Правнук архитектора Иосифа Каракиса — автора проекта дома офицеров в Энгельсе обратился к спикеру Госдумы Вячеславу Володину с просьбой защитить здание от сноса. В письме, которое оказалось в распоряжении редакции ИА «Версия-Саратов», потомок архитектора Олег Юнаков заявляет, что в апреле 2019 года спикер Госдумы «принял верное решение о сохранении здания», но «реализацию этого решения местные чиновники решили исковеркать».
Юнаков сообщил, что к нему обратились сотрудники компании «Специфика-М» из Энгельса и попросили помочь найти чертежи Каракиса для «восстановления исторического облика дома офицеров», построенного в 1935 году.
«Выяснилось, что, несмотря на ваше апрельское решение, уже в сентябре региональные власти Саратовской области сообщили, что проще снести исторический объект и построить на его месте копию, назвав это „реставрацией“, а компания „Специфика-М“, архитектор которой обратилась ко мне, будет заниматься проектированием фальшивки. Все это объяснили невозможностью реставрации. Решение приняли после рекомендаций руководителя ГУПП Институт „Саратовгражданпроект“ Сергея Лазарева, который сказал, что здание нельзя использовать без нарушения норм пожарной безопасности. Может, тогда имеет смысл снести еще и Смольный, московский и новгородский кремль, а также все старинные церкви? Ведь ценность имеет изначальное здание, а не его копия. „Распилить“ здание на куски и создать заново — это, как я считаю, может быть уместно в случае, если нужно освоить больше бюджетных денег. Реставрация с соблюдением всех противопожарных и санитарных норм возможна. Согласно мнению известного архитектора-реставратора Петра Шутова нет никакой необходимости в сносе», — подчеркивает Юнаков.
Он напоминает, что «дом офицеров очень важен для всех летчиков, жителей Летки, ветеранов и их родственников». «После того, как здание построили, выяснилось, что проект очень удачен. В итоге по нему были возведены еще пять зданий в советских летных училищах — в Озерном, Новограде-Волынском, Гуйве, Харькове и Луганске. Но, кроме архитектурной ценности, у здания есть и гигантская историческая ценность — оно связано с женскими авиаполками Марины Расковой, первым отрядом советских космонавтов, с именами Валерия Чкалова, Юрия Гагарина, Германа Титова, летчиками Дальней авиации ВС СССР», — написал Юнаков.
По данным потомка автора проекта здания, архитектор, доцент СГТУ Виктория Васильева, которая ранее готовила несколько проектов реставрации объектов культурного наследия Саратова, также считает, что восстановление здания возможно, а его износ составляет не более 50%. «Это же указано и в официальных документах об обследовании здания», — отметил Юнаков.
Он также рассказал, что «готов порекомендовать авторитетных специалистов, которые смогут создать проект реставрации, если саратовские власти не найдут их сами», и сообщил, что архитектор из Англии Саймон Мюррей говорил, что реставрация не должна быть перестройкой здания (созданием новодела).
«Замена оригинала посредством его сноса и постройки новой копии не имеет ничего общего с реставрацией. Не будет залов и лестниц, по которым ходили Гагарин, Раскова и еще сотни прославленных летчиков. Можно, конечно, разрешить саратовской и энгельсской власти „плюнуть в душу“ ветеранам в преддверии 75-летия Великой Победы, наскоро создать новодел, а можно внять просьбам ветеранов, специалистов и общественности и сохранить здание», — подчеркнул Юнаков и добавил, что он «против псевдореставрации здания через снос».
Отметим, ранее в защиту здания высказывались члены правления регионального отделения «Союза архитекторов России». Родственники ветеранов также просили сохранить бывший гарнизонный дом офицеров в Энгельсе.