Сегодня депутаты Саратовской областной думы собрались на рабочее совещание, чтобы обсудить резонансные вопросы последнего месяца, которые касаются двух памятников архитектуры. Сначала обсудили здание бывшей гостиницы «Россия» на проспекте Кирова. Затем перешли к вопросу о снесенном доме № 35 по улице Комсомольской, который начали ломать, когда он еще не был признан выявленным объектом культурного наследия, а окончательно разрушили, когда дом XIX века признали памятником.
Начальник управления по охране объектов культурного наследия Владимир Мухин рассказал, что сейчас вопросом сноса занимается прокуратура. В ходе подготовки документов выяснилось, что в 2018 году дом был снят с кадастрового учета. За 11 дней до сноса дом признали выявленным объектом культурного наследия.
«После того, как правообладатель узнал, что дом стал выявленным объектом культурного наследия, он принял такие неожиданные ни для кого действия», — отметил чиновник правительства.
Александр Санинский («Единая Россия») пошутил, что обычно такие дома сжигают.
Мухин также напомнил, что этот объект был исключен 10 лет назад из списка выявленных. Но в прошлом году было подано заявление о его включении в список.
«Кто собственник?» — спросил Александр Анидалов (КПРФ).
«ЖБК-3», — назвал Леонид Писной («Единая Россия»). — Там квартал по ряду причин висит. Мы кого хотим притащить в Саратов, какие инвестиции? Если вот так, на примере этого дома. Вы сами говорите: «Был исключен». Потом кто-то обратился. Почему его все это время не снесли, вопрос. Мы его включаем. Потом «ЖБК-3» его валят, потому что нет дома, нет проблемы. Пошла шумиха».
Когда возник вопрос о возможности восстановления, Мухин затруднился ответить.
«Воссоздать можно только объект культурного наследия, а по нему еще не провели экспертизу», — отметил он и добавил: «Такого не было еще никогда».
Историческое здание постройки конца позапрошлого века признали памятником 6 марта 2020 года. Историко-культурная экспертиза была проведена ещё в прошлом году, эксперты единогласно признали объект достойным внесения в реестр выявленных ОКН. Однако пока готовилось подписание приказа, стену со двора дома разрушили.
В понедельник, 17 марта, стало известно, что, несмотря на наличие официального статуса памятника, за порчу которого грозит уголовная ответственность, снос здания был продолжен. Приехавший экскаватор буквально разнес историческое здание, не оставив камня на камне. Частично уцелел только лицевой фасад со стороны улицы Комсомольской.