Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.
Ради всего человечества (For All Mankind). США, 2019.
Жанр: альтернативная история с элементами производственной драмы и мелодрамы.
Кто придумал: Рональд Д. Мур, Мэтт Уолперт, Бен Недиви.
Кто участвует: Юэль Киннаман (сериалы «Видоизмененный углерод», «Убийство»), Майкл Дорман («Треугольник», сериал «Патриот»), Джоди Бальфур (сериалы «Реллик», «Наемник Куорри»), Ренн Шмидт (сериалы «Призрачная башня», «Подпольная империя»), Сара Джонс (сериалы «Алькатрас», «Сыны анархии»), Шантель Ван Сантен (сериалы «Стрелок», «Холм одного дерева»), Кристофер Бауэр (сериалы «Настоящая кровь», «Потерянная комната»), Эрик Ладин (сериал «На грани», «Правосудие»), Соня Уолгер (сериалы «Общее дело», «Вспомни, что будет»), Колм Фиоре («Город ангелов», «Час расплаты»), Сол Рубинек («Непрощенный», сериал «Хранилище-13»).
Продолжительность: 1 сезон.
Мой рейтинг: 8 из 10.
Лето 1969 года. Вся Америка, затаив дыхание, смотрит телевизионную трансляцию из космоса и наблюдает за приземлением космического корабля на Луну. Из корабля выходит космонавт и говорит речь: высадка человека на спутнике Земли — это, дескать, безусловное доказательство победы марксистко-ленинского мировоззрения… Дело в том, что ракета в кадре — не американская, а советская, и имя первого человека, ступившего на поверхность Луны, — соответственно не Нейл Армстронг, а Алексей Леонов. С этого момента вся история американской программы исследования Луны идет совсем не так, как в реальности. Проиграв первенство в «лунной гонке», американцы вынуждены поспешно бежать за СССР, а когда торопишься, стараясь не отстать, последствия могут быть драматичными…
Как вы уже догадались, американский телесериал «Ради всего человечества» снят в популярном жанре «альтернативной истории»: авторы попытались представить, какой могла бы быть иная, обидная для американского престижа, версия событий 1969 года. По замыслу сценаристов, авария «Аполлона-1» (1967), когда корабль взорвался на старте и погибли три астронавта, стала причиной несколько большей осторожности НАСА, нежели в реальности. И хотя астронавты на «Аполлоне-10» могли бы совершить высадку, было решено не рисковать и ограничиться полетом над поверхностью на малой высоте. В действительности членами экипажа лунного модуля были Томас Стаффорд и Юджин Сернан, и, учитывая дальнейший триумф «Аполлона-11», их полет занял свое место в истории космонавтики — достаточно скромное, но без драматизма. А в альтернативной истории это стало моментом упущенной возможности обогнать СССР. Если бы вымышленные астронавты Эдвард Болдуин (Юэль Киннаман) и Гордо Стивенс (Майкл Дорман) все-таки ослушались начальников из НАСА и спустились на поверхность, Америка бы установила свой приоритет. А так — нет. Мысль о том, что они могли бы стать первыми и упустили шанс, преследует обоих героев. Останутся ли они дальше в отряде астронавтов? Получат ли еще одну возможность достичь Луны или их спишут в резерв, как аутсайдеров? Ответы на эти и еще многие другие вопросы зрители получат по ходу развития сюжета…
Сериал Рональда Д. Мура, Мэтта Уолперта и Бена Недиви, получил неплохой рейтинг (7,20 по версии IMDb) и вызовет зрительский интерес сразу по нескольким причинам.
Первая — жанр, избранный авторами. Когда фильмы или драматические шоу сняты по мотивам реальных событий, у сценаристов куда меньше возможностей сделать интригу неожиданной. В известном сериале «Манхэттен», к примеру, главным героям (некоторые из которых вымышлены) все равно — невзирая на препятствия — к финалу удастся создать атомную бомбу. В еще более известной кинокартине «Аполлон-13» экипаж космического корабля, попавшего в аварию, будет спасен так же, как это и случилось в истории. Совсем другое дело — «альтернативная реальность». Тут сценаристы полностью свободны в своих экстраполяциях, и зритель может лишь гадать: будет ли успешна очередная миссия или ее ждет провал, погибнут те или иные персонажи или им посчастливится уцелеть.
Вторая из причин связана с первой: жанр позволяет не только использовать на равных реальных исторических фигурантов и придуманных персонажей, но и трансформировать их биографии. В результате, например, руководитель «лунной программы» НАСА Вернер фон Браун (Колм Фиори) конфликтует с Никсоном, выступая против строительства военной базы на Луне («нельзя, чтобы космос стал полем битвы»), — и в результате «отцу американской космонавтики» тотчас же припомнят его членство в НСДАП и прочие весьма неблаговидные поступки в прошлом (на которые новые боссы фон Брауна до поры закрывали глаза), и он будет отстранен от руководства проектом.
Не менее примечателен и сюжет с «женской сборной». Один из эпизодов посвящен памяти Джеральдины Кобб, которая могла бы (но так и не стала) первой американской женщиной-астронавтом. К сожалению, в НАСА отказались даже рассматривать кандидатуры участниц неправительственного проекта «Меркурий 13» (он объединил женщин-летчиц, готовых лететь в космос). А вот создатели сериала взялись «исправить положение» и таки отправили Кобб в полет (сменив ей, правда, имя на Молли — актриса Соня Уолгер). И дело было вовсе не в том, что президент Ричард Никсон в сериале озаботился правами женщин. А просто сразу после высадки на Луну советского космонавта Анастасии Беликовой, американский лидер немедленно потребовал от НАСА сделать «ответный ход».
Более трагичным, чем в реальности, в сериале оказался финал биографии замдиректора НАСА по подготовке экипажей — и одновременно астронавта — Дика Слейтона (Кристофер Бауэр), а бывший руководитель полетов космических миссий НАСА Джин Кранц, должно быть, с немалым любопытством следил за судьбой своего сериального «двойника» (актер Эрик Ладин). И уж, конечно, сенатору Эдварду Кеннеди, доживи он до наших дней, было бы интересно узнать о том, что в «альтернативных» Соединенных Штатах, придуманных сценаристами, именно он, а не Джимми Картер, стал 39 президентом. И так далее, и тому подобное: избежим других примеров, чтобы не увеличивать число неизбежных спойлеров.
Третья причина зрительского интереса к этому сериалу связана со временем действия. Перед нами — пусть и альтернативное, но все-таки ретро. Оно достаточно умело и аутентично воссоздано (отчасти и «достроено») с помощью документальной хроники, с использованием тщательно воспроизведенных бытовых реалий конца 60-х и начала 70-х годов минувшего века (одежда, автомобили, гаджеты и пр.). Американский зритель старшего поколения, думаю, узнает тогдашние мелодии, а зритель российский, например, обратит внимание на то, что советский космонавт Васильев (Марк Иванир) поет конкретную песню Александры Пахмутовой «Надежда» (1971). И, конечно же, большинство героев окажутся курящими и будут ностальгически дымить везде, кроме космических ракет…
И последнее: сериал, снятый в жанре альтернативной истории, очень удобен и для рецензентов. Есть о чем поведать и вместе с тем сохранить интригу. Можно много рассказать о всяких «производственных» частностях сюжета и перипетиях неглавных героев, но одновременно умолчать о том, как будут развиваться отношения между главными персонажами (о некоторых мы только упомянули, а некоторых даже не назвали — ждите их появления). Будет много и драматического, и мелодраматического, и смешного, и страшного. Будет много роковых случайностей и неизбежностей. Как надо поступить для того, чтобы вымышленная «действительность» ожила? Верно: поселить в ней живых людей. Это и было сделано. В первом сезоне 10 эпизодов, ждем второй.