Сериалы-XXI. Дочернее предприятие

15 сентября 2019, 09:47

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Притворство (The Act). США, 2019.

Жанр: криминальная драма.

Кто придумал: Ник Антоска, Мишель Дин.

Кто участвует: Патриша Аркетт («Настоящая любовь», «Стигматы», «Шоссе в никуда»), Джои Кинг («Рамона и Безус», «Хотел бы я быть здесь»), Хлоя Севиньи («Детки», «Парни не плачут», сериал «Родословная»), Анна-София Робб («Мост в Терабитию»,  «Ведьмина гора»), Кэлам Уорси (сериалы «Лонгмайр», «Каприка»), Марго Мартиндейл (сериалы «Правосудие», «Американцы»), Дин Норрис (сериалы «Во все тяжкие», «Под куполом»), Джульетт Льюис («От заката до рассвета», «Странные дни»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 8 из 10.

 

 

Лето, 2015 год. Маленький городок в штате Миссури. Сериал начинается со зловещей сцены: полиция прибывает к дому, где, кажется, совершено преступление. Какое именно — станет ясно чуть позже, а пока повествование (как часто бывает в сериалах) отпрыгивает на шесть лет назад. Тот же городок. В дом, построенный на средства благотворительных организаций, въезжает семья Бланшард, пострадавшая от урагана «Катрина»: мама Клодения, она же Ди Ди (Патриша Аркетт) и ее юная дочка Джипси Роуз (Джои Кинг).

Девочка обрита наголо (следствие лейкемии), передвигается в инвалидном кресле, пищу принимает только через зонд в животе, а спит с кислородным аппаратом. У ребенка — эпилепсия, параплегия, шумы в сердце, анемия, аллергия на сахар и еще много всего. Ее мама являет собой пример самопожертвования и беззаветной любви к больному ребенку. У нее нет личной жизни и иных забот, кроме как о Джипси. «Жизнь пошла под откос, у меня только и получается, что быть мамой этой девочки», — говорит Клодения в интервью. «Мамочка — моя лучшая подруга», — вторит ей дочка тонким голоском… 

Трогательно. И с самого начала чувствуешь в этой семейной идиллии какой-то изъянец. Сперва крохотный: общаясь с посторонними, мама очень редко дает слово дочери и предпочитает объясняться за нее. Потом чувствуешь недоумение, видя, что мама против дружбы Джипси с местными детьми. После удивляешься, узнав, что девочка не ходит в школу, а мама толкует о домашнем обучении, которого на самом деле нет. Затем новый врач городской детской больнице находит разночтения в больничных справках Джипси. И уже к концу первой серии (всего их будет восемь) мы понимаем, что в истории, которую Клодения рассказывает соседям, врачам и благотворителям, слишком много нестыковок. Вскоре видимость сохраняется лишь для тех, кто окружает маму с дочкой, но не для зрителей. Мы видим изнанку истории, и эта изнанка донельзя отвратительна…

Оказывается, что ВСЕ рассказы Клодении — ложь. Бланшарды НЕ пострадали от урагана. Девочка прекрасно может передвигаться без инвалидной коляски, принимать пищу без помощи зонда и дышать без кислородной трубки. У нее растут волосы на голове. У нее вообще нет никаких болезней, кроме испорченных — из-за множества ненужных лекарств — зубов. Так что и дом в подарок, и деньги от разнообразных благотворительных фондов и добрых самаритян были получены Клоденией в результате мошенничества. Выясняется, что и «крошка», «горошинка» Джипси — далеко не ребенок. Действие большинства эпизодов разворачивается в 2009 году (девушке семнадцать лет, а вовсе не четырнадцать, как утверждает мать), а ближе к финалу все чаще переносится в 2015 год (Джипси, соответственно, уже двадцать три). Именно тогда и происходит убийство, с которого и начался сериал.

Жертва — Клодения. Убийца — молодой человек по имени Ник (Кэлам Уорси). Вдохновитель убийства — Джипси, втайне от матери познакомившаяся с Ником в интернете. Девушке больше не хочется изображать инвалида. Ей хочется освободиться от опеки авторитарной матери, к которой она испытывает странную амальгаму чувств — от привычной любви до невероятной, ослепительной ненависти…  

«Чего только ни придумают эти сценаристы! — вздохнет читатель. — На редкость неправдоподобная история. Мать истязает дочь, имитируя ее смертельные недуги. Дочь организует убийство матери…» Да, выглядит всё это чрезмерной, нарочитой выдумкой. Но… Но статья журналистки Мишель Кинг, на основе которой был написан сценарий, повествовала о РЕАЛЬНЫХ событиях. В сериале кое-какие мелочи неизбежно домыслены, да и актрисы Патриша Аркетт и особенно Джои Кинг внешне куда симпатичнее своих прототипов, однако канва — подлинная. Сохранены даже имена главных персонажей.

Оригинальное название сериала (The Act) невозможно перевести на русский язык адекватно, поэтому российские прокатчики используют слово «Притворство»: формально оно далеко от оригинала, но по сути верно, хотя и выглядит несколько прямолинейно.

Телеканал Hulu недаром взялся за экранизацию этого документального сюжета, и неслучайно рейтинг сериала на IMDb — 8,10. История мамы и дочки, представленная авторами сериала, порой выглядит пострашнее любого ужастика, хотя здесь нет ни одной кровавой сцены, щекочущей нервы. Почему Клодении так долго удавалось морочить головы вовсе не сентиментальным людям — и обывателям городка, и даже врачам? Ведь стоило копнуть поглубже — и вся легенда бы моментально рассыпалась. Но никто даже не собирался копать. И если бы всё не завершилось убийством, правда бы, скорее всего, так и не выплыла наружу. Дело не только в том, что люди доверчивы и сентиментальны, и вид больного ребенка автоматически «включает» механизм сочувствия. Дело в том, что есть вещи, на которых НЕЛЬЗЯ спекулировать, — это понимает даже самый черствый человек. 

Согласитесь, очень трудно вообразить себе мать, которая многие годы подвергала родную дочь разного рода пыткам (не разрешала самостоятельно ходить, питаться без зонда, отращивать волосы, заводить подруг и так далее). Почти так же трудно представить себе дочь, которая — пока совсем не повзрослела — старательно убеждала себя в том, что мама всё делает правильно (даже когда по ночам привязывает ее к кровати) и ей, любимой мамочке, видней. Эта психологическая (или психиатрическая?)  аномалия выглядит той пугающей бездной, в которую заглядывать никому не рекомендуется. Клодения Бланшард творит зло не только ради денег и признания. Ее еще и греет придуманный образ страдалицы, которая поступается всем ради ребенка; в какие-то момент она, кажется, сама почти верит своей лжи. Между тем ее поступки  нарушают некие важные неписанные законы, на которых держится общество. И когда в финале Джипси организует убийство родной матери, мы ужасаемся, но и жертва не вызывает зрительского сочувствия…

В одном из последних эпизодов сериала мы переносимся в начало 90-х годов, и нам показывают бабушку маленькой Джипси. Актрисе Марго Мартиндейл не впервой играть подобных бандерш (за одну из них, в сериале «Правосудие», она получила премию «Эмми»), и тут она — в своем привычном мрачноватом амплуа. Таким образом зритель понимает, кто и как формировал личность Клодении. Как говорится, яблочко от яблони… Кстати, реальная Джипси Бланшард в 2015 году получила десять лет. Благодаря механизму условно-досрочного освобождения она может выйти раньше срока — то есть совсем скоро. Джипси уже рассказала журналистам, что после освобождения хочет завести семью и родить ребенка. Если подобное случится, то на месте социальных служб я бы ОЧЕНЬ внимательно приглядывал за этой семьей. Так, на всякий случай.