В редакцию ИА «Версия-Саратов» обратилась жительница областного центра Ариэла Полякова. Ветеран труда и инвалид, бывший педагог была шокирована, прочитав новость о том, что глава Саратова Михаил Исаев признал аварийным дом № 29 (литер А) по улице Большой Казачьей, в которой она живет с 1953 года. Это старинный особняк напротив администрации Кировского района с красивым фасадом и лепниной. Снести его чиновники торопятся уже к 28 декабря 2020 года.
«Это старинный купеческий дом. Во дворе там есть каретник, место, куда ставили лошадей. Основной купеческий дом — это литера А. Когда я прочитала, у меня был шок», — заявила пенсионерка. Она пригласила журналистов, чтобы они лично убедились, что в несущих стенах дома нет никаких трещин. Корреспондент ИА «Версия-Саратов» встретился с жительницей дома и выслушал рассказ о долгой переписке с чиновниками и борьбе за непризнание дома аварийным.
Ариэла Полякова усомнилась в результатах экспертизы, проведенной ООО «Эпира-М». Фирма зарегистрирована в Саратове, руководителем является Наталья Застава. Экспертиза была проведена 2 октября 2019 года. По ее заключению, износ стен, крыши и фундамента был оценен в 95%, окон и полов — в 90%. Жительница дома не понимает, откуда взялись такие цифры.
«Эксперт, который делала, сказала, что квартира в идеальном состоянии. Затем эксперт через три дня позвонила и заявила: «Дом аварийный, он вот-вот рухнет. Она написала 90 с лишним процентов износа и подлежащий не ремонту или восстановлению, а сносу. В нормативных документах есть, что надо соизмерять стоимость ремонта и выселения. Одна моя квартира, она самая большая, ее продажа полностью окупит ремонт стропил и что-то там нужно подмазать в подвале», — уверена Полякова.
Жительница старинного особняка также сообщила, что присутствовала на межведомственной комиссии, председателем которой является Даниленко Наталья Борисова. Но там ей дали слово только тогда, когда уже было принято решение. До заседания комиссии она обращалась на прием и писала письма министру строительства области Павлу Мигачеву.
«На приеме принимал заместитель Мышев. Ответ дали на двух страницах, где одна противоречит другой. Та указано, что одна из причин признания дома аварийным захламление мусором входа в подвал. Это что за новая причина?» — недоумевает Полякова. Похожий ответ ей дал и замглавы администрации по городскому хозяйству Максим Сиденко.
«В Петербурге до сих пор стоят дома из лиственницы, построенные Петром Великим. У меня дом из хвойных пород, обложенный старинным красным кирпичом. Когда печь ремонтировали, там на каждом кирпиче инициалы владельца завода выгравированы. Он перестоит 90% новостроек, если ему не помогут», — резюмировала жительница.
Она также сообщила, что получила очередную квитанцию на оплату капитального ремонта. «Мы были в программе капитального ремонта. На 2018 год были коммуникации, на 2019 год был ремонт крыши. Ни за 18-й, ни за 19-й год ничего сделано не было», — сетует на провалившуюся программу жительница дома № 29.
Мы связались с руководителем ООО «Эпира-М» Натальей Застава, которая заверила, что ее фирма имеет все разрешения на проведение работ, в противном случае она бы не имела право проводить обследование. По словам директора фирмы, она имеет 46-летний стаж работы.
«Ко мне администрация обратилась, а к ним обратилась прокуратура. Дом на самом деле сильно аварийный. Он — труха. Я в прокуратуру сегодня все документы, фотографии, все отправлю. Это у жительницы хорошая квартира, но от этого дом не перестанет быть аварийным. Ей не хочется уезжать из центра, это понятно. Это не только мое заключение как специалиста, там целое обследование комиссии из 12 человек. Они на место выезжают, не огульно делают. Дом может и не снесут, потому что рядом дом-близнец, который является вновь признанным памятником. Там и охранная зона», — пояснила Застава.
По ее словам, изначально в прокуратуру обратилась многодетная семья из 16 человек. Они арендуют в аварийном доме у города квартиру. «Там лестницы на второй этаж вот-вот рухнут. Вместо потолка целлофан накручен, потому что все течет», — описала плачевную ситуацию Застава.
По словам специалиста, в доме превратились в труху деревянные конструкции, подвалы затоплены из-за поднявшегося уровня грунтовых вод. «Там и оперный театр трещит, потому что от этих вод никуда не денешься», — отметила директор фирмы.
Сейчас с ситуацией разбирается прокуратура, у Натальи Застава уже затребовали все документы.
Отметим, что в ситуации с домом на Большой Казачьей очень бледно выглядит позиция администрации Саратова. Одной из обязанностей городских властей является выявление и постановка на учет объектов культурного наследия, а также охрана местных ОКН. Однако такая работа проводится только управлением по охране объектов культурного наследия.
В квартале на улице Большой Казачьей между Горького и Вольской находятся несколько памятников регионального и местного значения, которые являются украшением исторического центра. Вместо того, чтобы инициировать признание дома выявленным объектом культурного наследия, а затем включить в реестр как памятник местного значения (здание обладает признаками ОКН), администрация просто признает дом аварийным, чтобы не тратить деньги на его восстановление.
Дом № 29 попадает в охранные зоны дома А. И. Шумилина (Большая Казачья, 14), где находится администрация Кировского района, а также граничит с домом № 31 (дом А. А. Плотникова, конец XIX века). Они являются домами-близнецами и имеют смежную стену. Процедура сноса будет очень трудоемкой и грозит разрушением соседних домов-памятников. К тому же после этого из-за охранных зон на этом месте ничего нельзя будет построить. Останется разве что изменить назначение земельного участка и отдать его под платную парковку. Так уже сделали с несколькими старыми домами в историческом центре города, причем не всегда законно.