Сериалы-XXI. Не ищите скелетов в сервантах

26 января 2020, 09:18

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

Дом с прислугой (Servant). США, 2019.

Жанр: мистика, драма, детектив.

Кто придумал: М. Найт Шьямалан, Тони Басгэллоп.

Кто участвует: Лорен Эмброуз (сериалы «Клиент всегда мертв», «Кома»), Тоби Кеббелл («Бен Гур», сериал «Сухим из воды»), Нелл Тайгер Фри («Сломленные», сериал «Слишком стар, чтобы умереть молодым»), Руперт Гринт («Гарри Поттер и философский камень», сериал «Большой куш»), Джеррика Хинтон (сериалы «Обмани меня», «Все ненавидят Криса»), Борис МакГайвер («Чертополох», «Колыбель будет качаться»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 8 из 10.

Действие происходит в Филадельфии. В первые минуты кажется, что супруги Тернеры, Дороти (Лорен Эмброуз) и Шон (Тоби Кеббелл), — счастливая и преуспевающая пара: она — тележурналист, а он — знаменитый кулинар, придумывающий необычные блюда (например, мороженое из лобстеров — как вам такое?). В самом начале первого эпизода Дороти и Шон нанимают для своего крошки-сына Джерико няню — восемнадцатилетнюю девушку Лиенн (Нелл Тайгер Фри), приехавшую из Висконсина. Но вскоре зрителю становится очевидно, что семейное благополучие Тернеров — иллюзия. 

Дело в том, что малыш Джерико, которого должна нянчить Лиенн, — на самом деле кукла: в отсутствии жены Шон объяснит девушке, что они потеряли ребенка несколько недель назад. И чтобы Дороти не впала в чернейшую депрессию, ей придумали такую вот заместительную терапию. Она воображает, будто кукла — это живой ребенок, и ей подыгрывают и муж, и родной брат Джулиан (Руперт Гринт). Но в конце первой серии происходит нечто странное и удивительное — и это происшествие ставит нас перед выбором: каков жанр сериала? Чего в нем больше — детектива или мистики? Шон и Джулиан склоняются к детективной версии, однако мы с ними можем и не согласиться…

 

 

Хотя автором истории является Тони Басгэллоп, у зрителей не остается сомнений: инициатором и вдохновителем сериала является тот, кто отмечен в титрах как режиссер первого и девятого эпизодов, а еще значится в списке исполнительных продюсеров. Да-да, речь идет о М. Найте Шьямалане — человеке, который более двух десятилетий назад взбудоражил публику мистическим фильмом «Шестое чувство» и возбудил множество надежд. За минувшие годы Шьямалан поставил десяток фильмов, большинство из которых не оправдали этих надежд, но всякий раз он как-то оставался на плаву, придумывая очередной проект в излюбленных им жанрах: мистики, ужасов, фантастики и детектива с элементами перечисленного ранее. Похоже, в этот раз все удалось: зрительский рейтинг у «Дома с прислугой» высок — 7,26 по версии «Кинопоиска» и 7,80 по версии IMDb.

Вот кому не позавидуешь, так это критикам и рецензентам. Шьямалан — их вечная головная боль. С одной стороны, оценивая увиденное, надо хотя бы вкратце описать, о чем идет речь, а то смысл рецензии ускользнет. С другой стороны, каким образом описывать? Ведь всё может стать спойлером, лишающим зрителя удовольствия узнать, как будут развиваться события дальше. Тем более что едва ли не каждый эпизод сериала, о котором идет речь, завершается так называемым клиффхэнгером — то есть некой сюжетной неожиданностью, которая если и не полностью переворачивает прежнее повествование, однако направляет его в новое, ранее непредсказуемое русло. И что дальше? «Вся суть саспенса заключается в ожидании», — напомнил сам Шьямалан в интервью, посвященном данному сериалу. Паузы тоже играют важную роль. Те из зрителей, которые смотрели это драматическое шоу с перерывами, по мере выхода серий, могли достаточно понервничать, коротая время до нового эпизода. Но даже для тех, кто набрался терпения и дождался всех эпизодов, чтобы смотреть подряд, пауз, занятых титрами, может оказаться достаточно…

Хотя по-английски слово «Servant» — не сервант, а слуга или прислуга, российским прокатчикам это показалось слишком скромно. Поэтому к оригинальному названию сериала у нас подошли творчески: чтобы не отказываться от «мебельных» ассоциаций (ведущих к идиоме «скелет в шкафу»), в называние добавили еще место действия — дом. Эта выдумка уводит зрителя в сторону: дом у супругов Тернеров — самый обычный, без привидений и иных страшных тайн, оставшихся после прежних владельцев. «Скелеты» в тамошних сервантах появляются именно благодаря прислуге: Лиенн своим присутствием как бы «высвечивает» события, происходившие в прошлом Дороти, Шона и Джулиана. Авторы используют флэшбэки, приоткрывая завесу тайны, хотя кое-какие экскурсы в прошлое могут не столько раскрыть нынешние загадки, сколько усугубить их.

Какие именно загадки? Не скажем, уйдем от конкретики. Дальше будут только намеки. Каждая серия продолжается немногим более получаса, а количество сцен в стиле action можно пересчитать по пальцам. Шьямалан берет другим: он нагнетает атмосферу жути, и благодаря этому даже вполне реалистические сцены, вроде разделывания угря или пробега бродячего пса, становятся грозно-мистическими, обещающими некие ужасные события (иногда обещания не сбываются). Постоянно нагнетаемая атмосфера страха позволяет создателям сериала обойтись небольшим количеством героев. У каждого отдельная линия, некий укромный уголок для тайн, и каждый держит их при себе, не «смешивая» с другими.

Удачный кастинг этому помогает. В перечне прежних ролей Тоби Кеббелла, например, есть несколько неприятных типов и один, по меньшей мере, кошмарный маньяк-нарцисс. И хотя Шон Тернер как будто не принадлежит к числу патологических злодеев, зритель настороже: он подозревает, что кулинар — будучи мастером ножей, вилок и прочих столовых приборов — однажды станет использовать их не по назначению, а как холодное оружие. Актер Руперт Гринт, в котором по-прежнему просвечивает забавный Рон Уизли из «поттерианы», напротив, старается уйти подальше от своего знаменитого образа — так что и здесь зрителя могут подстерегать неожиданности. Что же касается Нелл Тайгер Фри, изображающей заглавную прислугу, то актриса нарочито минимизирует и мимику, и пластику: чем меньше информации о героине, тем проще авторам мучить зрителя загадками — кто такая Лиенн, почему она появилась именно в этом доме и ЧТО может случиться с семейством Тернеров, если однажды няня вдруг покинет их…

Жаль, что Шон и Дороти забыли про «Мэри Поппинс». А ведь опыт семейства Бэнксов должен был научить героев: «самая лучшая няня с самым маленьким жалованьем» может уйти так же внезапно, как и пришла… Впрочем, аналогия с «Мэри Поппинс» способна и дать надежду: уход подразумевает возвращение. Второй сезон сериала уже анонсирован. Некоторые — и очень важные — из загадок остались пока неразгаданными. Пусть зритель  потомится годик. Саспенсу, как уже было замечено, ожидание только на пользу.