«Анонимно можно. Найдут еще — побьют», — то ли в шутку, то ли всерьез ответил собеседник на предложение рассказать о работе волонтеров Конституции в Саратове. Всего, по данным региональных властей, «помочь в проведении всероссийского голосования по вопросу одобрения поправок» в области решили 1360 человек. В основном это — студенты местных вузов. С одним из них мы поговорили через неделю после того, как волонтеры вышли на улицы — рассказывать населению о важности грядущего голосования и особенностях его проведения.
— Кто такие волонтеры, и как ты сам попал в их ряды?
— Это — ребята со всех вузов Саратова. Хотя есть и прочие добровольцы — не учащиеся. Мне мой куратор сказал: есть вариант на время податься в волонтёры, не хочешь? Ну, я и согласился.
— Что мотивировало участвовать в волонтерском движении? Многие думают, что этим занимаются за деньги или за зачёты. Так ли это?
— Я с куратором хорошо общаюсь. Он мне предложил и я согласился. Всё равно дома сижу и ничего не делаю. А там глядишь — помогут в будущем, если будут какие-то проблемы в вузе. Честно, я не вникал глубоко в структуру, и не знаю — другие ребята за деньги или за зачеты. Но скажу так: естественно, просто так это делать никто не будет.
— Не страшно заниматься этим, учитывая, что ежедневно в регионе прирост зараженных коронавирусной инфекцией — выше 110 человек? Вас же как раз размещают в местах массового скопления. И, если честно, целый день провести на жаре в маске — едва ли кому-то под силу.
— Нас снабдили всем необходимым: антисептиком, перчатками, масками. И главное — водой. В большинстве случаев точки информирования стоят в тени, чтобы никто не получил солнечный удар.
— Насколько я понимаю, волонтеры на улицах работают с этой недели. Какое за это время сложилось мнение о тех, кто подходит к пунктам размещения? Есть ли те, кто проявляет агрессию?
— Да, волонтеры начали свою работу с 15 июня. Ну, естественно у нас есть некое понимание того, какой деятельностью мы занимаемся. И от критики и агрессии в свой адрес избавиться, увы, не получается. А очень жаль.
Я бы не сказал, что агрессивных людей много. Но примерно каждый десятый человек смотрит на нас с презрением или начинает оскорблять. В среднем — это люди от 25 до 35 лет. И это — мужчины.
Есть и такие личности, которые употребляют сильно нецензурные выражения. К счастью, до применения силы пока не доходило.
Чаще всего нам пытаются доказать, что наша деятельность незаконна, и нас надо кого посадить, а кого — расстрелять. Но это не так. Центральная избирательная комиссия РФ подписала договор с организацией «Добровольцы России» по поводу информирования населения через специальные точки. Для этого и были приглашены волонтеры. Все точки стоят законно, их местоположение обговорено с вышестоящими представителями, а наша деятельность закреплена в законодательстве.
— В чем, на твой взгляд, задача волонтеров Конституции?
— Наша задача — информирование населения. То есть, мы стоим около стендов и людям, которые интересуются, мы рассказываем о поправках. О том, где можно проголосовать, как узнать номер своего избирательного участка. И еще рассказываем про волонтерские организации и их акции.
Мнение граждан о происходящем, на мой взгляд, очень важно. Поэтому, чем больше людей знают о голосовании и о поправках, тем большая заинтересованность у них к тому, что происходит в стране. А такое поведение ведёт к изменениям.
— В СМИ и в сети сейчас много пишут о том, что голосование бессмысленно. Ведь поправки уже приняты. Даже издательства начали выпуск новой Конституции с поправками, которую продают в магазинах. Как считаешь, если вдруг большинство на этом голосовании проголосует против поправок, что тогда произойдет?
— Честно: ничего не произойдет. Поправки в любом случае вступят в силу. Я не понимаю, если честно, для чего это голосование. Так как в соответствии с Федеральным законом от 04.03.1998 N 33-ФЗ, голосование народа за поправки в Конституцию не требуется. Всё решается на уровне законодательных органов субъектов РФ. Но по отношению населения к этому голосованию, я думаю, поправки не приняли бы. Потому что большинство, мне кажется, как раз против этих поправок.
Раздаточный материал волонтеров
— Власти рассылают отчёты о том, что людей очень интересует, как они могут проголосовать. По твоим наблюдениям, это действительно так или преобладают другие вопросы?
— На самом деле это так. Очень многие интересуются: где и как можно проголосовать. Это, скорее всего, из-за пандемии. Многие люди считают, что избирательные участки будут закрыты, так как карантин продлят. Но, если честно, мы не располагаем информацией о том, что будет происходить в день голосования на участках.
— Чувствуешь ли ты, что волонтерское движение склоняется к одному из вариантов ответа грядущего голосования? Надписи на плакатах ваших информационных центров словно намекают, что хорошее будущее наступит как раз если проголосовать «за». Вот, например, написано: «Стань автором перемен» или «Выбери свою поправку»… Но если люди, напротив, не хотят менять Конституцию и выбирать поправку, значит они автоматически оказываются на другой стороне? Вступают в конфликт с волонтёрами?
— У нас не было установки заставлять людей голосовать «за»! Нам сказали: информируйте население. Вот и всё. То, что написано на стендах и на «раздатке» — мы внимание этому особое не уделяем. И если человек взял у нас «раздатку», то это ему решать — читать её или выбросить. Так же если человек не хочет брать, мы не настаиваем. По сути, нам достаточно того, чтобы человек взглянул на стенд и увидел, что 1 июля — голосование.
Мы не ведём какую-то войну. Мы — такие же граждане. Это — такая же работа, как и у всех. Мнение у людей разное, и мы должны уважать это мнение. Потому что без уважения добиться чего-либо не получится. Поэтому я себя не считаю ни чьим противником. В крайнем случае, мы держим нейтралитет между гражданами и государством.
— А у самого, если не секрет, какое отношение к поправкам?
— Сильно отрицательное, максимально негативное. Лично я — против этих поправок по той причине, что там есть обнуление сроков, что некоторые здравые поправки из списка убрали. И, самое главное, что отталкивает от того, чтобы я проголосовал «за» — это то, что там указывается: отныне Конституция РФ будет главенствовать над международным правом. Вот это мне не нравится.
Да, мне симпатичны поправки о животных, о культурном наследии… Мне это нравится. Но то, о чем я говорил выше — очень сильно отталкивает меня от этих поправок и перекрывает их.