«Не поверите, как это страшно, когда наркоман просит у тебя отвертку»: саратовские таксисты рассказали, как их били, душили и оскорбляли

10 марта 2020, 14:28

Екатерина нервно курила на парковке рядом с бывшим аэропортом. Расположившись около своего автомобиля, она эмоционально рассказывала о том, как на протяжении последних 30 лет «бомбит» на улицах Саратова. Материала, наверно, хватит на целый триллер «Таксистка».

— Я начала в такси еще в девяностых. Меня многие знают. Стояла на Крытом рынке с ребятами. Многие из старых таксистов меня помнят. Люблю свою работу, свою машину. Люблю общаться с адекватными людьми. Когда мне говорят «бросай, если не нравится», так ведь дело в том, что мне нравится. Не нравится отношение к нам.

Первый инцидент произошел со мной в 1999 году. Об этом случае даже написали в газете. Появилось такси «все четверки», куда я устроилась работать. И начался этот беспредел — катание копеечных пассажиров. Садились все, кому не лень. Везла троих ребят — с начала в одно место, потом по другому адресу… Потом они меня придушили, угнали машину. Спаслась чудом, благодаря полиции. Полицейские меня знали — тогда женщин не много работало. Увидели мою машину. Заметили, что за рулем не я. Попытались задержать. Двоих поймали., один все-таки убежал.

В последнее время неприятные ситуации происходят каждый день. Люди считают нас, как минимум, за прислугу. Везешь за 79 рублей пассажира, а он ведет себя так, как будто мы им миллион должны.

Ситуаций много. Буквально месяца полтора назад забрала девушку от элитного дома. Пьяную, с бутылкой пива. Я попросила ее пиво выбросить. Она хотела просто кинуть прямо во дворе. Но я попросила ее в мусорку донести, ведь кругом камеры, опять будут говорить, что таксисты мусорят. Так девушка психанула и эту бутылку вдребезги разбила о мусорку.

По дороге девушка попросила заехать в аптеку. Прошу ее добавить промежуточную точку — пусть и небольшой, но крюк получается. Для меня это тоже деньги и время. Она игнорирует. Я довожу ее до первой точки, а она уже с психами, скандалами и матом: «Тебе что, 10 рублей жалко. Да я тебе две сотни сверху накину, чтобы ты разжирела. Может тебе это поможет». «Не хамите», — говорю я и завершаю заказ. Она снова начала возмущаться, утверждать, что с нее списали деньги, хотя там стоял наличный расчет. С силой распахивает дверь и мнет металл. Сейчас у меня машина арендованная. Ремонт за мой счет. Девушка ушла, а через 15 минут меня «Яндекс» заблокировал. Еще через 15 минут пришло сообщение о пропущенном звонке от нее. Остался автоответчик, где она меня матом обложила.

«Яндекс» говорит, что если еще раз такая ситуация произойдет, то меня заблокируют. А пожаловаться ведь может каждый — то на грязную машину, то быстро или тихо едем. Каждый чем-то недоволен.

Раньше у других операторов кнопка была. Можно было сразу нажать и ближайшие водители увидят, что у меня проблемы. В «Везет» стоило нажать на кнопку, тут же перезванивали. Это удобно в сомнительных ситуациях. В «Едином такси» были рации. Стоило крикнуть «У меня беда!», и все ближайшие машины прискакивали. Сейчас этого нет. Есть кнопка маячка в парк, но директор парка может спать и он этот сигнал не услышит. Безопасности в нашей работе никакой нет. В лихие девяностые было спокойнее.

Наркоманов возим на закладки. Таких заказов может быть подряд по несколько штук. Не поверите, как это страшно, когда наркоман просит у тебя отвертку. Чтобы вырыть что-то. У меня есть отвертка, но я не даю. Они ругаются: «Что, совсем ничего в машине нет? Ну, дай нож». «Ножа тем более нет», — отвечаю. И я не могу бросить заказ, потому что у меня снимут рейтинг. Понимаете. Пишу в поддержку: был наркоман, собрался ехать за закладками. Все равно рейтинг снимают.

Этот разговор состоялся во время забастовки таксистов. В течение четырех дней водители не выходили на линию, а собирались вместе, чтобы выразить протест относительно условий работы, предоставляемых агрегаторами «Яндекс.Такси» и «Ситимобил».  Участники акции «Брат за брата» заявили о резком снижении заработка из-за устанавливаемых тарифов, о постоянном обмане со стороны пассажиров и отсутствии обратной связи с операторами.

Кристина, еще одна девушка-водитель такси, рассказала, что в случае опасной ситуации не к кому обратиться: «Получила заказ без точного адреса. Клиент позвонил, и я попросила его объяснить точнее, где он находится. Попросила его подойти к магазину поблизости. В ответ он начал меня матюкать: «Какая дура, зачем вообще села за руль?».

Подъехала, вижу — пьяный, разговаривает по телефону. Подошел к машине и начал ломиться в мою дверь. Намерения — явно нехорошие. Дверь у меня закрыта всегда. Открываю только когда вижу, что люди адекватные. Дала по газам и уехала. Слава Богу обошлось.

С этими ценами, кто угодно вызывает такси. Страшно работать. Очень специфичный контингент на такси ездит. Днем город в пробках, приходится работать ночью. В это время много казусов, а защиты никакой — элементарно друг другу набрать не можем. Тревожной кнопки в помине нет. Диспетчеру нельзя дозвониться».

 

Флешмоб саратовских таксистов

 

Коллегу поддержал водитель по имени Намиг, который работает в этой сфере полтора года: «Частенько что-то случается. Приехал на заказ, выходит девушка. Буйная, но трезвая. Села в машину. Выехали из двора. Она просит проехать меня по очень плохой дороге, где без повреждений автомобиля не обойдется. Предлагаю ей объехать по другой. Причем в городе пробок не было. В ответ услышал, что все таксисты — сволочи, негодяи и твари. Я не поддавался провокациям, молчал. Проехали километр, она начала на меня бросаться, дергать за плечо. Ехать было невозможно. Опасно. Остановился и попросил ее выйти. Пассажирка не хотела сначала выходить, а, выйдя, намеревалась сильно хлопнуть дверью. Успел придержать дверь и закрыл ее. Но и это не конец. Девушка с ноги очень сильно ударила в дверь и помяла машину.

Вышел, услышал, что она вызывает полицию. Естественно, уезжать не стал — был бы сразу виноватым. Полиция приехала. Девушка начала им грубить, меня обзывать, дискриминируя по национальному признаку. А у меня, между прочим, дедушка герой СССР. Написала заявление в полицию с утверждением, что я якобы ее изнасиловал и избил. Это может подтвердить участковый Фрунзенского района. Сам тоже написал заявление. Дело закончилось тем, что «Яндекс» меня заблокировал на неделю из-за ее жалобы. Там не стали разбираться. Неделю сидел без работы. Аренда автомобиля за день — полторы тысячи. Сумма набежала немаленькая.

Другие нападения тоже были. У клуба забрал трех парней. Доехали до банкомата, они собрались уходить, не заплатив. Позвонил в полицию, но пассажиры уже выходят. Где их потом искать? Еще несколько раз попросил оплатить поездку. Они начали драться. Мне помогли двое мужчин, которые просто мимо проходили. Денег так и не получил. Избитый. И такое происходит часто. Полиция устала от звонков таксистов. Таких историй очень много.

Еще и жалобы такие клиенты оставляют — у таксиста рейтинг упал, а заказчикам еще и бонусы дают — бесплатную поездку. Вез девушку, а она села и мне сразу сказала: «Я сейчас поставлю вам плохую оценку и еще напишу, что у вас в салоне тухлым яйцом пахнет, и что вы матом ругались. И мне дадут бесплатную поездку. Я каждый день так делаю и езжу бесплатно». А пять таких жалоб — водителя блокируют навсегда, человек без работы».

Водители, с которыми удалось пообщаться, с ностальгией вспоминают былые времена, когда, получив деньги за одну поездку, можно было заправить полный бак бензина. Сейчас, по их словам, агрегаторы диктуют условия, которые не позволяют окупить расходы, связанные с работой: «Что я залью на 100 рублей?».

— Вчера поездка была 19 рублей. В машину сели четыре человека. По пять рублей поездка для пассажира. Отказаться нельзя, рейтинг падает. Да, мне доплатили 60 рублей. Но это все равно мало. Каждый может практически бесплатно ездить. Когда это наши люди в булочную на такси ездили? Еще лет 10 назад себе не каждый мог позволить на такси проехать. И сейчас — заказы по 50 рублей. Я бензина больше потрачу! — рассказала Екатерина, демонстрируя скрины из рабочего приложения с телефона.

Завершила она разговор историей о том, что не может с таким доходом возить дочь на работу: «Тебе дешевле вызвать такси, милая».

Стоит отметить, что подготовку этой публикации мы начали полгода назад. В этот период в СМИ появились публикации, рассказывающие о нападении на водителей такси в Саратовской области.

Так, в августе минувшего года осудили 20-летнего жителя Пугачева, который отказался платить за поездку и нанес 61-летнему мужчине 13 ударов ножом в жизненно важные органы. Водитель скончался, нападавшему дали 12 лет колонии строгого режима.

В мае 2019 года в Вольске 35-летний водитель приехал на вызов, где 23-летний мужчина с ножом, угрожая убийством, отобрал у него деньги. Молодой человек получил год колонии общего режима.

В декабре 2019 года перед судом предстал житель поселка Юбилейный в Саратове. Осенью 2018 года 27-летний мужчина в ходе потасовки сломал 44-летнему водителю такси «Метро» челюсть и причинил другие травмы. Хулигану на год ограничили свободу и принудили выплатить потерпевшему 80 тысяч рублей.

Около года назад на улице Тракторной пьяный пассажир выбросил 38-летнего водителя из машины и угнал ее.

Собирая материал, мы не упускали возможности пообщаться с водителями такси во время поездок. В основном они отвечали, что опасные ситуации в их практике большая редкость: «Это вам лучше с таксистами из „Везет“ пообщаться. У них наверняка много таких историй. Там контингент другой». Также были попытки найти водителей в соцсетях, однако они либо не отвечали на сообщения, либо отказывались общаться.

Тем не менее несколько человек рассказали самые запомнившиеся ситуации в своей работе.

Павел (имя изменено) рассказал о двух девочках лет 16-17, которые сели к нему в машину. Проложили маршрут с несколькими адресами, вспоминал таксист.

— Когда я остановился в третий раз, одна из девушек вышла из автомобиля. Я заметил, как она что-то спрятала с угла дома и сфотографировала. Ну, тут не надо быть следователем, чтобы понять, что происходит. Поинтересовался у них, не боятся ли они, так как за это могут посадить в места лишения свободы, причем надолго. Они ответили, что все прекрасно знают и понимают, — поделился мужчина.

Он припомнил, что юные пассажирки со словами «в знак благодарности за предоставленные неудобства» оставили ему небольшой сверток. От подарка водитель сразу же избавился.

Большинство историй были о пассажирах, не оплативших проезд: «Выпить в баре — деньги есть, а на такси нет. Такси — это же не социальная помощь».  О клиентах, которые заставляют долго ждать, а потом отменяют заказ. О тех, кто куда-то опаздывает, хочет ехать быстро, а потом с негодованием высказывает претензии водителю.  О регулярных вызовах без пометки, что будут с ребенком и что необходимо детское кресло. О попытках перевезти на обычном легковом автомобиле крупногабаритные предметы, хотя, очевидно, что необходим грузовой автомобиль. В общении никто из таксистов ни разу не пожаловался на условия труда, на низкие заработки, на рейтинги и все то, что стало актуальным после объявления нынешней забастовки.

 

Момент нападения из видео YouTube-канала «ПРОавто64»

 

Скандал разгорелся после того, как в ночь с 23 на 24 февраля на улице Чернышевского напали на водителя такси. В салон принадлежащей ему «Лады Весты» сели пассажиры с маленьким ребенком. Водитель отказался везти клиентов, объяснив свое решение отсутствием детского кресла. Он пояснил, что пассажирам следовало указать в заказе присутствие ребенка. Однако, словесная перепалка, с использованием нецензурной лексики, между таксистом и отцом ребенка переросла в рукоприкладство.

Однако, ситуация оказалась не столь однозначной. Выяснилось, что у таксиста есть свой канал на YouTube. Мужчина во время поездок записывает видео с пассажирами и выкладывает в сеть, не предупреждая клиентов об этом. Можно предположить, что водитель заинтересован в создании «интересного» контента для своего канала. Все публикации находятся в открытом доступе.

Редакция не будет давать оценку этой ситуации, предоставляя читателям текста возможность сделать выводы самостоятельно, зайдя к водителю на канал «ПРОавто64» и посмотрев опубликованные видеозаписи.

Кроме того, мы не хотим, чтобы этот вопрос выглядел однобоко. Поэтому мы обязательно подготовим материал, демонстрирующий работу таксистов от лица пассажиров. Если вы попадали в опасные ситуации, связанные с поездками в такси, то можете присылать свои истории на адрес электронной почты: lenta@nversia.com. Также можно связаться с редакцией по телефону: 48-74-44.