Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.
Следы (Traces). Великобритания, 2019.
Жанр: детектив.
Кто придумал: Вэл Макдермид, Амелия Баллмор.
Кто участвует: Молли Уиндсор (сериалы «Три девушки», «Обман»), Лора Фрейзер («Встреча с тьмой», «В облаке»), Дженнифер Спенс (сериалы «Эврика», «Убийство»), Майкл Нардон (сериалы «Ночной администратор», «Багряное поле»), Мартин Компстон («Настоящий север», сериал «По долгу службы»), Джон Гордон Синклер (сериалы «Больное поведение», «Бестолочи»), Винсент Риган («300 спартанцев», «Вендетта»).
Продолжительность: 1 сезон.
Мой рейтинг: 8 из 10.
Чем знаменит шотландский город Данди? Не в последнюю очередь своим университетом, в котором работают известные на всю страну эксперты-криминалисты. В новом английском мини-сериале (состоит из шести эпизодов) действие происходит именно в этом городе, причем деятельность нескольких главных героев связана с Институтом судмедэкспертизы и анатомии (прообразом которого является реальный Центр анатомии и человеческой идентификации — Centre for Anatomy and Human Identification — CAHID).
Именно сюда, приехав из Манчестера, устраивается на работу лаборанткой Эмма Хеджес (Молли Уиндсор). Чтобы повысить свою квалификацию, она скачивает на планшет курс лекций по криминалистике, подготовленный ее старшими коллегами. И почти сразу обнаруживает, что одно из описанных (в качестве примера) дел ей очень знакомо, с детства. Сама девушка — родом из Данди. И именно при таких обстоятельствах, как в лекции, было найдено тело ее матери, Мари Монро, убитой восемнадцать лет назад.
Автор курса, начальница Эммы профессор Сара Гордон (Лора Фрейзер), объясняет девушке, что описанное «дело» в лекции — лишь учебное задание, «сконструированное» на основе сразу нескольких реальных дел и не имеющее прямого отношения к убийству ее матери. Однако Эмма уже не может успокоиться. Мысли героини обращены в прошлое. Ее увезли из родного города еще маленькой девочкой, но она помнит тот день, когда пропала мама, и помнит свои давние чувства, когда узнала о ее смерти. Эмме теперь хочется разобраться в том старом деле — ведь убийцу так и не нашли. Но как только наша героиня начинает расспрашивать людей, знавших ее маму, девушка понимает: всю правду она вряд ли узнает, поскольку многим есть что скрывать, прятать от чужих глаз…
Уже по пересказу завязки очевидно, что «Следы» принадлежат к числу тех сериалов, где главные герои начинают ворошить тайны прошлого. Чем тише омут, тем больше чертей в нем водится, и каждый может неожиданно всплыть. В первом же эпизоде криминалисты исследуют пожар, произошедший во время свадьбы. Как вскоре понимает зритель, нынешняя трагедия (погибли люди) может быть связана с давними событиями. Но каким образом? И какое отношение ко всему этому имеет опасный наркотик, производимый в Данди подпольными драгдилерами? Местный полицейский Нил Маккинвен (Майкл Нардон) на свой страх и риск берется помочь Эмме в расследовании. Но и он не может предполагать, сколько людей окажутся втянуты в эту историю с непонятным исходом…
Обратите внимание на строчку в титрах: основано на идее Вэл Макдермид. Сперва не очень ясно, как понимать слова «на идее». Шотландская писательница — автор многих детективных романов, некоторые из них («Песни сирен», «Чужое терзанье», «Далекое эхо» и др.) выходили на русском языке в популярной книжной серии «Лекарство от скуки» издательства «Иностранка». По ее произведениям снимались телесериалы «Тугая струна» и «Место казни». Однако среди романов писательницы нет ни одного, в точности напоминающего Traces. Разгадку следует поискать в ином литературном жанре: в 2014 году Макдермид опубликовала научно-популярную книгу «Анатомия преступления. Что могут рассказать насекомые, отпечатки пальцев и ДНК» (тоже есть русский перевод).
Книга эта не так фундаментальна, как, например, «Век криминалистики» Юргена Торнвальда, она заметно «уже» по тематике, и преобладает тут, по понятным причинам, шотландская «фактура». Но всё это ничуть не мешает «Анатомии преступления» быть очень любопытной и поучительной. «Мы, авторы детективов, любим заявлять, что наш литературный жанр уходит в седую древность… — сказано в предисловии, написанном Макдермид. — На самом деле по-настоящему криминальный жанр появился лишь с возникновением юридической системы, основанной на доказательствах. Именно это завещали нам первые ученые и сыщики. (…) Мало что может быть увлекательнее рассказов ученых о пути — подчас запутанном и извилистом — от места к залу суда. И уж точно: правда диковиннее вымысла». Отдавая дань истории, автор пишет прежде всего о современных методах, когда криминалисты используют новейшие достижения науки.
Тот же мессидж — и у сериала: мало догадываться, кто преступник (ближе к финалу тайное уже становится явным), важно еще предоставить неопровержимые улики, подкрепленные «железными» выводами экспертов. В отличие от многих подобных историй, здесь героиня — не просто эмоционалка, «интуитивистка», ведомая чувством справедливости, но еще и человек науки, эксперт (пусть даже пока начинающий). Таким образом «Следы» оказываются в одном ряду с сериалами вроде «Костей» и «Следствия по телу», где именно специалисты в анатомии, физиологии и пр. становятся локомотивами сыска. Зрителю любопытно наблюдать за тем, что происходит в стенах лаборатории.
В связи с этим фигуры двух ведущих спецов — доктора Сары Гордон (Лора Фрейзер) и профессора Кэти Торранс (Дженнифер Спенс) — не менее примечательны. Среди их прототипов — вполне реальные специалисты CAHID Сью Блэк и Каролина Уилкинсон, упомянутые в «Анатомии преступления». Чтобы немного «оживить» персонажей-ученых, авторы уделяют время их личной жизни: у Сары Гордон роман с полицейским, у Кэти — непростые отношения с ее африканской коллегой, но все-таки существование названных героинь за пределами лаборатории не так интересно и находится на сюжетной периферии.
В этом смысле Эмме везет куда больше, чем ее старшим коллегам: создатели сериала удачно вписывают ее любовные перипетии в основную канву сюжета. Криминальные конфликты и личные проблемы под конец связываются в тугой узел, и до последнего неясно, что с ним предпочтут сделать авторы — распутать или разрубить.