Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.
Полный контроль (Total Control). Австралия, 2019.
Жанр: политическая драма.
Кто придумал: Анжела Бетцин, Пип Кэрмел, Рэйчел Гриффитс.
Кто участвует: Дебора Мэйлман (сериалы «Покусанные», «Таинственный путь»), Рэйчел Гриффитс («Я, опять я и снова я», «Разведенный Джек», «Хилари и Джеки», сериал «Братья и сестры»), Гарри Ричардсон («В поисках Грейс», сериал «Доктор Торн»), Роб Коллинз (сериалы «Умник», «Не та девушка»), Селия Айрлэнд (сериалы «Рейк», «Пять комнат»), Дэвид Робертс (сериалы «Полюби меня», «Сорвиголова»), Шанте Барнес-Коуэн.
Мой рейтинг: 7 из 10.
Австралия, штат Квинсленд, наши дни. У входа в здание суда происходит трагедия: обезумевший мужчина с ружьем открывает огонь по прохожим. Когда он намеревается добить раненую женщину, ее загораживает своим телом Алекс Ирвинг (Дебора Мэйлман), жительница маленького городка. «Ты этого хотел?» — спрашивает она безумца, кивая на трупы. К убийце возвращается рассудок и он сносит себе башку, а поступок Александры превращает ее в героя. В это время премьер-министр Австралии Рэйчел Андерсон (Рэйчел Гриффитс) как раз думает о том, кто будет новым сенатором от правящей партии. Алекс Ирвинг кажется ей идеальным кандидатом. Во-первых, у нее есть пусть небольшой, но опыт работы в городском совете. Во-вторых, она знаменитость и у нее высокий рейтинг популярности. Ну и, в-третьих, она — представитель коренного населения Австралии, поэтому выбрать именно Алекс будет очень либерально и политкорректно. Никогда прежде женщина из числа аборигенов не попадала в Сенат, и вот — прецедент создан.
Алекс далеко не сразу принимает предложение премьера. У нее нет особых политических амбиций. Ей не хочется переезжать в Канберру из своего городка, где у нее пожилая мать и юный сын, которого Алекс воспитывает без мужа. А еще главная героиня не слишком доверяет представителям центральной власти, подозревая, что эти люди могут легко одурачить провинциалку. О том же ей толкует и родной брат Чарли (Роб Коллинз). Тем не менее Алекс принимает предложение: она надеется, что на своем посту она сможет помочь своим землякам. И, казалось бы, очень скоро шанс предоставляется. В ее родных местах собираются построить американскую военную базу. Формально землю в штате можно просто реквизировать, выплатив небольшую компенсацию. Однако премьер-министр, не желая обострять отношения с аборигенами, просит нового сенатора съездить в родные места и заключить взаимовыгодную сделку.
Проблема оказывается совсем непростой. Против переговоров с правительством поначалу выступают местные кланы, да и в партии, от которой героиня попала в сенат, без энтузиазма относятся к сделке: зачем, дескать, договариваться, если можно просто отнять? Алекс оказывается между двух огней…
Австралийские сериалы нечасто попадаются российскому зрителю, а те, что попадаются, обычно принадлежат к более традиционным жанрам, чем Total Control (скажем, «Вершина озера» — мистический детектив, «Уэнтуорт» — тюремная драма, «Рейк» — судебная трагикомедия и пр.). В этом смысле история о неожиданном «хождении во власть» домохозяйки из Квинсленда представляет, прежде всего, познавательный интерес.
Авторы решили рассказать о политической системе «зеленого континента», используя традиционный прием введения «простодушного» персонажа. В унылое царство лицемерия и фальши, хитросплетений и интриг приходит новичок, готовый воспринять всерьез все формулы о народовластии, учете мнений рядовых граждан и бла-бла-бла. В застоявшееся болото брошен камень — и мы наблюдаем за расходящимися во все стороны кругами. При этом Алекс — вовсе не прекраснодушная дурочка, у нее цепкий житейский ум и хорошая приспособляемость к обстоятельствам, но это соседствует с искренностью, чувством долга и ответственностью перед земляками, чьи интересы она должна представлять.
Разумеется, ее кинут — не сразу, но довольно быстро. Используют, уболтают, прибавят за счет нее себе рейтинга, а потом попытаются выбросить из политики. Но коса найдет на камень. Первая в австралийском Сенате женщина-абориген разберется, «кто за кого», научится быть жесткой и хитрой, при этом не растеряв идеалов. Соседям по «коридорам власти» придется учитывать «фактор Алекс Ирвинг». И хотя поначалу искушенный в политике помощник главной героини Джонатан Косгроу (Гарри Ричардсон) и ее личная секретарша Трэйси (Селия Айрлэнд) воспримут новую начальницу с некоторой иронией, вскоре на смену иронии придут уважение, сочувствие и желание поддержать Алекс в самых непростых ситуациях — даже с риском для своей аппаратной карьеры.
У актрисы Деборы Мэйлман внешность «человека из толпы», обычной тетки под полтинник. На фоне рафинированных политиков она выглядит экзотично (даже без поправки на цвет кожи). Первая речь Алекс Ирвинг в Сенате, хоть и прочитанная по бумажке, скорее всего, заставит любителей кино вспомнить речь свежеиспеченного депутата Александры Соколовой из фильма «Член правительства» 1939 года («Вот стою я перед вами, простая русская баба…»). Самому главному слову в этой речи — «живучая» — вполне соответствуют обе главные героини. Впрочем, идеализированные советские киношные колхозники, от имени которых выступает с трибуны наша Александра, мало чем похожи на коренных жителей Австралии: те, если столкнутся с обманом, будут готовы на бунт. И в Канберре уже не рады, что нарушили свои обещания, а премьер сообразит, что идея «приручить» политика-аборигена и сделать ее вывеской не так уж хороша.
По сравнению с сюжетной линией Алекс вторая, параллельная, история — злоключения девочки Джесс (Шанте Барнес-Коуэн), из числа коренных жителей, — сильно проигрывает. Это повествование выглядит беспомощным и анемичным, хотя среди сценаристов сериала есть опытные профи (Пип Кэрмел, например, прославился фильмом «Я, опять я и снова я»). Все шесть эпизодов Джесс с важной записью в телефоне (сделана еще в начале сериала), пытается встретиться с Алекс и рассказать об обстоятельствах смерти подруги в тюрьме. Пытается вяло и не очень целеустремленно. Она долго и с минимальными приключениями путешествует из провинции в столицу, и всё это время авторы громоздят нехитрые увертки, которые помешают двум героиням встретиться.
Примечательно, что даже сама необходимость встречи не очень ясна. Несмотря на юный возраст, девочка разбирается в телефонных гаджетах. Она знает номер Алекс, проблем с мобильной связью нет. Ясно, что обо всем рассказать сенатору можно по телефону, а запись отправить через интернет. И — дело сделано. Однако видео — компромат на высокопоставленного чиновника, а потому сценаристы со всей возможной неловкостью будут оттягивать и оттягивать встречу Джесс с Алекс вплоть до самого финала…
В общем, когда (если) будете смотреть сериал, сцены с Джесс можете проматывать. А за эволюциями Алекс во власти понаблюдайте. Особенно интересны те поступки героини, из-за которой ее в кулуарах Сената обзывают Black Bitch («черная стерва»). Кстати, таким было и рабочее название сериала. Но на последнем этапе авторы решили, что это звучит вызывающе и заменили заголовок на нейтральный. У нас же на сайте «Кинопоиска» название «Черная стерва» осталось. А что? Аборигены Австралии русского не знают.