Кажется, государство в упор не замечает проблем сферы общественного питания. Кафе и рестораны одними из первых почувствовали на себе влияние нового кризиса. Многие заведения уже закрылись и не обещали вернуться, другие закроются в ближайшее время. При этом никаких поблажек в налоговых или арендных платежах они не получают. Достаточно уже известная владелица московской сети семейных кафе «АндерСон» Анастасия Татулова от лица коллег обивает пороги высокопоставленных чиновников. Но ее статус доверенного лица мэра Москвы не позволил достучаться до властей и объяснить реальные проблемы общепита. Дошла до президента, но это не помогло. Саратовские предприниматели о своих проблемах даже не рискуют говорить открыто. Хотя степень их отчаяния уже так велика, что они готовы идти на баррикады… Или впасть в другую крайность — выживать охотой и собирательством.
У Дмитрия (фамилию не указываем по просьбе собеседника) в Саратове было сразу три бизнеса в сфере общественного питания: кафе, предприятие по поставке оборудования и продуктов в рестораны, а также школа по подготовке персонала для заведений общепита. И все они остановились одновременно.
Держаться нету больше сил
— В тот самый момент, когда ввели режим самоизоляции и всех отправили по домам, мы перестали зарабатывать. От слова «совсем». Людям запретили передвигаться, посещать развлекательные места, проводить мероприятия. Поэтому у нашего кафе нет выручки. А раз перестали работать и другие заведения, то они и не закупают через нас ни продукты, ни оборудование. Учить в школе персонала тоже стало некого, потому что все сидят по домам.
При этом никто не отменил нам уплату налогов, обязательных коммунальных платежей и аренды, которая у нас выходит по 80 тысяч рублей в месяц. И если по аренде нам дали 50-процентную скидку (только на апрель), то остальные платежи требуют в полном объеме. За газ, свет, воду платить обязательно, иначе отрежут, о чем организации-поставщики уже сообщили. Газовики тут вообще не церемонятся, соседнему предприятию за неуплату уже отрезали трубу.
С арендодателем нам повезло. Многим отказывают в скидке. Арендодатели настаивают на оплате полной стоимости аренды, и их не волнует, что заведение потеряло клиентов и соответственно доход. Говорят, мол, хоть перепрофилируйтесь, но платите. Или съезжайте. Некоторые заведения закрылись и уже не откроются. Не буду называть конкретных имен, но у меня немало знакомых в отрасли, и о закрытии, причем закрытии с большими долгами, говорят далеко не единицы.
Я думаю, что не меньше 50% саратовских ресторанов, кафе, закусочных с рынка уйдут.
За исключением, возможно, дорогих заведений, ориентированных на состоятельных клиентов. Состоятельным нынешний кризис по барабану. Как говорится, «кому война, а кому мать родна». Вот эти пять ресторанов выстоят, и дальше будут работать.
Заведениям среднего ценового сегмента будет очень тяжело. Недорогие закусочные способны быстро перепрофилироваться на более востребованное предложение. А востребованными в ближайшее время будут, думаю, всевозможные питейные и разливочные. Куда можно прийти и за небольшие деньги надраться.
Остальные заведения начнут банкротиться. Без шанса на восстановление. Владельцам обанкротившихся предприятий денег на открытие нового заведения уже никто не одолжит. Они попадут во всякие черные списки недобросовестных предпринимателей и т. п.
Кем работать мне тогда? Чем заниматься?
— Я сам пока живу без долгов, но если мои клиенты по оборудованию не оплатят мне ранние поставки, то в июне буду жить уже и без денег. Свою подушку безопасности, стратегический запас, или как еще назвать ту сумму, которая была в резерве, за два месяца мы съели: оплачивали счета, поддерживали сотрудников финансово.
У меня, кстати, не получилось выполнить президентскую волю и сохранить персонал и его зарплату. Через три недели нерабочих дней мы с сотрудниками попрощались. Потому что нет средств. Ну, вот честно. Их нет и взять негде, если бизнес заморожен. У меня было шесть человек занято. Конечно, я им помогаю и сейчас, потому что они тоже никуда не могут пока устроиться и им тоже нужно есть. Но это совсем маленькие деньги — для поддержания штанов, далеко не их зарплата.
Мои запасы не бесконечны и все уже растаяли. Сейчас, честно говоря, не понимаю даже, на что мы с сыном, с которым мы живем вдвоем, будем питаться в следующем месяце. Придется, наверное, в лес идти дичь стрелять, собирательством заниматься и другими первобытными способами добычи еды. Кстати, выплату на ребенка, которую анонсировал недавно президент, мы не получим — оказалось, что сын родился на два месяца раньше, чем надо для получения этих 10 тысяч.
Шутки шутками, но на самом деле, чем заниматься? Как жить без денег?
Сколько человек может голодать? Конечно, я очень надеюсь, что в июне нам разрешат работать и тогда у меня еще будет шанс потихоньку восстанавливать хотя бы кафе. И то, потребуется не меньше полугода, чтобы на ноги встать.
А если нет? Что делать, если вот эти запретительные меры продлятся еще на неопределенный срок? Где искать работу? Да и кем, если я умею только людей кормить? Меня на завод не возьмут. Чтобы встать на биржу труда нужно закрывать ИП, чего пока делать бы не хотелось. Да даже если и закрыть, то пособие будет минимальным. Для бывших предпринимателей такие условия.
Президент сказал, чтобы мы работали удаленно, но я ничего такого делать не умею. Наши курсы по подготовке персонала для заведений общественного питания в онлайн режим перевести нельзя. Там 70% обучения завязано на практике, ученик должен все пробовать руками, наставник показывать и помогать. По видеороликам не научишь. Если кто-то такое предлагает, то это аферисты, которые открывают курсы, чтобы собрать деньги и всучить людям филькину грамоту, которая не поможет им найти работу.
Для себя еще рассматриваю вариант «разгружать вагоны». Но тут, боюсь, как и на рынке такси, конкуренция теперь жестокая.
Тщетными были надежды
— Мы, как и многие другие кафе и рестораны, пытались перейти в режим работы на вынос и на доставку. Но это не сработало. Доставка себя не оправдала и оказалась совершенно невыгодной.
Первая проблема, которая вскрылась в процессе, — низкий спрос. Люди, сидя дома, чаще готовят самостоятельно и не нуждаются в ресторанной еде. Те заказы, которые мы получали, не идут ни в какое сравнение с прежним потоком людей в заведение и, соответственно, с оборотами.
Вторая проблема — если заведение работает, пусть хоть на доставку, то никаких поблажек в аренде нет. В итоге прибыли никакой, а убытки образуются стремительно. Особенно если пользоваться услугами сервисов по доставке. Да если и не пользоваться, а организовать доставку заказов самостоятельно, то появляются дополнительные затраты. Мы посчитали и предпочли пока не работать. Решили, что так протянем дольше.
Ресторан «Одесса» тоже, насколько мне известно, свернул доставку после пары недель. Хотя и клиентская база у них большая, и кухня вкусная. У небольших заведений, вроде хотдожной, тоже доставка не зашла. Ребята сейчас не работают, занялись ремонтом помещения, чтобы время не терять.
Кроме того, у людей тоже кончаются деньги. И они постепенно отказываются от идеи заказать еду в ресторане с доставкой на дом.
Ребята из «Узбечки», например, рассказывали, что у них в начале карантинного месяца заказов было много, и ресторан чувствовал себя хорошо. Но сейчас — всё. Количество заказов замерло и, скорее всего, начнет снижаться.
В других городах история точно такая же. У меня много знакомых рестораторов по всей России и все примерно одинаково описывают то положение, в котором находятся. Вот, например, в Мурманске местные власти тоже ничего внятного не говорят, когда заведениям общепита можно открыться не объясняют.
Есть еще повод не помочь
— Помощь от государства, которое вроде как пообещало поддерживать малый бизнес, пострадавший от кризиса, до нас не доходит. Все до смешного наоборот.
Позвонили мне на днях из налоговой и говорят, что мне положена помощь. 12 тысяч рублей хотят мне, мол, дать раз я ИП. Думаю, вот как здорово, 12 тысяч рублей — большие деньги для нас сейчас! Но господдержка, подойдя вплотную, резко развернулась и ушла. Спрашивают меня, а не было ли каких-нибудь косяков с уплатой налогов в истории моего бизнеса. И сами же отвечают: «Были!». Оказывается полгода назад бухгалтерская контора, у которой я обслуживаюсь, на один день задержала сдачу каких-то документов в инспекцию. И инспекция помахала мне ручкой — никаких, мол, тебе 12 тысяч.
То есть получается, что государство вроде как и радо помочь, но ищет поводы, чтобы этого не делать.
Никому из моих знакомых рестораторов воспользоваться господдержкой так и не удалось. Точно так же всем позвонили, сначала обрадовали, потом отказали. Потому что у каждого нашелся какой-то грешок. А у кого их нет?! У нас невозможно вести бизнес так, чтобы ни разу где-то не накосячить, даже самым безобидным образом.
Если говорить о других мерах господдержки, вроде льготных кредитов, то для сферы общественного питания это как мертвому припарка. На что нам эти кредиты брать? Чтобы платить аренду за пустующее кафе и выплачивать зарплату людям, которых распустили по домам? То есть занять у банка и проесть эти деньги так же как свои? А потом что? Как эти кредиты возвращать?
Кроме того, их же и не дают. Я пробовал обращаться в банк и мне отказали без объяснения причин. Сотрудник банка, который вел мою заявку, сказал, что это, скорее всего, потому что у меня не закрыто ИП. Понимаете, какой абсурд? Я, как предприниматель, иду в банк за кредитом, потому что у моего бизнеса проблемы из-за кризиса. А банк говорит, что готов предоставить кредит, только если я закрою бизнес и откажусь от идеи его спасать.
Бизнес-объединения, которые тоже якобы обещали помогать предпринимателям, пострадавшим от кризиса, затевают вместо этого имиджевые проекты. Например, развоз продовольствия особо нуждающимся. Сначала кричали, мол, мы сейчас объединимся, везде письма напишем, ко всем обратимся. А потом: «Ой, нас послали, ну давайте тогда голодающим старушкам поможем». Кормить голодных — это здорово, да. На таком деле можно заработать имя, репутацию добрых самаритян. Но как это поможет спасти предпринимателей от разорения?
Я никогда ничего особенного не ждал от государства. Но ведь и ситуаций таких, как этот кризис, еще не было. Никого не запирали дома и не запрещали работать. Ну раз уж заперли, то приостановите сбор налогов. Или хотя бы сдвиньте сроки. Так ведь нет же. Нам такие привилегии, оказывается, не положены. По телеку говорят, что дают отсрочку по налогам и тут же звонит налоговая и спрашивает: «А что это вы не платите? Сегодня последний день!». Объясняют тем, что, во-первых, все льготы для Москвы, а не для регионов; во-вторых, общепит — не турагентство, значит — не пострадал. Интересная логика. С ней и живем.
Мир действительно не будет прежним
— И в сфере общепита тоже все перестроится. Я думаю, рестораны по примеру казино уйдут в подполье. Скорее всего, самыми живучими окажутся небольшие заведения закрытого типа.
Вы не представляете, сколько денег нужно разнести по чиновничьим кабинетам, чтобы официально открыться любому ресторану. Но если работать по-тихому, то можно ограничиться одним «взносом» в нужные руки, которые заградят тебя от проверок. Это в тысячу раз дешевле. Поэтому я думаю, что в условиях новой реальности заведения общественного питания, так называемой сферы гостеприимства, будут уходить в тень, как в свое время было с игровым бизнесом. Я слышал, что около 30-40 подпольных казино в Саратове появились сразу после того, как государство запретило игорный бизнес. Рестораны могут пойти по такому же пути. Это проще, чем кажется. Повесили на входе табличку «банкет» и все. Ни одна проверка не зайдет и ничего не докажет.
Политика последних нескольких лет направлена на то, чтобы задавить общепит в жестких тисках. Как показывает практика, если государство объявляет о новых мерах поддержки бизнеса, значит параллельно вводят новый налог. Все эти системы слежения, типа «Меркурия», ЕГАИС и прочих, не дают зарабатывать вообще. Если соблюдать все их требования, работать будешь в ноль. Поэтому никто их на все 100% не соблюдает. Есть обходные пути, и рестораторы ими пользуются.
Но это не самое страшное, что может случиться.
Та степень отчаяния, в которой очень многие люди сейчас находятся, может привести к возвращению 90-х.
В том смысле, что безденежье и невозможность честно зарабатывать на жизнь толкает людей на многое. Я хорошо помню время, когда грабежи и рэкет были нормой жизни. Не исключено, что если сейчас появится какой-нибудь «Емеля Пугачев» и кинет клич, то народ прислушается. Я и сам могу не удержаться.