Сериалы-XXI. Неравный брак и нервные люди

7 декабря 2019, 11:45

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

По расчету (Gold Digger). Великобритания, 2019.

Жанр: семейная драма с элементами детектива.

Кто придумал: Марни Дикенс.

Кто участвует: Джулия Ормонд («Сабрина», «Дитя Макона»), Бен Барнс («Дориан Грей», «Легкое поведение»), Себастьян Арместо («Копенгаген», «Аноним»), Джемайма Рупер («Чумовые боты», «И грянул гром»), Арчи Рено (сериал «Ханна»), Алекс Дженнингс («Королева», «Крылья голубки»), Никки Амука-Берд (сериалы «Лютер», «Выжившие»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 8 из 10.

В год, когда Джулии Дэй (Джулия Ормонд) исполняется шестьдесят, в ее жизни случаются два события. Первое: ее муж Тед (Алекс Дженнингс), отец ее детей — Патрика (Себастьян Арместо), Деллы (Джемайма Рупер) и Лео (Арчи Рено) — уходит к другой женщине. И, что особенно горько Джулии, — к ее лучшей подруге Марше (Никки Амука-Берд). Вскоре после разрыва с мужем Джулия встречает в музее Бенжамена Грина (Бен Барнс), и между ними начинается бурный роман. Дети Джулии, узнав об этом, очень встревожены. И совсем их обескураживает новость о том, что она готова выйти замуж за Бена. Дети волнуются не столько из-за того, что между знакомством матери с Беном и датой свадьбы проходит мало времени. Больше всего их беспокоит разница в возрасте будущих супругов: жених младше невесты лет на двадцать как минимум. И поскольку Джулия очень богата, а Бен беден, дети уверены: он женится на их матери только ради денег…

Оригинальное название сериала Gold Digger переводится как «золотоискатель», однако у названного английского словосочетания, помимо прямого значения, с некоторых пор существует и переносное. Голддиггерами сегодня называют молодых людей, живущих на содержании немолодых спонсоров. Чаще всего это выражение применяют к девушкам, ищущим пожилых «папиков» из числа олигархов. Но бывают случаи, когда в роли таких «золотоискателей» выступают и молодые жиголо. В нынешней России число удачливых, богатых, самостоятельных — и при этом одиноких — бизнес-вумен не слишком велико, но, скажем, в странах Запада их довольно много. А где деньги — там и охотники за деньгами…

В фильмографии Джулии Ормонд уже есть одна картина, где в ее героиню — зрелую американку Джейн Каллахэн — влюблялся молодой человек (лента Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник»). Однако в искренности порыва юнкера Андрея Толстого (Олег Меньшиков) никто не сомневался, да и к тому же, несмотря на все усилия гримеров,  Джейн и Андрей выглядели в фильме ровесниками — а на деле наш актер и вовсе старше американки на пять лет. Но вот в английском сериале разница в возрасте героев намеренно подчеркивается: оператор не скрывает морщин и набрякших век героини — в то время как ее жених, несмотря на бородку, выглядит даже моложе старшего сына Джулии.

Мезальянс слишком нагляден, чтобы его проигнорировать. Ради того, чтобы расстроить предстоящую свадьбу Джулии, ее дети готовы вступить в союз со своим отцом, бросившим мать. Сам Тед объявляет, что защищает финансовые интересы детей (если что случится, деньги Джулии получит ее новый муж), однако в глубине души он раздираем чувством ревности. Теду мало, что он живет с другой женщиной. Ему хочется, чтобы покинутая им бывшая жена оставалась одна и чувствовала себя одинокой и несчастной. Но она, как назло, находит счастье в объятьях красавца Бенджамена. Как такое пережить?

Создатели сериала играют на струнах предубеждений массового зрителя и нагнетают страсти — вполне детективного свойства. Актер Бен Барнс улыбается в кадре так многозначительно, что зритель не верит в бескорыстие его персонажа и беспокоится за будущее героини. С другой стороны, железное правило детектива: то, что слишком явно, — наверняка обманка. Или возможен хитрый «двойной выверт» интриги? Сериал состоит из шести часовых эпизодов, и вплоть до финала нам придется разгадывать три загадки.

Первая: в самом-самом начале нам покажут флэшфорвард, то есть кадры из будущего. Джейн в подвенечном платье бросается в машину и едет в неизвестном направлении. Означает ли это, что свадьба все-таки не состоится? Или авторы морочат нам голову?

Вторая: на протяжении сериала Джулию — и не только ее — будут преследовать флэшбэки, эдакие «вспышки прошлых событий» в неприятной желтовато-зеленоватой цветовой гамме. Очевидно, что когда-то давно случилось нечто драматическое (мы видим кровь, мелькают отсветы сирен). О чем не хотят вспоминать Джулия и некоторые другие герои? И как неведомые (пока) события прошлого могут быть связаны с днем сегодняшним?

Третья (и, наверное, самая главная) загадка: личность Бенджамена. Почему его нет ни в одной социальной сети? Почему его имя нигде не упоминается? И почему он так старательно уводит Джулию от прошлого, предлагая ей жить сегодняшним днем? Всякий, кто любит детективные сериалы, снятые на ВВС, знает: в английских старинных шкафах хранится множество скелетов — чаще метафорических, иногда буквальных.

Разумеется, в рецензии ни на один из этих вопросов мы ответа не дадим. На пути к истине создатели сериала будут отвлекать наше внимание побочными сюжетными линиями (свои тайны есть и у Патрика, и у Деллы, и у Лео), водить за нос и обманывать. И каждый раз, когда зрителю будет казаться, что уж теперь все точно прояснилось, вскоре может выясниться: интрига куда более замысловата и неоднозначна, а потому конкретный ответ опять будет ускользать. Конечно, сценарист Марни Дикенс — не Чарльз Диккенс, и, быть может, некоторые повороты интриги покажутся несколько нарочитыми и уязвимыми с точки зрения психологии. Однако до того как придумать сюжет «По расчету», Дикенс успела поучаствовать в создании детективных сериалов «Тринадцать» и «Улица потрошителя» и хорошо усвоила законы жанра. В конце первого сезона Gold Digger кажется, что все ответы уже получены и история пришла к своему завершению. Но я не удивлюсь, если будет решено снять еще один сезон. Какие-то шкафы наверняка остались неоткрытыми, а внутри может быть еще что-то — интересное и ужасное одновременно…