Периодически я хожу домой через студенческий городок: в воротики у десятого корпуса на Астраханской захожу, прохожу по ухоженной территории и из воротиков у третьего корпуса на Университетской выхожу. Я в СГУ учился 20 лет назад, мне тогда было двадцать, и хочется иногда думать, что тебе опять 20.
Позавчера я шёл там опять. А у студентов-медиков как раз выпускные что ли. И там у фонтана с десяток молодых разноцветных людей — от белого до эбенового, как будто они сорта пива, но в белых халатах выстроились в шеренгу и пытались синхронно подпрыгнуть для фотографии. Я стал смотреть, на который раз у них это получится.
Вдруг с другой стороны ко мне подскочила девушка, и я узнал в ней бывшего главного редактора «Телеком-ТВ» Елену Крымскую. Она весело воскликнула: «Докладываю: десять тысяч рублей получила!» Дело в том, что неделей раньше я спрашивал её: удалось ли оформить «пандемическое» пособие на ребёнка, широко обещанное нашим президентом? Потому что Елена является счастливой обладательницей бойкого, смышленого и вообще замечательного мальчика, у которого соответствующее характеристикам имя — Михаил.
Я спросил её, что она тут делает? Она сказала, что гуляет с ребёнком.
Я сказал строго: разве территория перед медицинскими корпусами — место для прогулок? Ленка сделала круглые глаза: «А где ещё гулять-то? Парки закрыты, мы вот здесь».
И тут я, наконец, обратил внимание, что вокруг фонтана — детский сад. Это студентки-медички из Ботсваны меня просто отвлекли вначале.
А так — там куча мамаш с дитями разных возрастов, что вокруг гвалт, что мальчики и девочки бегают между ивовых зарослей, гоняют на велосипедиках и самокатах, а их мамы кучкуются у хвойных деревьев, потому что скамеечек там маловато.
Мне стало их чуть жаль, но я сказал: «Всё равно! Нехорошо, товарищи женщины. Вот вы тут собираетесь, галдите, судачите, как на базаре. Правительство, может, обсуждаете нелестно, депутатов, губернатора, а то ещё хуже — мужей своих в поте лица добывающих пропитание вам и вашему потомству. А тут, между прочим, храм науки, вон в том здании — человеческие органы в физрастворах заспиртованы. Благоговение надо иметь, а не трещать сороками!»
Одна женщина, самая смелая видать, вышла вперёд и ответила: «Товарищ русскоговорящий мулат! Мы всё понимаем, не тёмные. Но вот ты там пропиши в газете: что ж это такое — начальники гулять нам разрешили, полиция больше пропуски не спрашивает, а парки не открылись? Как же это понимать? Где ж это нам выгуливаться с питомцами? Им бесенятам резвиться надо, витамин D для росту и здоровья вырабатывать на солнечном свете. Вот приходится в университет идти».
Я обещал им прописать и вот делаю это: если сняли режим самоизоляции и вернули людям возможность гулять на улице, то почему не вернули им места для прогулок?! Общественный транспорт работает, бани работают, парикмахерские работают, а парки — нет.
Самое потрясающее в нашей ситуации, что Правительство в виде его председателя и начальника областного антиковид-штаба Александра Стрелюхина готово открыть парки и Набережную, главный полицейский области генерал Николай Трифонов тоже выступает за их открытие с соблюдением дистанций и ношением масок. Но против — управление регионального Роспотребнадзора.
Замначальника управления Надежда Матвеева сказала: «У нас закрыты не все уличные зеленые зоны, закрыты только парки. Да, в Саратове они небольшие по площади. Там будет создаваться определенная концентрация людей. Там рассредоточить население невозможно. Вряд ли получится организовать график посещения. Мы пока считаем открытие парков нецелесообразным. До 21 июня они будут закрыты».
Значит, небольшие по площади парки у нас, говорит Надежда Матвеева. Чего, мол, их открывать, только душу травить. Хорошо. Но ведь 10 тысяч детских «ковидных» рублей — тоже небольшие по сумме. Чего их выдавать-то народу?! Только душу травить. Так? Нет, не так.
Давайте будем размышлять как материалисты: есть такое физическое понятие — плотность, она представляет собой отношение массы к объёму.
То есть берёшь килограммы тела и делишь его на кубические метры тела, получаешь плотность. Допустим масса тела А и масса тела В равны, но объем тела В — больше. Очевидно, что плотность тела В в таком случае — меньше.
В демографии то же самое, только вместо килограммов массы — количество человеческих душ, а вместо кубических метров — квадратные метры. Берёшь количество человеческих душ и делишь их на квадратные метры, получаешь плотность человеческих душ на метр. Или «концентрацию», как говорит замглавы регионального управления Роспотребнадзора Надежда Матвеева.
Нам нужно взять количество гуляющих человеческих душ и разделить их на квадратные метры площадок, предназначенных для прогулок в Саратове. Отлично! Каково количество гуляющих в Саратове людей каждый день? Понятия не имею, но, примерно одинаковое число.
Каково количество квадратных метров площадок для прогулок в Саратове, учитывая все аллеи, скверы, парки, широкие дворы и пешеходные зоны? Понятия не имею.
Но ведь нам это и не надо — точные числа. Потому что очевидно, что без парков и Набережной квадратных метров для прогулок меньше, а значит при постоянной первой величине — количестве гуляющих — искомая плотность будет выше!
Нет таких людей в Саратове, которые сейчас сидят дома и говорят себе и детям: «А! Ну раз Горпарк не открыли, значит, никуда гулять не пойдём! Раз Набережная закрыта, будем сидеть дома назло всем!»
Не будут сидеть, пойдут! Раз разрешили — все пойдут. Кто боится, он в любом случае не пошёл бы, даже если бы губернатор позвал гулять в свою загородную резиденцию в Октябрьском ущелье. А кто не боится, пойдёт. Но не в Горпарк, который закрыт, а на аллею Рахова, которая открыта.
Может, сейчас я вижу то, что хочу видеть, но ни в прошлом, ни в позапрошлом годах я не наблюдал летом такой «концентрации» людей на «раховской» пешеходной зоне, когда нет ни одной свободной скамейки. Я не наблюдал в прошлом году такого количества людей на несчастной, крохотной детской площадке возле Крытого рынка, где аллея роз. Я не видывал раньше столько мамаш с детьми на территории университетского городка, которые мешают студентам-медикам из Ботсваны в том числе фотографироваться на память о чудесных годах, проведенных в лучшем городе на Земле (по В. Радаеву).
Сейчас гуляющие в Саратове находятся в агрегатном состоянии воды — в близком молекулярном положении, а надо превратить их в агрегатное состояние пара, то есть газа! Их нужно как раз таки рассредоточить, а для этого необходимо добавить площади, сделать вторую величину, тогда плотность снизится.
Я не знаю, насколько с эпидемиологической точки зрения сейчас правильным было отменить самоизоляцию: с одной стороны количество зараженных растёт, с другой стороны — врачи-вирусологи Италии, допустим, некто главврач больницы Сан-Раффаэле в Милане Альберто Зангрильо заявил, что летний коронавирус мутировал и ослаб по сравнению со звериной февральской версией самого себя. Может, так, может, нет. Это вопрос другого уровня.
Но раз уж разрешили гулять по-старинке, так предоставьте места для прогулок, как прежде. Сняли ошейники — снимите замки. Кажется, античные мудрецы это называли логикой.