Сериалы-XXI. Папа у Сидни силен в правоведении…

15 декабря 2019, 08:50

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Городской закон блефа (Bluff City Lew). США, 2019.

Жанр: юридическая драма с элементами детектива.

Кто придумал: Дин Георгарис, Майкл Агилар.

Кто участвует: Джимми Смитс («Подмена», сериал «Декстер»), Кэйтлин МакГи (сериалы «Остановись и гори», «Медики Чикаго»), Бэрри Слоун (сериалы «Шесть», «Отец Браун»), Скотт Шеперд («Шпионский мост», «Путь: Во все тяжкие»), Стоуни Блайден («Надежда умирает последней», сериал «Без обязательств»), Джейн Эткинсон («Освободите Вилли», «Мне хватит миллиона»), Майкл Ливуе (сериалы «Одаренные», «Волшебники»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 8 из 10.

Город Мемфис, штат Теннесси. Сидни Стрэйт (Кэйтлин МакГи) происходит из семьи юристов. Она становится адвокатом, чтобы продолжать дело родителей — бороться за справедливость, защищать своих клиентов от сильных мира сего. Но однажды она узнает, что ее папа Элайджа Стрэйт (Джимми Смитс) изменяет матери. Разочаровавшись в отце, Кэйтлин покидает фирму и уезжает из родного города. Теперь она отстаивает интересы крупных корпораций, хотя ничуть не рада этой работе. Сериал начинается с того, что Сидни получает сообщение о смерти матери. Вернувшись в Мемфис, она принимает не простое для себя решение — все-таки уйти из крупной компании, где прежде работала.

Итак, героиня мирится с отцом и возвращается в родительскую фирму. Вместе с папой и его коллегами — Джейком Рейли (Бэрри Слоун), Энтони Литтлом (Майкл Левуе), Деллой Бедфорд (Джейн Эткинсон) и другими — она теперь будет защищать простых граждан от корпораций. Это не приносит больших денег, выигрывать такие дела сложно, зато Сидни больше не надо идти против совести. Огромный плюс! Нельзя сказать, что работа в фирме Стрэйта-старшего обходится совсем уж без проблем. Да, героиня простила отца за измены матери. Но когда она внезапно узнает, что ее молодой коллега, продвинутый юноша Эмерсон (Стоуни Блайден), — внебрачный сын ее любвеобильного папы, Сидни чувствует дискомфорт. Сумеет ли она сработаться со своим внезапно обретенным братом?..

Жанр судебного процедурала в США всегда пользуется успехом. Достаточно вспомнить, например, «Макбрайд» (с Джоном Ларрокетом), «Закон Кентербэрри» (с Джулианной Маргулис), «Компаньонов» (с Брекином Мейером и Марком-Полом Госселааром), а также несколько звездных проектов Дэвида С. Келли — «Элли Макбил», «Практику», «Юристов Бостона». И если в СССР, например, где обвинительный уклон был привычен даже для обывателя («у нас зря не сажают») и адвокат считался пособником зла, к защитникам относились с подозрением даже их клиенты, в англоязычном мире всё было иначе. Да, адвоката нередко воспринимают вместе с отрицательным «шлейфом» (дескать, за большие деньги может найти лазейку в законе и, таким образом, «отмазать» богатенького негодяя), но одновременно адвокат мог выступать и в качестве одинокого рыцаря справедливости — в том случае, если на скамье подсудимых оказывался невиновный человек.

В первой же серии «Городского закона блефа» Сидни выступит сразу в двух качествах: сперва позволит представителям крупного бизнеса уйти от ответственности, но потом — и уже до самого конца сериала — ее позиция будет безупречной. В финале главной героине грозит потеря адвокатской лицензии и даже тюрьма, если она не выдаст полиции клиента, но Сидни готова идти до конца. Деваться некуда: ее подзащитную, сбежавшую из Саудовской Аравии, на родине могут не просто посадить, но и казнить по ложному обвинению, а человеческая жизнь — превыше уловок крючкотворов…

Любителям судебных драматических шоу «Городской закон блефа», думаю, понравится. Как и многие другие «горизонтально-вертикальные» сериалы, этот выстроен по довольно простой схеме: каждый эпизод — два судебных дела, а все вместе они объединены некоей общей интригой (в данном случае речь идет о психологической адаптации Сидни, которой поначалу непросто работать бок о бок с человеком, самим фактом своего существования напоминающим о неверности отца). Фирме Стрэйтов чаще всего удается выиграть — но не всегда (и тогда им надо придумывать «план Б», минимизирующий потери клиента после поражения). Интерес у зрителя вызывает, впрочем, не только ход процесса, но и дерзость защиты. Папа, дочка и их команда берутся за дела, которые кажутся безнадежными.

Можно ли призвать к ответственности экологов, не позволяющих строить дамбу в нужном месте, и одновременно — чиновников, не желающих договариваться с экологами? Можно ли побороться с католической церковью, если учительница уволена из церковной школы за то, что забеременела с помощью ЭКО (а это считается грехом)? Можно ли выиграть дело у Пентагона, внедряющего недоработанное — и потому опасное для жизни военных — навигационное оборудование? Можно ли спасти карьеру юного баскетболиста, который не желает состригать любимые дреды, и можно ли дать право безнадежно больному бывшему футболисту добровольно уйти из жизни (в штате Теннесси эвтаназия запрещена)?

Грань между законом и справедливостью бывает очень тонка — и Стрэйтам порой приходится делать непростой этический выбор. В одном из эпизодов, например, зритель становится свидетелем мучительных колебаний Элайджи и Сидни. С одной стороны, погиб человек, и ясно, что вину неонациста-убийцы должен разделить и «фюрер», увлекший его человеконенавистническими речами. Но, с другой стороны, сам лидер движения ведь никого и пальцем не тронул, а свобода слова (даже отвратительного) — неотъемлемое право человека (даже патентованного негодяя). И как помочь безутешным родителям, не выходя за пределы закона? Выход есть, но простым он не будет…

В пересказе все эти перипетии выглядят политкорректно, но несколько облегченно. Однако есть в сериале еще одна «горизонтальная» сюжетная линия, которая уж точно не позволяет драматическому шоу скатиться до собрания эффектных юридических казусов.  Судьба одного из героев, Джейка Рейли, на протяжении всех десяти эпизодов первого сезона будет связана с судьбой подзащитного Джорджа Белла (Скотт Шеперд) — человека, отсидевшего двадцать лет за убийство, которого не совершал. Но когда справедливость восторжествует, а Белл получит многомиллионную компенсацию, Рейли не сможет бросить своего клиента. Ведь человек потерял не только семью, работу, профессию, но и привычку жить на воле. Белл одновременно и вознагражден, и раздавлен случившимся хэппи-эндом. Как это у Высоцкого: «Мне вчера дали свободу… Что я с ней делать буду?»

Первый сезон завершен, выйдет ли второй — неясно. Рейтинг не мал, но и не слишком высок (6,7 на IMDb), так что последнее слово — за продюсерами канала NBC. Я бы лично не возражал против продолжения. Адвокатский тандем «папа+дочка» хорош, Смитс и МакГи удачно вжились в образы… Ну и, кроме того, может, хотя бы во втором сезоне мы поймем смысл странноватого названия. Некоторые переводят Bluff City Lew как «Городской закон на утесе», но смысла в этом выражения еще меньше. При чем тут блеф? При чем тут утес? И связано ли это с местом действия? Очевидно, здесь какая-то игра слов, но какая? Остается надеяться, что среди читателей этой рецензии  найдутся жители города Мемфиса, штата Теннесси, которые поймут, в чем дело, и оставят комментарий.