Сериалы-XXI. Вокруг света и тьмы

9 февраля 2020, 09:13

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Кобра (Cobra). Великобритания, 2020.

Жанр: политическая драма, детектив, триллер.

Кто придумал: Бен Ричардс.

Кто участвует: Роберт Карлайл («Мужской стриптиз», «Прах Анджелы», сериалы «Однажды в сказке», «Гитлер: восхождение дьявола»), Виктория Хэмилтон (сериалы «Игра», «Виктория и Альберт»), Ричард Дормер («Того», сериал «Фортитьюд»), Дэвид Хэйг (сериалы «Тонкая голубая линия», «Виртуозы»), Эдвард Беннетт (сериалы «Виктория», «Пенниуорт»), Чарли Каррик (сериалы «Башня Познания», «Горячая точка»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 7 из 10.

Вспышки на солнце могут быть крайне опасными — не только для отдельных людей, чувствительных к проявлению солнечной активности, но и для целых стран. В этом сериале, например, от выброса солнечной плазмы пострадала почти вся Великобритания, которая в один момент осталась вообще без электричества: сгорели все четыре главных трансформатора, и поскольку запасных оказалось всего три, один из районов страны (а именно Нортумберленд, графство на северо-востоке) надолго обесточен.

Это происходит именно тогда, когда позиции премьер-министра Великобритании, лидера консерваторов Роберта Сазерленда (Роберт Карлайл) не слишком прочны: под него деятельно копает его хитрый однопартиец Арчи Гловер-Морган (Дэвид Хэйг), министр внутренних дел. А тут еще в разгар кризиса к масштабным общенациональным неприятностям премьера добавляются важные семейные: его дочь и ее подруги во время вечеринки развлекались с наркотиками, и в результате одна из девушек, перебрав, впадает в кому и умирает. Если история выплывет наружу, дочь нашего героя могут посадить, а карьере папы будет нанесет сильнейший удар. Не все гладко и у Анны Маршалл (Виктория Хэмилтон), ближайшей помощницы премьера: из ее прошлого выплывает некий странный субъект, отвлекая на себя внимание героини именно в тот момент, когда ей полагается вовсю помогать главе правительства разруливать непростую ситуацию…

 

 

Кого только ни играл Роберт Карлайл! От шахтера, вынужденного зарабатывать стриптизом, до короля Джеймса I, от сказочного злодея Румпельштильцхена до Адольфа Гитлера. В этот раз знаменитому британскому актеру предложена роль премьер-министра его страны, и смотреть на Карлайла для поклонников его творчества — отдельное удовольствие. В сериале «Кобра» Сазерленд, пожалуй, — не очень хороший человек и, скорее всего, не самый удачливый премьер в истории страны (по крайней мере, до «железной леди» Маргарет Тэтчер ему далеко). Но деваться некуда: эгоисту придется запрятать поглубже свое эго, а не уверенному в себе руководителю — собрать волю в кулак и принимать весьма непопулярные меры, а затем вести переговоры с людьми, которые к нашему герою, мягко говоря, недоброжелательны и стараются ему навредить.

Участие Карлайла в этом сериале — одна из причин, из-за которых стоит потратить время на весь сезон (тем более что там всего 6 серий — времени это займет немного). Вторая причина возможного интереса зрителя к этому драматическому шоу — показанная без прикрас «политическая кухня» на Даунинг-стрит, 10. Мы увидим, что даже первое лицо государства вынуждено лавировать и балансировать, чтобы не обидеть одних и не дать усилиться другим. Казалось бы, Сазерленд уже в первой серии должен выгнать из своего кабинета саботажника — главу МВД, который постоянно ставит палки в колеса нашему герою. А премьер терпит и ждет: партия-то одна… Не менее интересны тут и героини: хмурая, прямая и резкая Анна Маршалл, которая не боится объяснять премьеру, где тот совершает ошибки и как их исправить, а также руководительница МИ-5 хитрющая  Элеонор Джеймс (Лайза Пэлфри), которая улыбается всем, и до последнего невозможно понять, кому из главных героев сериала она на самом деле друг, а кому враг.

«Кобра» из названия — это не какая-то особая структура в правительстве, а нечто вроде временного комитета по чрезвычайным ситуациям: когда они есть, комитету приходится собираться и заседать, вырабатывая срочные решения, а когда жизнь в стране более-менее налаживается, эта «чрезвычайка» самоликвидируется, вплоть до следующего кризиса.

Кстати, любопытен будет сериал и для поклонников «постапокалиптического» жанра. Здесь, конечно, Англия из-за природной катастрофы не отброшена в каменный век, однако жизнь без электричества (пусть даже и временная) сулит «неслыханные перемены, невиданные мятежи». На пустом месте рождаются, как блоковские «пузыри земли», самозваные лидеры, для которых общенациональная беда — удобный случай прийти в политику, возглавив толпу обозленных (а где-то уже и вооруженных) людей. Без всякой симпатии в сериале выведен и руководитель профсоюза «дальнобойщиков», который готов даже ухудшить и без того сложную обстановку в стране, чтобы выбить некие преференции. И когда премьер-министр во время переговоров срывается и говорит своему визави, КАК он относится к такой «политике», эта откровенность способна сильно осложнить дело, но по-человечески Сазерленда можно понять. Вообще те эпизоды, где премьер ведет себя, как нормальный человек, а не как прожженный политикан, выглядят наиболее любопытными.

К сожалению, у сериала имеются и серьезные недостатки. В первую очередь, они связаны со сценарным материалом. Отдельные герои выглядят такими предсказуемыми, что зритель невольно оказывается умнее и прозорливее персонажей. В первых же критических откликах, появившихся в Англии сразу после премьеры «Кобры», телерецензенты отдавали должное напряженному сюжету, но одновременно отмечали неправдоподобие многих ситуаций. Картины «народных возмущений» выглядят тут штампованными, а «изоляционистские» мотивы протестов, интересно намеченные, быстро затухают. Как ни старались сценаристы, они не сумели отработать все важные сюжетные линии, а какие-то буквально бросили на полпути. Некоторые персонажи, которым как будто следовало проявить себя, необъяснимо уходили в тень. Сюжет подчас развивался так, словно авторы при каждом повороте подкидывали монетку, доверяясь не логике образов, а фортуне.

Возможно, все эти просчеты сценаристы надеются исправить во втором сезоне, однако совсем не факт, что сериал будет продлен. При любом раскладе Роберт Карлайл без работы не останется, да и к роли премьер-министра Великобритании он относится, думаю, с определенной иронией и уж точно не трепетно. В отличие от своего героя, конечно.