Так исторически сложилось, что грунтовой дорогой жителя Саратова не удивишь. И речь идет не только о поселках на окраине. Забытые асфальтом улицы можно встретить в любом районе города. Это вообще законно? Можно в таком виде содержать дороги в областном центре? И планируется ли решить эту проблему? Мы посмотрели, как выглядят самые «убитые» саратовские грунтовки и попросили чиновников ответить на возникающие в связи с этим вопросы.
Для пешехода грунтовые дороги — это облака пыли, оседающие на лице и в легких, камни под ногами, хорошо, если не сломанными. Это летом, а в межсезонье начинается непроходимая грязь. Некоторые жители города выходят из дома в галошах, доходят до асфальта, а затем переобуваются в приличную обувь, например, в туфли на каблуках. Грязные галоши стыдно брать с собой (да и непрактично как-то), и их иногда незаметно прячут в кустах — до вечера. Практика еще не широко распространенная, но довольно перспективная, ведь после зимы дороги из грязи и камней сохнут практически до июня.
Водители, в свою очередь, открывают новые пикантные нюансы грунтовок. Гвозди, регулярно уродующие колеса. Ямы, булыжники и прочие попытки «самомощения» проезжей части подручными средствами. Они грозят автовладельцам серьезными поломками. Зимой на грунтовки водители заглядывают реже. Риск остаться там до весны слишком велик.
Хорошо, если дорога при этом идет по ровной местности. А что, если она имеет уклон и ведет в неизведанную гору? Например, Смирновское ущелье.
Непроходимые грунтовки. Самый, казалось бы, короткий путь подняться к дому «на горе» на автомобиле — 4-й Комсомольский проезд, который начинается от регулярно асфальтируемой 2-й Садовой. Уж эта улица всегда в топах ежегодного ремонта, потому что ведет к стратегически важному объекту — областной клинической больнице. А вот грунтовый 4-й Комсомольский пребывает в одиночестве и печали. Сюда не ступала нога ремонтников никогда.
Местные жители разводят руками и не знают, что уж и придумать. Чем бы ни засыпали дорогу, все смывает прямиком на ту самую свежеотремонтированную 2-ю Садовую. В общем, практика показывает, что создание более-менее приличных и проходимых подъездов к своим домам собственными силами, чаще всего — дело неподъемное. Так люди и живут — по привычке или от безысходности — в большом городе вдоль грунтовых дорог.
Предлагаем вашему вниманию топ-5 городских грунтовок. Самых «убитых» и опасных. Конечно, это ничтожно маленький список. Он может быть дополнен нашими читателями. Но в качестве наглядного примера того, что мы имеем в несостоявшейся «столице Поволжья» — самое то.
Итак, на пятом месте — обычная грунтовая дорога, которая функционирует только летом.
Улица Чкалова в поселке Северный. Небольшой подъем, камни вперемешку с кирпичами. Пройти можно, но сложно. Проехать тоже можно, если правильно подобран автомобиль и если постараться. Но только в теплое время года. Зимой для водителей всех марок автомобилей дорога становится непреодолимой.
На четвертом месте — «грязь и слякоть» на Соколовой горе.
Это — 3-й Веселый проезд, расположенный в непосредственной близости от одной из городских достопримечательностей — парка Победы. Место с гладкой грунтовкой, поднимающейся вверх к окраине парка. Тут нет тротуаров, поручней. Летом без одышки подняться сложно, а как преодолевают это расстояние местные жители зимой, даже представлять не хочется.
Алия, мать троих детей, проживающая в одном из домов в конце этого Веселого проезда рассказала, нужна ли ей детская коляска с такими дорогами:
— Мы живем здесь семь лет. С детьми ходим пешком в поликлинику, которая расположена на улице Комсомольской. Проехать не на чем. Подъем очень плохой, а когда начинаются грязь и слякоть, то пройти вовсе невозможно. Пока дети дойдут — штаны грязные. А зимой гололед. С маленьким ребенком всю зиму не выходила, спуститься невозможно. «Скорая» тоже ехать не хочет, и врачи возмущаются, что не могут подняться. Сами хотели делать дорогу, но соседи были против. Последний раз рассыпали крошку два года назад, но и до нашего дома эта крошка не дошла. А нам нужна дорога, нужна лестница, поручни, чтобы держаться. У нас тут пенсионеры живут…
На третьем месте улица Усиевича в Заводском районе.
Эта «магистраль» заканчивается для автомобилистов знаком «Движение запрещено». При посещении этого места в летнюю сухую погоду мы не сумели осилить подъем на автомобиле. Машина забуксовала на мелких камнях.
Местный житель Алексей Геннадьевич называет это место «опасной зоной»:
— Зимой можно попасть в аварию. Машины уходили в кювет. За эту зиму два или три раза такое было. Весной потоп — нижние дома, трамвайную линию затапливает. Как-то у нас на горе пожар был. Пожарные попытались проехать, доехали до столба, развернулись и уехали…
На втором месте — грунтовка в поселке Октябрьский (улица 9-я линия).
Поколесив по району сложно было выбрать из них одну, самую ужасную. Ведь все линии, от 1-й до 10-й, ведут в крутую гору. И почти все из них — грунтовые. Проехать по большинству из них невозможно.
В топ мы выбрали 9-ю линию, потому что кроме привычного бездорожья, камней и ям, булыжников и обломков кирпичей, эта улица вмещает в себя настоящую реку. Ее ширина и протяженность, как рассказал местный житель Вячеслав, меняется.
— У нас бывает и хуже, чем вы сейчас видите. Когда вообще проехать нельзя. Сейчас-то мы засыпали немного дорогу. Нанимали бульдозер, он нам разровнял. Но это еще ерунда. Вот теперь пошла вода, опять все смыло, а дожди пойдут — по колено канава становится. Вот сейчас у кого-то труба потекла, это постоянно происходит. И вода течет по этой улице вниз. Зимой и весной — то же самое, мы не ездим вообще, это невозможно. Канава промывается и никуда не проедешь. Если кому-то плохо, то «скорая» только внизу останавливается, и врачи бегут с чемоданами и носилками. Бывает — отказываются.
Мы сами делаем дорогу, в году по два-три раза засыпаем — кто чем может. И кирпичи, и щебенку, и мусор со стройки, и плиты. Плиты даже не выдерживают, уходят. Здесь надо фундаментальную дорогу делать. Ставить бетонные плиты и делать ливневку. А так, если не будет ливневки, вода все размоет. Она хаотично течет, а нужен желобочек и все. Администрация только приходит и обещает. И дорогу, и канализацию общую. Но ничего не делает. А у всех колодцы, у всех течет. Внизу затапливает. Брошенные люди здесь живут. Брошенные государством.
И, наконец, первое место — дорога в поселке Тепличный. 2-й Монтажный проезд. Проезд этот вроде есть, но его как бы и нет.
Пару лет назад, как рассказали местные жители, некто проживающий в одном из близлежащих домов, привез разнокалиберные крупные камни и засыпал ими то, что некогда было обычной грунтовкой. Камни размером от нескольких сантиметров до почти метровых валунов так и лежат, неиспользованные, неуложенные. Проехать автомобилю невозможно, а пешеходам приходится идти по узенькой тропинке между валунами и кустами.
Официальная позиция городской власти
В администрации Саратова знают о существовании грунтовых дорог. По словам замглавы по городскому хозяйству Максима Сиденко, в реестре значатся 882 улицы с грунтовым покрытием. Их протяженность — 295,6 км, общая площадь — 2015 тысяч квадратных метров.
Денег на приведение грунтовок в порядок из бюджета не выделяли уже более пяти лет. По предварительным подсчетам для их асфальтирования необходимо 6,042 миллиарда рублей. И в эту сумму не входит стоимость переноса коммуникаций. Для этого необходимо разработать проектно-сметную документацию и провести ряд сопутствующих работ.
В бюджете на 2020 год не заложено ни одной копейки на ремонт и асфальтирование городских грунтовок. Выделение средств, признались в администрации, возможно лишь при целевом финансировании. А пока, как отмечают власти, «согласно нормативной документации допускается существование дорог низкой категории в пределах городской черты».