Сериалы-XXI. Робокоп с тараканами

10 мая 2020, 09:06

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Ошибка 404 (Code 404). Великобритания, 2020.

Жанр: криминальная комедия, пародия.

Кто придумал: Дэниэл Пик, Том Миллер, Сэм Маер.

Кто участвует: Дэниэл Мейс («Вера Дрейк», сериалы «Виртуозы», «Прах к праху»), Стивен Грэм («Большой куш», «Это — Англия», сериал «Подпольная империя»), Анна Максвелл Мартин (сериалы «Холодный дом», «Код убийства»), Аманда Пэйтон (сериалы «Теория Большого взрыва», «Саутленд»), Рози Кавальеро (сериалы «Записки юного врача», «Внутри девятого номера»), Трейси Энн Оберман (сериалы «Обед в пятницу вечером», «Робин Гуд»), Дэвид Шелли (сериалы «Темное сердце», «Артур и Джордж»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 8 из 10.

 

 

Тезка и однофамилец британского экс-премьера Джон Мейджор (Дэниэл Мейс) — лондонский полицейский, лучший в отделе. Вместе с другом и напарником Роем Карвером (Стивен Грэм) они пытаются взять с поличным подпольного торговца оружием. Во время операции что-то идет не так, и Джон смертельно ранен. Его везут в госпиталь, он умирает. Еще до смерти друга Рой завел интрижку с его женой Келли (Анна Максвелл Мартин), и теперь отношения Роя с Келли, ставшей вдовой, превращаются в настоящий роман. Но через год внезапно возвращается Джон — внешне точно такой, как прежде…

Да-да, оказывается, он умер не весь! Благодаря высоким технологиям Джону заменили поврежденные внутренние органы, вставили кое-какую электронику и вернули к жизни. «Меня улучшили, добавили компьютеров», — говорит напарнику наш герой. «На 90 процентов он человек, а десять процентов — это импланты», — объясняет Рою доктор Элисон Пэрфит (Аманда Пэйтон), американка, прибывшая в Лондон, чтобы следить за реализацией проекта. Пока ни ученые, ни полицейские не знают, насколько будет удачным их эксперимент, поэтому Мейджор возвращается в свой отдел как бы на испытательный срок. Понятно, что новоявленный киборг первым делом хочет узнать, кто именно его подставил. Однако герой изменился не только, так сказать, технологически. «Вы уверены, что лишних болтиков не осталось, когда вы влезли к нему в голову?» — тревожно спрашивает Рой у доктора Пэрфит. Та в ответ обещает всё проверить, а пока просит Роя не подвергать напарника лишнему стрессу и следить за его реакциями. Дело в том, что экспериментальная  компьютерная программа пока дает сбой: некогда отличный полицейский Джон Мейджор становится полным придурком…

Сделаем небольшое отступление. Что, если робот — неуязвимый, неподкупный, с кучей бонусов — станет стражем законности? Наверняка у него это получится лучше (или, как минимум, не хуже), чем у людей. Подобная идея не раз приходила в голову фантастам. В 1953 году году Айзек Азимов написал роман «Стальные пещеры» (первую часть цикла «Галактическая история»), где напарником человека-полицейского становился робот и отлично справлялся. Однако в мире Азимова и многих других фантастов роботы были связаны Тремя законами. Нанести вред жизни и здоровью человека они не могли — этот ограничительный фактор защищал человечество от грядущего «бунта машин» (в противном случае существование людей оказалось бы под угрозой — это мы видели, например, в «Терминаторе» или читали в рассказе Роберта Шекли «Страж-птица»). 

Компромисс был найден в 1987 году, когда появился фильм Пола Верховена «Робокоп». Несмотря на первую часть этого слова и роботизированный внешний облик главного героя, Алекс Мерфи не был роботом в полном смысле слова: он был киборгом — то есть гибридом человека и механизма. Казалось бы, идеальное сочетание: совесть человека плюс возможности машины. Однако человек не идеален. У всякого, пусть даже и неплохого, представителя Homo Sapiens, могут быть слабости, а высокие технологии могут, пожалуй, их усугубить. Этот сюжет так или иначе проявлялся в произведениях на ту же тему — в фильмах «Киборг-полицейский», «Инспектор Гаджет» и многих других.

Хотя авторы английского мини-сериала (шесть эпизодов по 25 минут) по-своему обыгрывают отдельные детали сценария «Робокопа» — в частности, поиски героем своих убийц, — «Ошибка 404» является пародией не на фильм Пола Верховена, а на подобные фантастико-детективные сюжеты вообще. Выбор британского актера Дэниэла Мейса с его внешностью капризного и обиженного губошлепа на роль Робокопа — это уже забавный ход, но создатели комедии, понятно, на кастинге не останавливаются.

Создатели хотят нас рассмешить, и это удается. Смех возникает благодаря контрасту между нашими представлениями о роботизированном полицейском и событиями сериала. Деятельный Мейджор совершает глупости, кается и продолжает в том же духе. Отдуваться за всё приходится его напарнику. Карвер давно бы вышел из проекта и перевелся бы в другой полицейский участок, но сделать это ему мешают два обстоятельства: чувство вины перед напарником и угрозы боссов «отключить» Джона, если тот не докажет свою эффективность. Но откуда взяться эффективности, когда у робокопа-недотепы один косяк следует за другим?

Не знаю, насколько будет интересен этот сериал честным поклонникам кинофантастики. Боюсь, что он их разочарует. Никакие бонусы и прибамбасы в духе «универсального солдата» тут не видны. Внешне главный герой выглядит совсем не как Мерфи: гаджеты здесь почти ничем не проявляются (лишь однажды герой с некоторым даже удивлением узнает, что умеет читать по губам). Хотя в сериале есть детективный сюжет, любителям полицейских фильмов и сериалов он тоже едва ли понравится: слишком много нелепостей  вмешиваются в процесс расследования. Даже если персонажи отыскивают какую-нибудь истину, то, скорее, не благодаря своим стараниям, а вопреки им. Главный зритель сериала — любитель английских комедий, вроде «Инспектора Клота», где приметы жанра нарочито доводятся до абсурда. Персонажи фильма очень стараются быть нормальными и даже крутыми, но главный герой производит столько энергии разрушения стереотипов, что и всем остальным оставаться в рамках уже невозможно. Стихия черного юмора вытесняет  серьезность и несет сюжет неведомо куда. Как и подобает производителям сериалов, авторы в конце первого сезона забрасывают зрителям манок в расчете на продолжение. Однако если вы через год захотите найти ссылку на второй сезон, то не удивляйтесь, что компьютер может выдать сообщение «Ошибка 404». Что означает — страница не найдена.