В саратовском театре юного зрителя на этой неделе состоится премьера спектакля «Буря» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира. Мы побывали за кулисами и понаблюдали за тем, как проходит создание нового спектакля.
Одна из последних пьес Шекспира рассказывает о затерянном в море острове, на котором живут миланский герцог Просперо и его дочь Миранда. Изгнанниками они стали из-за предательства родного брата Просперо. Но, живя на острове, изгнанник изучил волшебные книги и стал повелителем духов. Желая добиться справедливости, он призывает духов и зачаровывает экипаж корабля, на котором находится неаполитанский король Алонзо.
Перед постановочной группой предстала непростая задача воплотить на сцене магию и волшебство пьесы, которая считается одной из первых в жанре «фэнтези». Творческие поиски привели к тому, что на сцене почти нет декораций. По задумке художника-постановщика Марии Утробиной морская тема будет передана с помощью канатов. Их для спектакля подготовили почти 300 штук.
«Когда мы начали делать этот спектакль с режиссером, то поняли, что Шекспир так просто не дается. Он воздушный, сложный и очень фантазийный. Все рождается из ничего. Я долго думала, что делать со сценографией. „Буря“ — это море и корабли. Сначала представлялись остовы кораблей, мертвые каркасы, выброшенные на берег. А потом поняла — это же канаты. И все как-то стало сочиняться вокруг них. У нас нет павильона, декораций в классическом понимании. Канаты — это пространство, которое актеры сами моделируют. То это театральный занавес, то песочные часы», — рассказала о задумке Мария Утробина.
Художник-постановщик также рассказала о костюмах к спектаклю. По ее словам, в этом спектакле очень интересно работать, так как в отличие от классических постановок в нем можно в полной мере проявить фантазию. Для этого спектакля создали огромное количество головных уборов. Персонажи их постоянно меняют во время спектакля.
Оказалось, что созданные костюмы еще должны пройти проверку на репетициях. «Бывает так, что костюм готов, но в процессе репетиций оказывается, что нужно немного поменять. Иногда приходится менять цвет, потому что он не работает на сцене. Обживать костюмы начинают за две недели до спектакля», — рассказала Мария Утробина.
Режиссер Наталья Шумилкина призналась, что «Бурю» Шекспира она мечтала поставить со студенческих времен.
«Это мечта, это одна из любимейших пьес Шекспира, так как в ней есть тема прощения и мести. Мне важно это, как человеку. И во многих спектаклях, которые я делала, есть эта тема. Искренние прощение и смирение важны. Конечно, со студенческих лет отношение к этому вопросу сильно изменилось. И теперь прощение начинает пессимистично уживаться с одиночеством, и, наверно, усталостью. Хотелось сделать финал посветлее, но получился погрустнее.
Пьеса про человека, про творца, про художника, у которого безумная фантазия, огромная палитра инструментов, он может сотворить целый мир, но все равно он одинок. Но прежде всего это сказка, сказка про волшебный остров, на котором все происходит.
Вообще Шекспир — хулиган, человек с потрясающей фантазией и юмором. Хотелось сделать все в игровом ключе, но это не отменяет серьезных мотивов, которые возникают в результате. С помощью творчества художник разоблачает каждого персонажа. Как может мстить художник? Наверно только средствами своего творчества. Мы пошли по пути театральной фантазии и решили раскрыть суть, показать кто есть кто на этом острове», — пояснила режиссер.
Она отметила, что спектакль — это попытка передать зрителю свое ощущение жизни.
«Хочется поделиться с молодым поколением и опытом, и знаниями, и пережитым. Но поучать никого не хочется. Если это в какой-то момент будет полезно, то это здорово. Это последняя пьеса Шекспира, его прощание с театром. Больше он ничего не написал и ничего не поставил. Пожалуй, во всех пьесах Шекспира можно увидеть тему мести, страдания и прозрения через боль. Трагические нотки очень сильны. А здесь он впервые попробовал простить и отречься. Раньше этого не было, это особенность „Бури“. Прощение, смирение и уход от всего», — продолжила Наталья Шумилкина.
Она отметила, что режиссура спектакля строилась вокруг сложного и оригинального сценического решения: «Все, что касается канатов и станков — это же пространство. А с ним надо справляться. Условия игры диктуют стилистическое решение. И пластика должна быть органичной, и музыка… Мы пытаемся все соединить, чтобы было целое, стильное, единое действо».
Премьера спектакля состоится на Большой сцене 30 ноября и 1 декабря. Возрастная категория 12+.