Что такое патриотизм и чем занимается полиция: исследователи определили пробелы в школьных знаниях

Специалисты Федерального института педагогических исследований провели анализ результатов ЕГЭ, который сдали российские школьники в этом году, и определили пробелы в знаниях.

Выяснилось, что подавляющее большинство учеников (70%) не знает, как устроено государство, 50% уверены, что законы принимает правительство, а еще 20% понятия не имеет, чем занимается полиция и прокуратура. Многие школьники не могут дать определение словам «гуманизм», «патриотизм» и «гражданственность».

Эксперты сделали вывод, что дети испытывают сложности с простейшими заданиями базового уровня, в частности, из-за того, что учителя эти знания недооценивают. Но, что более серьезно, ученики не могут прочитать и понять задание. Кроме того, трудности вызывают ситуации, когда нужно написать связный осмысленный текст. «Неуд» по обществознанию получил каждый пятый школьник.

Что касается знаний по географии, то тут ученики ошибались в определении «экспорта» и «импорта» (считали, что это примерно одно и то же), не могли сказать, что метан — это парниковый газ, а также затруднялись называть, какие страны являются экспортерами нефти, пшеницы и каменного угля.

На экзамене по литературе школьники лучше всего справились с заданиями по произведениям Ивана Тургенева и Александра Островского. А наследие Федора Достоевского, Павла Бажова и Александра Грибоедова оказалось сложным к восприятию и анализу.

Эксперты выяснили, что школьники стали лучше понимать стихи. Процент успешно выполнивших задания по творчеству Афанасия Фета и Федора Тютчева в этом году был выше, чем в прошлом. Больше учеников писали сочинения по произведениям Анны Ахматовой и Михаила Булгакова, чем по работам Бориса Пастернака. Что касается сочинений на свободную тему (когда можно самому выбирать произведение для анализа), то в отчетах сказано, что проверяющие прилагали много усилий, «чтобы установить подлинность существования художественного текста».

Напомним, со следующего года задания на ЕГЭ будут изменены. В частности, на экзамене по обществознанию школьникам больше не придется писать мини-сочинения. Достаточно будет аргументировано изложить свою мысль. Также рассматривается возможность на гуманитарных дисциплинах разрешить испытуемым пользоваться интернетом.

Глава Сбербанка Герман Греф вообще посоветовал избавиться от экзаменов, которые «убивают желание учиться». Министр просвещения Ольга Васильева, комментируя высказывание, заявила, что это не приведет ни к чему хорошему.

Источник: «Российская газета»