Вчера на сайте общественно-политического издания «Новая газета» состоялась премьера нового ток-шоу журналистки Екатерины Гордеевой «Скажи Гордеевой». Первый выпуск программы был посвящен смертной казни. Эксперты в студии обсудили необходимость введения высшей меры наказания в нашей стране после убийства в Саратове 9-летней девочки Лизы.
Напомним, трагедия произошла 9 октября 2019 года. Девятилетняя девочка Лиза ушла в школу, однако до нее так и не добралась. Позже тело ребенка было обнаружено в одном из гаражей рядом с учебным учреждением. В убийстве школьницы признался ранее судимый 35-летний Михаил Туватин. Суд оставил его под стражей до февраля 2020 года.
В ток-шоу приняли участие правозащитник, священник, адвокат и родители погибшей Лизы. Мать девочки Елена призналась, что против введения высшей меры наказания, поскольку не хочет, чтобы снятие моратория на смертную казнь ассоциировалось с именем ее дочери. Она сообщила, что запрещала дочери ходить в школу по такому опасному пути, однако отметила, что безопасных подходов к школе нет.
Отец девочки Григорий пожаловался, что его после трагедии не приглашали ни на прием к чиновникам, ни даже в суд.
«Я не знаю, почему они меня не позвали. Мне было важно посмотреть в глаза преступнику», — признался мужчина.
Родители отметили, что все, что сделали после трагедии саратовские власти — это спилили деревья у гаражей, собрали мусор и поставили пару фонарей.
«Если что-то власти и делают, то мы об этом не знаем. Нам никто об этом не сообщал и не говорил. Мы хотим, чтобы этих гаражей там не было. Пусть лучше там будет сквер, аллея, лавочки. Пусть бы там построили парк имени Лизы. Память о ребенке должна быть сохранена. Мы предлагали это властям после трагедии, но пока на этом и остановились. Нам сказали, что проводят инвентаризацию», — поделилась Елена.
На тему снятия моратория на смертную казнь высказался протоиерей Всеволод Чаплин. Он заявил, что церковь поощряет убийство преступников.
«Бог заповедовал убивать, он сам убивал, об этом в Библии говорится. Смертная казнь должна быть за убийство детей, за экономические преступления. Если преступнику назначили пожизненное наказание, то он должен находиться без контактов с внешним миром, без УДО, будто в каменном мешке. Это должно быть медленное умирание в течение двух лет», — рассказал Чаплин.
Адвокат Юлий Тай отметил, что нет никакой зависимости между мерой наказания за преступления и их количеством. Он привел в пример США, в которых сейчас существует смертная казнь и заметил, что несмотря на высшую меру наказания, там происходит огромное количество преступлений из-за жестокости.
«Жестокость порождает другую жестокость. Человек, которому грозит смертная казнь, ни перед чем не остановится. Есть случаи, когда человек, которому грозила смертная казнь, совершал десятки других такого же рода преступлений, для того, чтобы скрыть свое преступление. При этом было проведено исследование, в котором выяснилось, что 4,1% приговора на смертную казнь были ошибочными. Это 7 600 невиновных человек», — добавил юрист.
Также он привел в пример людей, осужденных за преступления убийцы Андрея Чикатило. По мнению Тай, в каждом конкретном случае надо разбираться, кто совершил преступление.
Депутат Госдумы России («ЛДПР») Василий Власов привел в пример трагедию в Норвегии, в которой нет смертной казни. Там норвежец Андерс Брейвик совершил в Осло два теракта, в результате которых погибли 77 человек.
«На сегодняшний момент он сидит в хорошей камере, с твиттером, кушает все, что хочет. Ему приносят меню. Я считаю, это абсолютно неверно. Поэтому люди, которые убивают или насилуют детей, они не просто должны сидеть в тюрьме, они должны быть государством наказаны. В советское время такое наказание было — это высшая мера наказания», — сказал Власов.
Также в ходе программы было высказано предложение выдавать детям браслеты с тревожной кнопкой, чтобы через 45 секунд после вызова, на место могла приехать служба быстрого реагирования.
В конце передачи ведущая спросила Елену, как та рассказала 3-летнему сыну о смерти дочери и как себя повела учитель девочки после трагедии.
«Тимофей чувствует Лизу, но не знает, где она. Он просыпается по ночам и говорит: „Мама, она так громко играет, она мне мешает спать“. Он маленький еще, чувствует с ней связь. Мы сказали ему, что она стала ангелом и улетела на небо. Это грустно, но на следующий день после похорон, меня выкинули из чата класса, как мусор», — пожаловалась мать погибшей.
По ее словам, это произошло из-за того, что учитель чувствует вину за то, что не позвонила ей и подумала, что девочка проспала занятия. Однако Елена отметила, что даже если бы поиски начались раньше, это бы не спасло ситуацию.