сюжетные линии с несколькими второстепенными, каждая из которых в будущем сезоне может получить статус главной. Тут и отношения высокородной Имоджен Спарнроуз (Тэмзин Мерчант) с уже упомянутым фавном Агреусом, и политические интриги Софи Лонгербэйн (Кэролайн Форд), дочери главы парламентской оппозиции, и религиозно-террористическая организация фавнов, которая смахивает на Ирландскую республиканскую армию (один из тех, кто смотрел сериал в оригинале, уверяет, что все «чужаки» здесь говорят по-английски с акцентом, напоминающим ирландский). Есть даже забавный эпизод, в ходе которого зритель узнает о существовании в этом мире жанра бульварной фантастики — в духе Эдгара Берроуза, причем один такой роман в самом начале повествования поспособствует близкому знакомству Филострата и Виньет…

Первый сезон завершается на драматической ноте. Главным героям удается разрешить одну проблему, и тут же высвечивается другая, еще более серьезная. Что характерно, новая напасть в наименьшей степени связана с миром фэнтези. Так что есть шанс, что дальше история станет еще более реалистической — с поправкой на фей, фавнов и прочую магию.