Ограничения из-за пандемии коронавируса и снижение спроса привели к падению оборота торговли: в апреле — на 23%, в мае — на 19% по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. В связи с этим торговые сети не смогут активно поднимать цены на потребительские товары до конца нынешнего года. К такому выводу пришли опрошенные «Известиями» эксперты.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) изданию подтвердили, что крупные сети начали сдерживать рост цен ещё в апреле и продолжают это делать сейчас. Кроме того, некоторые компании обнулили наценку на часть социально значимых товаров, реализуя их по закупочным ценам.
Директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев пояснил, что несмотря на то, что в мае ограничительные меры стали снимать, доходы граждан и их покупательская способность пока не восстановились до уровня начала года. Часть россиян перешла на сберегательную модель поведения, при которой меньше тратят и больше откладывают на «чёрный день». В июне и июле ситуация радикально не изменится и снижение спроса продолжится, полагает Николаев. Для торговых сетей, по его мнению, это станет сдерживающим фактором — в условиях ограниченного спроса не будет возможности повышать цены.
Согласен с такой точкой зрения и главный инвестиционный стратег «БКС Брокер» Максим Шеин. Он отметил, что падение торгового оборота напрямую связано с карантином, а снижение спроса сократит возможности ритейлеров повышать цены на товары до конца года. По мнению Шеина, торговые сети будут пытаться договариваться с поставщиками, чтобы и они тормозили процесс роста цен.
Напомним, по данным исследования холдинга «Ромир» и консалтинговой компании BCG, результаты которого были опубликованы во второй половине апреля, россияне уже тогда начали и продолжат экономить буквально на всём. Падение потребительского спроса в России в ближайшие 6 месяцев затронет 90% товаров и услуг. Больше всего россияне собираются экономить на кинотеатрах (43% граждан) и ресторанах (39%). Кроме того, граждане собираются покупать меньше алкоголя (28%), замороженных и консервированных продуктов (16%), бакалеи (15%) и детского питания (8%).
Согласно результатам исследования сервиса «Работа.ру» и ИТ-компании «Эвотор», расходы на еду в период пандемии составляют более половины бюджета у 71% россиян.